В замечательном кинофильме «Кин-дза-дза!», вышедшем на экраны во второй половине 80-х, есть такой эпизод.
Когда землянин, прораб дядя Вова приглашает Би и Уэфа, жителей планеты Плюк, переехать на Землю для дальнейшего проживания, инопланетяне с возмущением отказываются, потому что не понимают, «как можно жить на планете, где нет цветовой дифференциации штанов».
Дело в том, что на планете Плюк положение в обществе определяется цветом штанов. Например, обладатель голубых штанов относится к высшей элите и имеет личный бассейн. А обладатель малиновых штанов неприкосновенен, и полицейские (на Плюке – эцелопы) не могут его бить, а пацаки и чатлане (две разные категории граждан Плюка) должны перед ним два раза приседать и говорить «Ку!» Ну и, наконец, обладатель жёлтых штанов относится к зажиточным гражданам, и пацаки должны перед ним приседать два раза и говорить «Ку!»
И без такого «цветового» подхода жить, по мнению плюкчан, нельзя. Иначе как определишь без этого, «кто есть ху»? Кто что из себя представляет и кто где размещается в социальной иерархии?
В конце XIX века в искусстве (литературе, музыке и живописи) возникло крупное течение, последователи которого использовали символику, недосказанность, намёки. Этот художественный приём широко распространился и в наше время.
А вот политическая символика возникла намного раньше. И ритуально-процессуальная, и скульптурно-оформительская, и условно-графическая, и наглядно-агитационная, и объективно-предметная, и политико-музыкальная.
И, наконец, политическая мода на одежду, предметы и цвета. В том числе и на цвет штанов.
Девочка плачет: шарик замели
К чему я это? К голубым шарикам, которые ретивые полицейские стали отбирать у гуляющих граждан, празднично настроенных по случаю Наурыза.
Говорят, полиция получила информацию, что сторонники обвинённого в экстремизме и запрещённого движения «Демократический выбор Казахстана» в знак политического протеста собираются гулять с голубыми шариками.
И хотя Министерство внутренних дел Республики Казахстан в лице директора департамента государственного языка и информации Алмаса САДУБАЕВА открестилось от такой установки своим сотрудникам, переведя стрелки на местные исполнительные органы – акиматы, сам факт-то имел место.
Таким образом, не повезло форме – шарикам и цвету – голубому.
Если бы сторонников этого движения связывали только с предметом – шариками, то, наверное, отбирали бы шарики любого цвета. Кстати, нет информации о том, отбирали только надутые шарики или сдутые и лопнувшие тоже?
А вот если бы ассоциации были связаны только с цветом, то боюсь даже представить масштабы и направления борьбы. Сколько у нас голубого. Небо, например, или тянь-шаньские ели, наши озёра и реки.
Купаешься в голубой воде – а вдруг ты сторонник оппозиции? И нечего в небо смотреть, когда нет облаков или дождя: вдруг это форма выражения политического протеста?
Театр абсурда
Искусство, конечно же, не ограничивается символизмом. Есть ещё такое направление – абсурдизм. Литература абсурда, театр абсурда. Для них характерно демонстративно подчёркиваемое отсутствие причинно-следственных связей, демонстрация бессмысленности, парадоксальности, нелепости и даже комизма.
Политика абсурда или абсурдизм в политике – это как-то чересчур. И дело даже не в том, отдавали такое распоряжение полицейским чины в МВД или акиматовские чиновники. Сам факт того, что кто-то распорядился изымать голубые воздушные шарики, а кто-то пошёл выполнять это распоряжение, подталкивает к необходимости ввести для госслужащих цветовую дифференциацию мозгов в виде специальных отметок на лбу разного цвета.
Боюсь, если этого не сделать, трудно будет предугадать, что ещё придёт в не отмеченные соответствующим цветом государственные головы.
ИСТОЧНИК:
Ratel.kz
http://www.ratel.kz/outlook/tsvetovaja_differentsiatsija_mozgov