Февральские слушания по свободе прессы

12.02.2015

11 февраля в конференц-зале алматинского отеля «Астана» прошел круглый стол по вопросу о свободе слова как основе демократии, приуроченный к девятой годовщине убийства политика и публициста Алтынбека Сарсенбаева, дважды занимавшего пост министра информации Республики Казахстан в 1993-2001 годах и осенью 2004 года.  Круглый стол был организован Общественным фондом имени Сарсенбаева и Международным фондом защиты свободы слова «Адил соз».

 

Два министерства Алтынбека и кровавый финал его жизни

 

О втором и самом коротком министерстве Алтынбека на этом круглом столе не раз говорили, вспоминая прежде всего о том, что было его первыми действиями в старо-новом качестве: первым же приказом Сарсенбаев отменил все предупреждения и отозвал все судебные иски, которыми его предшественники донимали редакции независимых СМИ, а вторым приказом зарегистрировал все СМИ, чьи заявления о регистрации годами лежали без движения, а ещё он инициировал подготовку законопроекта «О свободе прессы в Казахстане».

 

Менее чем через три месяца он перестал быть министром, а ещё через год с небольшим, 11 февраля 2006 года, Алтынбек Сарсенбаев вместе с двумя помощниками был незаконно схвачен бойцами спецподразделения КНБ «Арыстан», после чего тела всех троих были найдены утром 13 февраля в предгорьях на окраине Алматы.

 

По обвинению в организации убийства оппозиционного деятеля и публициста Алтынбека Сарсенбаева, его телохранителя Бауржана Байбосына и водителя Василия Журавлёва были арестованы и осуждены тогдашний секретарь сената парламента и бывший вице-премьер правительства РК (сейчас он уже на свободе) и  бывший полицейский опер (продолжает отбывать пожизненное заключение), а также командир и группа рядовых бойцов спецназа КНБ. Однако в официальной версии политического убийства как якобы простой «заказахи» мало кто поверил, было много альтернативных версий, споры об этом продолжаются по сей день.

 

Конференц-зал украшал этот портрет Алтынбека Сарсенбаева.

 

Ещё о Сарсенбаеве и Бельгере…

 

На слушаниях 11 февраля помянули добрым словом не только Алтынбека Сарсенбаева, погибшего в этот день девять лет назад, но также известного писателя и переводчика, публициста и общественного деятеля Герольда Бельгера, умершего от тяжелой болезни 7 февраля и похороненного 10 февраля, за день до сегодняшнего разговора. Модератор круглого стола, глава попечительского совета Сарсенбаевского фонда Толеген Жукеев предложил почтить память Герольда Карловича вставанием, что и было исполнено всеми присутствующими.

 

Главный редактор закрытого властями журнала «Адам бол» Гульжан Ергалиева напомнила об участии Бельгера в работе общественного редакционного совета журнала, члены которого направили в начале декабря прошлого года обращение к президенту страны Нурсултану Назарбаеву с призывом не допустить судебной расправы над журналом. Однако никакого ответа от главы государства получено не было, а расправа состоялась своим чередом.

 

Также Гульжан Хамитовна вспомнила о том, что одной из газет, зарегистрированных Алтынбеком Сарсенбаевым в начале его второго министерства, была созданная ею «Свобода слова». Аналогичный факт привела и главный редактор интернет-сайта «Накануне.kz» Оксана Макушина в отношении тогдашних изданий «Республика» и «Ассанди-Таймс». С упоминания об этих фактах, а также о тогдашних законодательных инициативах Сарсенбаева начала свой доклад и президент Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» Тамара Калеева.

 

Толеген Жукеев открывает заседание круглого стола.

 

…и немного об Аманжоловой и Бокаеве

 

Также и автор этих строк, выступая на круглом столе как правозащитный журналист и историк казахстанской прессы, развил эту тему в собственном направлении, и теперь хотел бы воспроизвести в данной публикации. При подготовке своего выступления мне показалось важным объединить в нём тему поминовения Алтынбека Сарсенбаева (1962–2006) и Герольда Бельгера (1934–2015) с темой преследования властями независимых СМИ, где последним случаем было дело журнала «Адам бол» (ноябрь-декабрь 2014-го, но борьба за журнал продолжается и в январе-феврале 2015-го). Воспроизвожу этот фрагмент по памяти.

 

– Девять дней назад, 2 февраля, я вместе с другими членами общественного штаба по поддержке голодовки Гульжан Ергалиевой участвовал в коллективном посещении акимата южной столицы, где нас приняла заместитель акима Зауреш Аманжолова. Она же 11 февраля выступала на похоронах Герольда Бельгера с надгробным словом от акимата.

 

Многие из присутствовавших на той встрече убеждали заместительницу градоначальника и в её лице акимат отозвать печально известный судебный иск о закрытии журнала за «пропаганду войны», приводя различные аргументы в пользу такого жеста. Я тоже «вставил свои пять копеек», предложив чиновнице такой аргумент, что отзывая этот иск, наш аким Ахметжан Есимов мог бы красиво завершить своё клонящееся к семилетию градоначальство, подобно тому, как покойный ныне Алтынбек Сарсенбаев начал своё второе министерство, отозвав все карательные акты.

 

На это мадам Аманжолова ничего не ответила ни мне, ни другим аналогичным советчикам, чему я нисколько не удивился. Однако уже потом мне пришла в голову мысль о том, что если бы у неё не был тогда «рот на замке», так сказать, по заданной программе, то она вполне могла бы мне ответить: «Ну и долго ли ваш ненаглядный Алтынбек после этого пробыл министром?» Мало того, она могла бы ответить мне ещё жёстче: «Ну и долго ли он после этого прожил?»

 

Далее воспроизведу для читателей нашего сайта другой фрагмент из своего выступления, также относящийся к памятной встрече в акимате 2 февраля:

 

– Другой участник встречи со стороны городской власти – начальник Управления внутренней политики Санжар Бокаев в ответ на многочисленные восклицания оппонентов о пристрастности возглавляемого им органа к именно этому изданию заявил, что никакой пристрастности не было. В подтверждение чему чиновник привёл вот какую цифру: за 2014 год по искам УВП были закрыты 32 масс-медиа за различные нарушения закона о СМИ.

 

Однако что это за СМИ, совершенно непонятно. Если он имел в виду «Правдивую газету» и «Правду Казахстана», то их закрыли по искам акимата ещё в 2013 году, а если журнал «Аныз Адам», то его засудили за сравнение Путина с Гитлером точно в 2014-м, но по искам частных лиц, а не УВП. Где же эти 32 жертвы акиматовского бдения, в списке которых «Адам бол» должен якобы стоять 33-м? Даже всезнающий такие вещи фонд защиты свободы слова «Адил соз» ничего об этом не ведает!

 

Что-то мне подсказывает, что никаких таких 32-х исков акимат не подавал, это просто такая фигура речи, призванная слегка припудрить единственный реальный иск о закрытии «Адама». Но оцените, господа, как изменилась за последние годы риторика наших медиа-церберов! Раньше они, закрывая неугодные СМИ, до последнего отрицали свою к этому причастность, а если и признавались, то подчёркивали единичность случаев. Теперь же они готовы хвастаться несуществующими «заслугами» по закрыванию медиа-субъектов!

 

Интересно, чем же они будут оправдываться, когда в будущем с них спросят за сегодняшнее усердие?

 

Что они с нами делают и что нам делать с этим?

 

Такой вопрос был поставлен в выступлении независимого политика и публициста, колумниста «Новой газеты – Казахстан» Амиржана Косанова. Из всего, что власти вытворяют с прессой, он выделил четыре пункта, которым противопоставил четыре контрпункта, которые пресса могла бы противопоставить зажиму.

 

Амиржан Косанов

.

– Власть предпринимает против СМИ, грубо говоря, четыре вещи:

1) расправа – чисто силовая или юридическая.

2) монополизация медиа-среды;

3) подкуп формально независимых СМИ госзаказом;

4) полный беспредел в регионах по сравнению с Алматой и Астаной, где власть ещё как-то считается с присутствием ОБСЕ и проч.

 

А вот что в ответ на это следует делать нам:

1) если власти расправляются с одним независимым СМИ, всем другим таковым проявлять с ним солидарность;

2) добиваться демонополизации СМИ;

3) добиваться пересмотра самих принципов госзаказа;

4) усиливать присутствие в регионах,, привлекать к происходящим там событиям внимание международных организаций.

 

Среди других выступлений, прозвучавших на круглом столе, отметим выступление председателя общественного фонда «Журналисты в опасности» Рамазана Есергепова, ранее отсидевшего в тюрьме и на зоне полных три года за публикацию в редактируемой им газете «Алма-Ата инфо», который призвал не идеализировать ситуацию десятилетней и около того времени давности:

 

– Сейчас и впрямь всё много хуже, чем тогда, однако это не значит, что раньше ничего подобного не было. Вот сейчас нам Гульжан Ергалиева рассказала, как у собственника её журнала пытаются отбирать личное имущество во исполнение ещё не вступившего в силу решения суда по иску имама Амре. Но ведь и у меня во времена моего редакторства в «Алма-Ата инфо» прямо из дома мебель выносили и на специально подогнанной фуре вывозили, хотя те решения судов ещё не вступили в силу, а потом я вообще добился их отмены.

 

Отметим также казахскоязычные выступления главных редакторов журнала «Аныз Адам» Жарылкапа Калыбая и газеты «Жас Алаш» Рысбека Сарсенбайулы (брат Алтынбека Сарсенбаева, годовщине гибели которого были посвящены слушания).

 

Пусть единство – утопия, но нужно с чего-то начинать

 

А теперь вернёмся к началу вчерашнего круглого стола и воспроизведём с небольшими сокращениями зачинный доклад президента фонда «Адил соз» Тамары Калеевой.

 

Тамара Калеева.

 

«Накануне сегодняшней годовщины Алтынбека Сарсенбаева я нашла в архиве нашего фонда переписку с ним начала 2001 года, когда самый молодой в те годы министр культуры, информации и общественного согласия выступил с инициативой реформировать статью 145 Гражданского кодекса («Право на изображение»), введя в нее понятие публичного лица и публичных мероприятий. Он не успел добиться этих изменений – в мае того же года его назначили секретарем Совета безопасности РК.

 

В результате мы до сих пор имеем закон, обязывающий всех фотографов и телеоператоров спрашивать разрешение на съемку у любого лица, попавшего в кадр. Эта норма как дамоклов меч висит над всеми журналистами, а падает только на головы «избранных», действия которых власть отслеживает особенно усердно и наказывает по всякому поводу, а нередко и без повода.

 

Далеко не только в этом, но и во всём остальном мы до сих пор имеем медийное законодательство, которое не соответствует международным стандартам и является одним из самых репрессивных на постсоветском пространстве.

 

Уголовный кодекс РК содержит пять статей, предусматривающих повышенные меры защиты личных неимущественных прав должностных лиц, включая президента страны, депутатов парламента, представителей исполнительной и судебной власти.

 

Не только не отменена, но ещё больше усилена уголовная ответственность за клевету. Сторонники закручивания гаек убеждают нас, что это только превентивная мера, а тем временем число судебных процессов по этой статье подскочило: в 2014 году впервые за несколько лет вынесено два обвинительных приговора по этой статье, на мой взгляд, совершенно необоснованных – в отношении известного общественного деятеля Мусагали Дуамбекова и журналиста Саи Иссы. 

 

В новом УК ужесточены санкции за нарушение неприкосновенности частной жизни при отсутствии четкого определения, что такое частная жизнь. Новым является введение уголовной ответственности за те же деяния с использованием информационно-коммуникационных сетей.

 

Только полной нетерпимостью к свободе слова и непониманием ее сути можно объяснить введение в УК статьи «Распространение заведомо ложной информации», предусматривающей максимальное наказание до десяти лет лишения свободы – почти как за убийство!

 

Административное законодательство содержит более 40 самостоятельных составов правонарушений в сфере деятельности СМИ. Новый КоАП сохранил все прежние драконовские санкции в виде прекращения выпуска СМИ и конфискацию их тиражей за чисто технические ошибки в выходных данных.

 

Закон о СМИ предусматривает разрешительную регистрацию и содержит внутренние противоречия, которые позволяют закрывать издания без суда. В то же время в законе отсутствуют нормы, препятствующие монополизации СМИ. Право государственного регулирования деятельности СМИ распределено между правительством, уполномоченным государственным органом и местной исполнительной властью. Полномочия же уполномоченного органа и местной власти таковы, что через них государство полностью контролирует общественное поле массовой информации.

 

Каков закон, такова и практика. Только в 2014 году, по данным нашего фонда, принудительно закрыты 5 газет и 2 телеканала, предъявлено около 100 исков о взыскании морального вреда на общую сумму  740 млн. тенге. Совершено 16 нападений на редакции СМИ и журналистов, среди пострадавших была и Гульжан Ергалиева буквально за день до вынесения Медеуским районным судом решения о закрытии возглавляемого ею журнала «Адам бол».

 

Свой иск о закрытии этого издания за так называемую пропаганду войны на Украине акимат Алматы выдвинул, не проведя никаких экспертных исследований. В условиях, когда уши и души казахстанцев ежедневно и ежечасно обрабатывает российская пропаганда той самой войны, акимат объявляет преступным интервью с казахстанцем, живущим на Украине и высказывающим свою точку зрения на украинскую трагедию, отличную от российской.

 

Вся эта история тянется уже два с половиной месяца, на протяжении которых была и голодовка Гульжан Ергалиевой, и арест личного имущества собственника издания, и акции международной и отечественной поддержки журнала. На 26 февраля назначено апелляционное рассмотрение, так что скоро мы узнаем, хватит ли у казахстанской Фемиды мужества на деле продемонстрировать свою независимость и справедливость.

 

Чтобы таких ситуаций было как можно меньше (я пока даже не мечтаю, что их вообще не будет), предлагаю включить в резолюцию сегодняшнего круглого стола следующие рекомендации:

 

1. Привести законодательство о свободе выражения в соответствие с международными демократическими принципами. Исключить уголовную ответственность за клевету и оскорбление, распространение заведомо ложной информации.

 

2. Ограничить исковую давность по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации, регламентировать суммы возмещения морального вреда. Ограничения, налагаемые на свободу слова в целях защиты права какого-либо лица на его изображение, в законодательстве РК должны быть жестко лимитированы и соответствовать общепринятым критериям.

 

3. Пересмотреть судебные решения о принудительном закрытии газет «Ассанди-Таймс», «Адам бол», «Правдивая газета». Внести изменения в закон «О средствах массовой информации», лишив органы государственного управления права закрывать СМИ.

 

4. Тщательно расследовать каждый случай задержаний, угроз и нападений на журналистов.

 

5. Пригласить в Казахстан специального докладчика ООН по свободе слова.

 

И конечно, нам всем нужна солидарность. Замечательный лозунг «Пока мы едины, мы непобедимы» для нас сейчас утопия, но с чего-то нужно начинать. И эти первые шаги уже сделаны – я имею в виду журналистскую солидарность. Нам всем нужно чувствовать локоть друга».

 

Слушали – постановили

 

И в качестве завершающей главки воспроизводим текст итоговой резолюции круглого стола 11 февраля.

 

«Участники круглого стола «Свобода слова – основа демократии», обсудив современную ситуацию со свободой выражения, получения и распространения информации  в свете  международных стандартов и конституционных гарантий, констатируют:

 

Казахстанская законодательная регламентация и правоприменительная практика и тенденции их развития не соответствуют, а зачастую полностью противоречат международным принципам и Конституции страны.

 

Новый Уголовный кодекс, принятие которого объяснялось задачей гуманизации системы наказаний, ужесточил уголовное преследование журналистов и гражданских активистов. В административном и гражданском своде законов сохраняется весь комплекс норм, позволяющих  разорять и закрывать издания, которые решаются говорить обществу правду.

 

Всё чаще выносятся обвинительные приговоры по обвинению в клевете, споры о защите репутации становятся способом разорить и закрыть издания. Допуская беспрецедентную пропаганду военных действий иностранными СМИ,  власть грубо пресекает попытки отечественных изданий доносить до общества разнообразную и объективную информацию по общественно важным вопросам. 

 

Пристрастно контролируя и оценивая деятельность независимых СМИ, власть упорно не замечает фактов воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов,  нападений, угроз и незаконных арестов.

 

Чтобы принципиально изменить ситуацию в интересах общества и государства, рекомендуем:

 

1. Привести законодательство о свободе выражения в соответствие с международными демократическими принципами. Исключить уголовную ответственность за клевету и оскорбление, распространение заведомо ложной информации.

 

2. Покончить с позорным положением, когда дела о защите чести и достоинства наравне  тяжелейшими преступлениями против человечества не имеют сроков исковой давности. В сочетании с безразмерными суммами взыскания морального вреда это создает реальную угрозу уничтожения любого издания и не позволяет СМИ эффективно бороться с коррупцией.

 

3. Ограничить исковую давность по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации, регламентировать суммы возмещения морального вреда. Ограничения, налагаемые на свободу слова в целях защиты права какого-либо лица на его изображение, в законодательстве РК должны быть жестко лимитированы и соответствовать общепринятым критериям.

 

4. Весь многочисленный арсенал наказаний и запретов должен быть пересмотрен и приведен в соответствие со ст. 39 Конституции Казахстана. Конфискация тиража, арест  оборудования или приостановление деятельности средства массовой информации в качестве наказания за процедурные нарушения являются недопустимыми и должны быть исключены из законодательства. Приостановление деятельности СМИ никогда не должно допускаться без наличия судебного решения.

 

5. Законодательно и практически обеспечить беспрепятственное получение и распространение информации. Право на тайну личной жизни не должно приниматься во внимание при наличии более существенного общественного интереса. 

 

6. Пересмотреть законодательство о регулировании Интернета в соответствии с  международными принципами и нормами свободы выражения мнения. Прекратить практику внесудебной блокировки интернет-изданий.

 

7. Пересмотреть судебные решения о принудительном закрытии изданий «Адам бол», «Ассанди-Таймс», «Правдивая газета».

 

8. Тщательно расследовать каждый случай задержаний, угроз и нападений на журналистов.

 

9. Запретить создание и функционирование государственных СМИ. Государственную поддержку СМИ переориентировать с пропаганды деятельности власти на укрепление принципа плюрализма и разнообразия.

 

10. Пригласить в Казахстан специального докладчика ООН по свободе слова».

 

Исходный текст доклада Т.Калеевой получен от неё самой.
Текст резолюции и фотоснимки взяты с сайта МФ «Адил соз» за 11.02.2015
<http://www.adilsoz.kz/news/show/id/1746>

 

 


Добавить комментарий