Защита фундаментальных прав в Центральной Азии: Обзор ситуации за период апрель-июнь 2014 г.

17.07.2014

Защита фундаментальных прав в Центральной Азии:

Обзор ситуации за период апрель-июнь 2014 года*

  1. Казахстан

    1.1.  Общая ситуация

    В целом ситуация, связанная с правами человека, остается стабильно тревожной в Казахстане. В определенных областях наблюдается некоторый прогресс, однако другие изменения, скорее, свидетельствуют об ухудшении ситуации в области прав человека.

     

    29 мая 2014 г. Россия, Казахстан и Белоруссия подписали договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), при этом в обществе есть опасения, что данный союз может трансформироваться в политический инструмент давления России на своих партнеров. Также с экономической точки зрения возникли опасения, что санкции в отношении России в связи с событиями в Украине могут перекинуться и на ее партнеров по ЕАЭС.

     

    3 июля 2014 г. президент Назарбаев подписал новый Уголовный кодекс РК, который вызвал резкое неприятие у гражданского сектора. В новом УК прямо нарушается право граждан на свободу объединения, свободу выражения мнения и другие фундаментальные права. В начале июля также был подписан новый Кодекс об административных правонарушениях, который изобилует другими ограничениями в области свободы слова, мирных собраний и свободы совести. 27 июня 2014 президент подписал новый Закон о профсоюзах, вызвавший критику со стороны независимых профсоюзных организаций, Всемирной федерации профсоюзов, Международной конфедерации профсоюзов и Международной организации труда. (См. более подробную информацию об этих законодательных проектах внизу).

     

    В плане прогресса в стране на законодательном уровне внедрен Национальный Превентивный Механизм по противодействию пыткам при Омбудсмане, в который вошли сотрудники различных правозащитных организаций.

     

    При Министерстве иностранных дел РК с начала 2013 г. действует консультативно-совещательный орган «Диалоговая площадка по человеческому измерению», которая дает возможность представителям гражданского общества дискутировать с государственными чиновниками высокого уровня относительно существующих проблем в области прав человека. Из 157 рекомендаций со стороны неправительственных организаций 93 были одобрены госорганами, либо приняты Сенатом к рассмотрению. Однако, рекомендации по наиболее чувствительным вопросам (таким как политические права, свобода слова) были отклонены.

    В конце октября 2014 г. Казахстану предстоит вторично отчитываться в Совете ООН по правам человека в рамках Универсального Периодического Обзора (УПО), а в ноябре в Комитете ООН против пыток.

     

    1.2.  Ситуация касательно свободы выражения, собраний и ассоциаций

    Новое законодательство          

    С момента подписания нового Уголовного кодекса расширены основания и сохранена санкция в виде трех лет лишения свободы за клевету, сохранена особая защита личных неимущественных прав государственных служащих высокого ранга. Более того, введена новая статья «Распространение заведомо ложной информации», предусматривающая  наказание до десяти лет лишения свободы и не исключающая привлечение к ответственности за распространение мнений, взглядов, убеждений и предположений.

     

    В УК добавлена новое дискриминационное понятие «лидер общественного объединения», как специальный субъект преступления, что может привести к преследованию членов общественных объединений. Также вызывает тревогу статья, запрещающая «незаконное вмешательство членов общественных объединений в деятельность государственных органов». Отсутствие ясного и недвусмысленного толкования понятий, содержащихся в этой статье, предоставит возможность для недобросовестных чиновников трактовать любое справедливое требование общественности в лице членов общественных объединений как незаконное вмешательство в их деятельность и сведет на нет общественный контроль в стране.

     

    В новом Кодекса об административных правонарушениях сохранены чрезмерные санкции в виде приостановления и закрытия СМИ за нарушения технического порядка. Статья  КоАП «Нарушение законодательства об общественных объединениях» предусматривает возможность приостанавливать и даже прекращать  деятельность общественного объединения за любое незначительное нарушение технического характера, и более того, позволяет наказывать общественные организации  за любую законную деятельность, не определенную в уставе организации. Особенно это положение законодательства вызывает озабоченность в отношении религиозных объединений.

     

    В новом законе о профсоюзах, подписанным президентом в конце июня, поставлено под сомнение само существование независимых профсоюзов, поскольку новый закон подразумевает вхождение всех профсоюзов в отраслевые, республиканские и иные центры, которые будут находиться под контролем.

     

    Согласно информации от правительства Казахстана, в настоящее время разрабатываются поправки в законодательство, касающиеся деятельности неправительственных организаций. Отмечается, что в рамках законопроекта будет учтен опыт зарубежных стран. Есть опасения, что это может привести к введению репрессивных поправок, подобных тем, которые уже были предложены и одобрены в других странах региона, в частности в России.

     

    Преследование оппозиционных СМИ, журналистов

    В стране систематически проходят суды по закрытию немногочисленных независимых газет по самым разным основаниям, включая мельчайшие технические ошибки в выходных данных.

     

  • 18 апреля 2014 г. вступило в силу судебное решение о закрытии оппозиционной «Правдивой газеты», так как Алматинский городской суд оставил без изменения решение  районного суда от 24 февраля. Прокурор попросил суд прекратить выпуск издания и аннулировать свидетельство о постановке на учет за то, что в течение одного года газета имела три административных взыскания, в том числе за то, что был опубликован завышенный на 1 тысячу экземпляров тираж и неясно пропечатанные выходные данные.

     

  • 21 апреля 2014 г. Медеуский районный суд г. Алматы признал газету «Ассанди-Таймс» «структурной частью» запрещенного в 2012 году по обвинению в экстремизме оппозиционного издания «Республика» и постановил, что она должна прекратить деятельность. 12 июня Алматинский городской суд оставил решение без изменений.

     

    За отчетный период прошло несколько судебных процессов в отношении журналистов, по обвинению в клевете, в том числе в уголовном порядке.

     

  • 5 марта 2014 года в отношении независимого журналиста Натальи Садыковой было возбуждено уголовное дело по обвинению в клевете по п.3 ст. 129 УК РК, которая предусматривает наказание до 3 лет лишения свободы. Дело возбуждено по частному обвинению экс-мажилисмена Марала Итегулова, который заявил, что Наталья, используя псевдоним, опубликовала на портале «Республика» статью, в которой умышленно оклеветала его. 17 марта Актюбинский городской суд вынес заочно постановление о  ее аресте. С 9 марта Наталья вместе с семьей находятся в Украине. Ее адвокату не удалось получить доступ к материалам уголовного дела.

     

    Цензура Интернета

    Также подвергаются блокировке ряд оппозиционных интернет-сайтов при отсутствии судебных решений, в том числе respublikakaz.info, socialismkz.info, Ablyazov.org. На непродолжительное время был заблокирован сайт газеты «Уральская неделя» (uralskweek.kz). Более того, в поправках в закон «О связи» предусмотрено блокирование социальных сетей без решения суда (ст. 41-1 «Порядок приостановления работы сетей и (или) средств связи»). Однако пока этот закон еще не прошел обсуждение в Парламенте.

     

  • 13 июня 2014 г. в головной офис КМБПЧиСЗ пришло предупреждение из Министерства культуры и информации о недопустимости размещения на сайте организации правозащитных материалов, перепечатанных с сайта respublikakaz.info, ссылаясь на то, что это издание было признано экстремистским 25 декабря 2012 г. судом в числе прочих 31 изданий

     

    Нарушения права на свободу собраний

    Инициативные группы в подавляющем большинстве получают отказы от городских администраций на их просьбу санкционировать мирное собрание (даже в специально отведенных местах). Аналогично большинство несанкционированных мирных собраний пресекается полицией, а инициаторы и активисты оказываются на скамье подсудимых. Продолжается тактика «превентивных задержаний», когда активистов задерживают еще до их участия в акции, и осуждают как за фактическое участие.

     

  • 29 мая 2014 г. в Алматы – в день подписания договора о ЕАЭС – были задержаны гражданский активист Ермек Нарымбаев с супругой, блоггер Нурали Айтеленов, журналист Андрей Цуканов и гражданский активист Ринат Кибраев на случай возможного публичного высказывания протеста против подписания данного договора. Их выпустили после 3-12 часов. В Астане накануне подписания договора также были задержано и приговорено к административным арестам несколько гражданских активистов и журналист Азаттыка Оркен Бисенов, который готовил репортаж о запланированной акции протеста. Другим активистам вручили предупреждения о недопустимости проведения акций протеста.

 

За отчетный период в ряде случаев протестующих задерживали вместе с несовершеннолетними детьми (протесты против незаконных выселений в Астане). Несколько журналистов были задержаны полицией за освещение мирных собраний, в одном случае полицейские избили журналиста, в нескольких случаях журналисты были осуждены как участники мирных собраний, в то время как они занимались их освещением. Иногда дело доходит до абсурда, так, например, в Костанае полицейские задержали девушек-промоутеров за якобы несанкционированное собрание, поскольку у девушек были рекламные плакаты.

 

1.3. Ситуация касательно равенства перед законом, недискриминации и доступа к правосудию уязвимых групп населения

Анализ обращений в КМБПЧиСЗ свидетельствует о многочисленных нарушениях прав задержанных, обвиняемых и подсудимых практически на всех стадиях уголовного процесса в Казахстане. За отчетный период наиболее частыми были жалобы на нарушение права на:

– отсутствие  достаточного времени и возможности для подготовки своей защиты; 

 Консультироваться с самостоятельно выбранным защитником (ст. 14 МПГПП п. b);

– быть судимым без неоправданной задержки (ст. 14  п. с);

– не быть принуждаемым к даче показаний против самого себя или к признанию себя

 виновным (ст.14 п. g)  и др.

 

Обращения граждан также показали, что при судебных разбирательствах не всегда обеспечивается равенство сторон, судьи игнорируют показания свидетелей со стороны защиты, не принимают во внимание эти показания. Более того, не все заявления граждан принимаются и регистрируются правоохранительными органами, что препятствует доступу к правосудию. Другой проблемой является низкий уровень правовой грамотности у незащищенных слоев населения и отсутствие у них возможностей для обращения за квалифицированной помощью (в силу отсутствия денег; отсутствия необходимых организаций, оказывающих безвозмездную помощь). К таковым можно отнести жителей отдаленных поселков и депрессивных городов, бывших выпускников детских домов и интернатов, переселенцев.

 

Нарушения права на справедливое судебное разбирательство и равенство сторон особенно часто  наблюдаются в судебных процессах, которые можно отнести к политическим. Наблюдатели КМБПЧиСЗ отметили, что, несмотря на наличие законодательных норм, доступ к эффективным средствам правовой защиты, включая права на доступ к защитнику, на практике не работает, когда это касается дел в отношении отдельных групп, например, журналистов, гражданских активистов.

 

В мае 2013 года группа представителей казахстанских правозащитных и гражданских организаций, используя критерии, разработанные на основании аналогичных критериев организацией «Международная Амнистия» и Парламентской Ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ), составила список лиц, отнесенных к политическим заключенным в Казахстане. Впоследствии список был обновлен и расширен. В него вошли общественные, политические, гражданские и религиозные активисты. В настоящее время среди политических заключенных страны – оппозиционный лидер Владимир Козлов, защитник прав нефтяников Роза Тулетаева, защитник прав заключенных Вадим Курамшин и адвокат Зинаида Мухортова, которая вновь была принудительно помещена в психиатрическую больницу в начале июля 2014 г.

 

Были зафиксированы негативные и оскорбительные публикации и сюжеты в СМИ в отношении представителей сексуальных меньшинств и нетрадиционных религий, и также другие случаи нетерпимости в отношении таких групп.

 

  • 16 мая 2014 г. в Алматы активисты движения «Антигей» провели акцию против сексуальных меньшинств, заблокировав им вход в ночной клуб. Таким образом молодые люди хотели привлечь внимание к «угрожающему росту» числа людей нетрадиционной ориентации.

     

    Также были выявлены факты дискриминации при публикации объявлений о приеме на работу, в частности по половому и возрастному признакам.  

     

  • По исковому заявлению прокуратуры Алматы, в начале июня 2014 г. суд признал незаконными объявления о вакансиях на четырех интернет-ресурсах, где основными требованиями для трудоустройства являлись пол и возраст. Скорее всего, подобное решение стало возможным благодаря кампании против трудовой дискриминации, организованной общественным объединением «Гражданская оборона».

     

  1. Таджикистан

    1. Общая ситуация

      23 апреля 2014 года Президент Таджикистана Эмомали Рахмон выступил с ежегодным посланием перед Парламентом страны, в котором определил политический и экономический курс страны. Одновременно им были подняты вопросы, касающиеся верховенства права, в частности, вопрос о новой программе судебно-правовой реформы страны на следующие три года. На данный момент, эта программа на стадии разработки без доступа к нему со стороны гражданского общества. (См. более подробную информацию внизу).

 

21 мая 2014 года в городе Хорог Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) силовые структуры  провели операцию по задержанию подозреваемых лиц, в ходе чего было убито два местных жителя. Этот инцидент привел к протестам и беспорядкам среди местных жителей, которые были недовольны действиями властей. (См. более подробную информацию внизу).

 

После событий в Хороге представители властей обвинили зарубежные страны в попытках дестабилизировать ситуацию в стране. На этом фоне также был задержан ученый Александр Содиков по обвинению в шпионаже. Его задержание произошло, когда он занимался исследованием по урегулированию конфликтов в Хороге, и широко критиковалось представителями международного сообщества.  (См. более подробную информацию внизу).

 

В мае 2014 г. Комитет ООН по социальным, экономическим и культурным правам провел пре-сессию по национальному докладу Таджикистана, в рамках исполнения норм МПЭСКП. В результате, Комитет подготовил и отправил государству список вопросов, на которые необходимо подготовить ответы к предстоящему заседанию Комитета, на котором будут отчитываться Таджикистан. Вопросы, связанные с бедностью, коррупцией, вынужденными переселенцами, мигрантами и лицами с ограниченными возможностями, были одними из основных во время рассмотрения Комитетом предоставленной им информации, которые также отразились в окончательном списке вопросов для страны. Таджикские НПО подготовили совместный доклад для Комитета и присутствовали на его сессии в Женеве.

 

Очередной раунд Диалога по правам человека между Европейским союзом и Таджикистаном прошел в июне 2014 г. Согласно пресс-релизу, распространенному ЕС, ЕС в частности выразил обеспокоенность относительно недостатков в ходе президентских выборов 2013 года, случаев применению пыток и блокирования сайтов и других ограничений свободы слова. Таджикские НПО представили информацию для Диалога. Также рекомендации, принятые на семинаре гражданского общества, состоявшемся в Душанбе в 2013 году, были обсуждены на нем.

2.2. Ситуация касательно свободы выражения, собраний и ассоциаций

Преследование оппозиционных СМИ, журналистов, и цензура Интернета

Ситуация со свободой выражения остается одной из самых тревожных в стране. Так, за последний год (2013 – 2014) на журналистов и различные СМИ было подано более 45 различных исков в суды. Одно уголовное дело было возбуждено против бывшего журналиста, но мнения общественности и профессионалов в области СМИ не сходятся, в части основной цели преследования. Одно мнение – преследование за журналистскую деятельность, и второе мнение – обычное уголовное дело за мошенничество в отношении гражданина. 

 

Дело «интеллигенции» против еженедельной газеты «Азия+» и ее редактора Ольги Тутубалиной, остается в числе одной из самых громких дел, которая взбудоражила журналистское сообщество и пошатнуло, в очередной раз, процесс гласности, свободы слова и печати в стране.

 

  • В данном деле истцы утвердили, что статья Тутубалиной, опубликованной в «Азия Плюс» в июне 2013 года, оскорбила всех представителей «интеллигенции» в стране. Иск был подан с поддержкой Союзов писателей, художников, композиторов и архитекторов и также Академии наук республики. После длительного судебного разбирательства, в феврале 2014 года судья вынес решение о выплате компенсации за моральный вред истцам в размере 30.000 сомони (около 4500 евро). Представители международного сообщества, в том числе Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ выразили сожаление в связи с решением суда. В мае кассационная инстанция вышестоящего суда оставила первое решение без изменений. Поданный иск в надзорном порядке Председателю Верховного суда был также отклонен. Адвокаты готовят еще один иск, для повторной подачи в надзорном порядке.

 

Одновременно с исками в отношении журналистов, существуют и случаи, когда частные компании применяют угрозы в отношении журналистов, а органы правопорядка не принимают соответствующих мер для предотвращения или проведения расследования по факту.

 

  • Исоев Орзу, журналист радио-канала «Имруз», сообщил правоохранительным органам, что представители компании «Qnet» начали звонить и писать смс с угрозами в его адрес, в связи с его высказываниями в адрес компании по радио в мае 2014 г., в ходе ведения Исоевым передачи «Бахси имруз». На данный момент никакого расследования по данному факту не проводиться.

 

Одной из основных проблем, затронувших большее количество населения стали блокировки различных интернет сайтов, в основном новостных сайтов и социальных сетей, по неофициальному приказу службы связи. В очередной раз интернет провайдеры заблокировали несколько сайтов в июне 2014 г., и в этот раз в «список» попали YouTube со всеми продуктами Google, включая электронную почту Gmail. В течение последнего года, YouTube подвергался блокировке четыре раза.

 

События в г. Хорог в мае 2014 года

В конце мая в центре ГБАО – городе Хорог произошли столкновения между местными жителями и правоохранительными органами, после проведенной операции последними по задержанию подозреваемых лиц. Также были сожжены административные здания. В результате, столкновения привели к гибели трех человек и пятеро получили ранения. Расследование происходящего начато. 

 

ГБАО, которая расположена на границе с Афганистаном и населена памирскими этническими группами, считается самым отстающим регионом Таджикистана в экономическом плане. В автономии сильное недоверие к центральной власти, в частности после спецоперации, проведенной в Хороге летом 2012 г., когда было убито, по меньшей мере, 22 лиц среди местного населения. Мониторинговая группа международной платформы «Гражданская солидарность», пришла к выводу, что государственными органами не было проведено эффективного расследования данной операции и до сих пор отсутствует достоверная информация о точном количестве жертв.

 

В связи с событиями в Хороге в мае 2014 г., связь с ГБАО была полностью заблокирована. Население осталось без связи не только с другими регионами страны, но и друг с другом. Журналисты не имели возможности связаться со своими источниками для получения информации, родственники не могли дозвониться до своих родных в течении трех дней.

 

На многодневном стихийном митинге, местные жители Хорога выразили протест действиям  правоохранительных органов в ходе спецоперации и приняли заявление, в котором потребовали объективного расследования этого инцидента. В итоге была создана совместная комиссия для расследования с участием сотрудников генеральной прокуратуры и представителей гражданского общества. В конце июня представители от гражданского общества заявили о нарушениях в работе комиссии, в том числе о неучастии представителей прокуратуры в ее работе.

 

После событий в Хороге представители властей страны обвинили зарубежные страны в попытках дестабилизировать ситуацию в стране. Выступая 19 июня 2014 г. председатель Государственного комитета национальной безопасности Саймумин Ятимов заявил, что иностранные спецслужбы «сотрудничают с организованными преступниками» и «специально настраивают» их на борьбу против безопасности страны. До этого Амиркул Азимов, бывший секретарь Совбеза и ныне глава  Комитета по безопасности и обороне парламента выразил обеспокоенность целью поездок зарубежных дипломатов в ГБАО, говоря, что такие поездки могут означать стремление дестабилизировать ситуацию в регионе. Почти сразу после данного заявления, один из депутатов парламента предложил упорядочить поездки иностранных лиц в эти регионы.

 

Более того, на фоне событий в Хороге был задержан таджикский ученый Александр Содиков, живущий в Канаде.  

 

  • Александр Содиков, докторант-политолог в Университете Торонто и исследователь Университета Эксетера, был задержан 16 июня 2014 г. в Хороге, когда он вел беседу с представителем гражданского сообщества по поводу майских событий. В следующий день Управление Комитета государственной национальной безопасности (ГКНБ) распространила сообщение, согласно которому он был задержан «во время выполнения задания спецслужб одного из зарубежных стран». До 19-го июня никто не знал о его местоположении, и лишь 19-го было объявлено, что его перевели в ГКНБ города Душанбе и, что районный суд выдал санкцию на его арест. В течении недели к нему не был допущены адвокат и его родственники. Далее ему был предоставлен адвокат, а спустя две недели, к делу присоединились еще два адвоката, которые вместе готовят его защиту. Секретность задержания Содикова и появление на телевидении сюжета о его допросе по поводу встречи с гражданским активистом ГБАО нарушают его право на справедливое судебное разбирательство, права на свободу, неприкосновенность личности, а также свободу от пыток из-за его содержания инкомуникадо без связи с внешним миром. Есть опасения, что данная ситуация может привести к необоснованным ограничениям в области доступа к информации и свободы выражения мнений и может стать переломным ударом по международному сотрудничеству в научной сфере изучения региона Центральной Евразии, и вопросам получения информации о реальных событиях данного региона.

 

Решение Конституционного суда по жалобе о законе «Об общественных объединениях»

Закон РТ «Об  общественных объединениях» содержит широко сформулированные положения о ликвидации и запрета деятельности общественный объединений, а за последние несколько лет по решению суда был ликвидирован ряд организаций в отсутствии доказательств серьезных нарушений. В июне Конституционный суд вынес решение по жалобе, поданной одной из этих организаций.

 

  • В конце 2012 года судебные инстанции страны вынесли решение о ликвидации общественной организации «Ампаро», на основании технических нарушений ведения деятельности организации. После проигрыша в кассационной и надзорной инстанциях, была подана жалоба в Конституционный суд страны, на несоответствие закона «Об общественных объединениях» Конституции страны. 24 июня 2014 г. Конституционный суд вынес решение, которое достаточно четко определяет, что нормы упомянутого закона о ликвидации организаций неясны и Парламенту страны необходимо пересмотреть их. Одновременно, Конституционный суд не признал доводы истцов о несоответствии данных норм Конституции. В свете событий последнего времени, есть опасения, что изменения в закон «Об общественных объединениях» могут иметь негативный характер для НПО и привести к новым ограничениям их деятельности.

 

2.3. Ситуация касательно равенства перед законом, недискриминации и доступа к правосудию уязвимых групп населения

В ходе ежегодного послания Президента перед парламентом страны в апреле 2014 г. было упомянуто о разработке новой Программы судебно-правовой реформы в стране. Предыдущая программа была на 2011-2013 гг., после которой был проведен мониторинг её реализации, с рекомендациями для новой Программы. На данный момент, Программа на следующие три года на стадии разработки в Верховном суде. Все попытки получения документа со стороны гражданского общества или хотя бы информации о нем, окончились провалом.

 

Разработанный Правительством законопроект «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» в настоящее время изучается рабочей группой Парламента. Согласно рабочему плану, документ будет представлен на заседание Парламента осенью. Концепция правовой помощи находится в стадии разработке Правительством. Данная концепция направлена на создание нового эффективного механизма дачи бесплатной правовой помощи, гарантированной государством.

 

5-го июня сего года, Министр внутренних дел страны выступил с заявлением о приоритетности борьбы с «преступлениями морального характера», имея в виду в частности занятие проституцией, за которое в Таджикистане предусмотрена административная ответственность. Согласно сообщению, распространенному МВД от 12 июня 2014 года, в результате рейдов среди представителей коммерческого секса, за пять дней в органы внутренних дел было доставлено более 500 человек. Они впоследствии были сфотографированы, у них сняли отпечатки пальцев и их заставили пройти медицинское обследование на заболевания, передающиеся половым путем, включая ВИЧ. Согласно тому же сообщению, среди задержанных также находились 3 человека, подозреваемых в «гомосексуальном поведении», хотя гомосексуализм не является правонарушением в Таджикистане.

 

В обращении к министру МВД, подписанном более 30 неправительственными организациями из Таджикистана и других стран, было подчеркнуто, что в то время как государство должно предпринимать эффективные меры по борьбе с торговлей людьми и сексуальной эксплуатацией, такие инициативы должны проводиться строго в соответствии с уголовным законодательством, национальной и международной правовой базой, регулирующей гарантии соблюдения прав человека. Местными НПО было получено много сообщений, что задержания, проведенные во время рейдов в Душанбе, сопровождались нарушениями процессуальных прав лиц, такими как: отсутствие оперативной регистрации фактов задержания и доставления задержанных лиц к судье, и непредставление задержанным доступа к адвокату с момента их фактического задержания. Задержанные были зарегистрированы и принуждены пройти медицинское обследование только на основании подозрения в проституции и других правонарушениях и также подвергались издевательствам, избиениям и шантажу. В обращении НПО было отмечено, что задержание некоторых других лиц исключительно на основе сексуальной и гендерной принадлежности является серьезным нарушением национальных и международныхх норм, запрещающихся дискриминацию.

 

Реакция на обращение НПО по данному факту было незамедлительным. Группа «интеллигентов» написала открытое письмо в редакцию еженедельной газеты «Фараж», в котором они указали на то, что в данном случае государственная политика правильна, и выразили резкую критику в адрес НПО. Поступил также официальный ответ от Министерства внутренних дел, в котором министерство, руководствуясь нормами международных документов, ответило, что все эти инициативы борьбы с преступлениями «морального характера» необходимы и обоснованы законом. Необходимо отметить, что даже при беглом ознакомлении открытого письма «интеллигентов» и официального письма МВД, виднеется одинаковый стиль изложения и похожие обоснования.

 

  1. Туркменистан

    3.1.  Общая ситуация

    Согласно официальной информации, в мае 2014 года президент Бердымухамедов  постановил, что должна быть учреждена комиссия для разработки предложений по реформе Конституции, направленной на приведение ее в соответствие с международными стандартами. Президент призвал обратить особое внимание на усовершенствование законодательной защиты прав человека и подчеркнул, что реформа должна включать создание должности Уполномоченного по правам человека (Омбудсмена). Это будет вторая конституционная реформа со времени прихода к власти Бердымухамедова в 2007 году.

     

    Комитет по Правам Ребенка ООН начал второе рассмотрение ситуации в Туркменистане в соответствии с Конвенцией о Правах Ребенка на своей сессии в Женеве 16-20 июня 2014 года.  Комитет утвердил так называемый перечень вопросов, на которые туркменским властям будет предложено ответить в преддверии заключительного этапа рассмотрения, который намечено провести в январе 2015 года. В заявлении, опубликованном в преддверии рассмотрения, Туркменская инициатива по правам человека (ТИПЧ) и МППЧ обратили внимание  на основные проблемы и призвали Комитет потребовать от туркменского правительства детальный отчет о политике в этих областях. ТИПЧ также присутствовала в Женеве для того, чтобы ознакомить членов Комитета с проблемами, освещенными  в  докладе, представленном на рассмотрение.

     

    Туркменские власти продолжают использовать сомнительные методы в целях усиления чувства   патриотизма среди населения. Так, к примеру, по сообщениям из республики, в мае месяце родители учеников школ должны были подписать обязательства, в соответствии с которыми они обязуются воспитывать своих детей «в духе служения традициям, обычаям, культуре туркменского народа». Согласно устоявшейся практике, школьники и студенты регулярно принуждаются к участию в массовых парадах и других мероприятиях, организуемых властями по случаю  национальных праздников.

     

    3.2. Ситуация касательно свободы выражения, собраний и ассоциаций

    Свобода выражения мнения

    В январе 2013 года Туркменистан впервые принял закон о СМИ, который запрещает цензуру. Тем не менее, на практике цензура продолжает применяться как к традиционным средствам информации, так и интернету. Власти продолжают ограничивать доступ к информации о событиях внутри и вне страны, так как опасаются, что эта информация может способствовать возникновению недовольства и волнениям среди населения. Например, информация о стихийных бедствиях, вспышках эпидемий и несчастных случаях считается секретной и СМИ запрещено  сообщать о ней.

     

    Согласно полученной ТИПЧ информации, 6 июня 2014 года  истребитель Туркменских ВВС упал на жилой дом на окраине города Мары. В результате авиакатастрофы погибли инструктор и стажер. Вскоре после инцидента власти потребовали от жителей близлежащих домов подписать расписки о том, что они не будут разглашать информацию об аварии.

     

    В 2012 году в качестве единственного конкурента государственного Altyn Asyr в страну позволили вернуться российскому оператору сотовой связи МТС. Вместе с тем, сообщается, что власти чинят препятствия МТС в запуске 3G-сети и введении более выгодных услуг для клиентов, включая доступ к интернету. Интернет–связь в стране продолжает в большинстве случаев оставаться медленной и дорогой.  

     

    В апреле 2014 года президент Туркменистана подписал указ, в соответствии с которым первоклассникам в начале учебного года будет выделено около 100.000 ноутбуков китайского производства. Эта практика была введена в 2011 году в целях содействия развитию компьютерной грамотности  учащихся. Тем не менее, на практике использование компьютеров было ограниченным. Учителя не позволяли учащимся пользоваться компьютерами, из-за страха быть ответственными в случае, если техника сломается. Родители учащихся были обязаны оказать помощь при закупке оборудования и принять участие в финансировании мест хранения для компьютеров. В большинстве школ нет доступа к интернету.

     

  • В апреле 2014 года из Академии Художеств Туркменистана был исключен известный скульптор Клычмурад Ярмамедов, чьи работы известны за пределами страны. По данным ТИПЧ, основанием для исключения послужили публичные призывы скульптора к повышению уровня образования в Академии Художеств и качества искусства в стране в целом. Очевидно,  что его заявление было воспринято как критика политики государства.

     

  • 2 июня 2014 года Международная Амнистия опубликовала обращение, в котором призвала туркменские власти пересмотреть дело Мансура Мингелова – правозащитника, несправедливо лишённого свободы, который 19 мая объявил голодовку в знак протеста против своего  тюремного срока. Мингелов был арестован в 2012 году и приговорен к 22 годам тюремного заключения в связи с не внушающими доверия обвинениями в  преступлениях, связанных с наркотиками и детской порнографией после того, как он задокументировал доказательства пыток, применявшихся полицейскими в отношении  представителей этнического меньшинства – белуджи.

    Как сообщается, 8  июня Мингелов, находясь в критическом состоянии, прекратил голодовку после того, как его посетили представители туркменской власти в исправительно-трудовой колонии Сейди, где он содержится, и обращение с ним улучшилось. В   день  опубликования обращения Международной Амнистии, президент страны также выступил с заявлением, в котором подчеркнул необходимость укрепления верховенства закона и потребовал внимательного рассмотрения каждого уголовного дела и тщательного изучения жалоб от граждан.

     

  • ТИПЧ и лица, связанные с этой организацией, неоднократно подвергались преследованиям. 10 апреля 2014 года власти Туркменистана не позволили Руслану Тухбатуллину вылететь из Туркменистана в Турцию, где он должен был встретиться со своим братом – руководителем ТИПЧ Фаридом Тухбатуллиным. Руслану сообщили, что он и его 9-летний сын включены в черный  список тех, кому запрещено выезжать за границу. Руслану предложили обратиться в миграционную службу за разъяснениями. Он последовал этой рекомендации, но и по сегодняшний день  не получил никакого ответа. Международная Амнистия и Хьюман Райтс Вотч 20 мая опубликовали заявление, в котором осудили  произвольное ограничение свободы передвижения,  полагая, что в данном случае власти пытались отомстить таким способом  Фариду Тухбатуллину за его правозащитную деятельность. 

     

    Свобода собраний и ассоциаций          

Обстановка для НПО в Туркменистане остается репрессивной. 3 мая 2014 года президент подписал новый всеобъемлющий закон об общественных объединениях, который заменил предыдущий закон от 2003 года. Закон предоставляет гражданам право создавать и вступать в общественные объединения по их собственному выбору и позволяет иностранным организациям создавать представительства в Туркменистане. Законом также запрещено государству вмешиваться в деятельность объединений. Тем не менее, основные положения закона остаются проблематичными. К примеру,  такие  как  требование обязательной регистрации объединений, жесткие правила регистрации и положения, предоставляющие широкие полномочия для мониторинга и надзора за деятельностью объединений. Есть опасения, что закон не приведет к каким-либо фактическим улучшениям, подобно закону о СМИ, принятому в 2013 году.  Как известно, с момента принятия закона в Туркменистане не была зарегистрирована ни одна новая неправительственная организация. 

 

Постоянно присутствующая  угроза репрессий практически препятствует общественным протестам в Туркменистане. Тем не менее, за последние несколько лет имели место спонтанные мелкие акции  протеста населения в ответ на произвол действий  со стороны властей. ТИПЧ описала  пять таких акций с 2011 года. Об этих событиях не сообщалось в  национальных средствах массовой информации. В большинстве случаев власти, в целях предотвращения более широких протестов, пошли на частичное удовлетворение требований протестующих.

 

  • 23 июня 2014 года, жители одного из микрорайонов  Ашхабада  отказались подчиниться требованиям чиновников местной администрации, которые, несмотря на летнюю жару, потребовали от  жителей  демонтировать кондиционеры. Администрация  мотивировала свое заявление тем, что кондиционеры якобы  портят внешний вид жилых зданий. Жители вышли на улицу и начали прогонять чиновников. На место происшествия были вызваны силы полиции, военных и спец. служб. Жители домов успокоились только после того, как их убедили в том, что кондиционеры не будут демонтированы. И вместе с тем, в течение нескольких дней спецслужбы пытались установить «зачинщиков» этой акции протеста.

     

    3.3. Ситуация касательно равенства перед законом, недискриминации и доступа к правосудию уязвимых групп населения

    В рамках политики «туркменизации», которая яростно насаждалась предыдущим президентом Ниязовым и подвергалась резкой критике со стороны международного сообщества, были закрыты все  школы с обучением на языках национальных меньшинств и урезано образование на русском языке. Хотя обучение на русском все еще продолжается в отдельных классах в крупных городах,  ТИПЧ получила информацию  о сокращении числа школ с обучением на  русском языке. Например, в городе Дашогуз, только две школы будут проводить набор учеников в первые классы с русским языком обучения (раньше в этом городе было четыре такие школы). Местный чиновник системы образования объяснил это решение тем, что количество детей из семей с российским гражданством или со статусом переселенцев сократилось. При этом лица, имеющие двойное туркмено–российское гражданство долгое время подвергаются давлению: либо отказаться от российского гражданства, либо покинуть страну.

     

    С середины 2008 года в Туркменистане введены новые биометрические загранпаспорта. Для того чтобы получить новый паспорт, граждане, имеющие двойное гражданство,  обязаны были отказаться от второго гражданства.  В ходе серии переговоров, в мае 2013 года Туркменистан и Россия договорились о том, что граждане с двойным российско-туркменским гражданством, получившие российское гражданство до июня 2003 года, смогут получить новые паспорта. Однако, по данным ТИПЧ, в апреле 2014 года туркменская Миграционная служба без предоставления каких-либо объяснений приостановила выдачу биометрических паспортов и этой категории граждан с двойным гражданством. Такое внезапное изменение политики коснулось, среди прочих, тех граждан с двойным гражданством, которые проживают в России и приехали в Туркменистан для того, чтобы получить новые паспорта и теперь застряли здесь надолго. Данная ситуация способствовала, помимо прочего, усилению коррупции, так как должностные лица готовы неофициально обработать заявку на паспорт за взятку.

     

    Лица без гражданства сталкивались с трудностями и при выезде из страны,  так как власти перестали выдавать им паспорта в октябре 2013 года, ссылаясь на то, что закон о предоставлении гражданства этой категории лиц, находится в процессе принятия. Закон вступил в силу только в конце июня 2014 года.

     

    ТИПЧ сообщала о продолжающейся практике произвольного сноса жилых домов в Ашхабаде, с целью освобождения площадок под строительство государственных строительных объектов, таких как офисные здания, отели и памятники.

     

    Жителям, как правило, предлагают освободить их дома в короткие сроки. Многим из них не предоставляют адекватную компенсацию, например, они не получают жилплощадь, которая соотносилась бы с жилплощадью, занимаемой ими ранее. Часть домовладельцев получают компенсацию, которая ниже реальной стоимости их собственности; или же им обещают альтернативное жилье,  которое они смогут получить только  через два–три года.  В результате сноса жилых домов, более 300 семей проживают на окраине Ашхабада во временных бараках. Есть опасения, что строительство спортивных сооружений  в ходе подготовки  к Азиаде, запланированной на  2017  год,  может привести к дальнейшим  выселениям граждан.

     

    После публикации на сайте ТИПЧ статей о проблемах выселения из жилого сектора,  в апреле 2014 года, в Туркменистане, в ходе кадровых перестановок, был смещен прежний и назначен новый министр по делам строительства и архитектуры. Однако, как представляется, это не сможет помочь  прекратить практику необоснованного лишения собственности и выселения жильцов. 



     

     

 


Добавить комментарий