На второй за сегодняшний день пресс-конференции в Казахстанском пресс-клубе состоялась пресс-конференция на тему: «НПО выражают свою озабоченность в связи с дискриминационным подходом к общественным объединениям в проектах Уголовного Кодекса РК (УК РК) и Кодекса об административных правонарушениях РК (КоАП РК)». По мнению организаторов пресс-конференции, если проект будет принят в текущей версии, то в Казахстане будет нарушаться право на свободу объединения, так как граждане не смогут им воспользоваться из-за угрозы уголовного наказания, которое готовит им данный проект.
Участниками пресс-конференции были:
Зауреш Батталова – президент ОФ «Фонд развития парламентаризма в Казахстане»;
Мурат Машкенов – генеральный секретарь Конфедерации труда Казахстана;
Айна Шорманбаева – президент ОФ «Международная правовая инициатива»;
Юрий Гусаков – директор Карагандинского областного филиала Казахстанского бюро по правам человека и соблюдению законности
На пресс-конференции, которая прошла 12 марта 2014 года в городе Алматы в Казахстанском пресс-клубе, инициативная группа НПО представила свой анализ и рекомендации к проектам Уголовного Кодекса РК (УК РК) и Кодекса об административных правонарушениях РК (КоАП РК).
В проекте Уголовного кодекса следующие положения описывают преступные деяния, совершенные общественными объединениями, их руководителями, участниками и лидерами:
1. Отягчающие обстоятельства для лидеров общественных объединений (статьи 3, 146, 174, 182, 254, 264, 401).
2. Незаконное вмешательство членов общественных объединений в деятельность государственных органов (статья 401).
3. Создание или участие в деятельности незаконных общественных и других объединений (статья 402).
4. Руководство, участие в деятельности незарегистрированных или запрещенных общественных, религиозных объединений, а также финансирование их деятельности (статья 403).
Участники пресс-конференции указали на то, что в проекте нового УК и без того есть целая глава, посвященная преступлениям против личности (глава 1), в которой устанавливается уголовная ответственность за преступления против жизни и здоровья граждан. Кроме того, Глава 3 проекта УК определяет ряд преступлений против конституционных и иных прав и свобод людей. Любой человек или организация, которая совершает такие преступления, должны быть наказаны по всей строгости закона. Наличие отдельной статьи, посвященной общественным объединениям, является дублирующим и дискриминационным.
«Мы не увидели законных и рациональных аргументов, почему лидеры (руководители и члены) общественных объединений должны считаться потенциально более опасными для общества, чем другие. Закон должен относиться ко всем одинаково. Выделение лидеров (руководителей и членов) общественного объединения для применения повышенной уголовной ответственности является дискриминацией против руководителей и членов общественных объединений», – говорят участники сегодняшней пресс-конференции.
Положения статьи 474 КоАП, устанавливают ответственность для общественных объединений, их руководителей и членов, которая нарушает право человека на объединение и противоречит международным обязательствам Казахстана.
Нормы статьи 474 проекта КоАП противоречат духу Концепции правовой политики. В Концепции определено, что проект КоАП является важной составной частью административного права, «перспективы развития которого связаны с обновлением законодательства об административных правонарушениях, в основе которого должно лежать признание конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина непосредственно действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов»[1]. Положения статьи 474 содержат не признание и гарантии права человека на объединение, а наоборот, являются инструментом для их ограничения.
Казахстан в настоящее время сформировал самое сильное и надежное гражданское общество в Центральной Азии и стремится стать одним из тридцати наиболее развитых стран в мире. Недавняя инициатива по гуманизации казахстанского уголовного законодательства является шагом навстречу к этой цели. Тем не менее, статьи, приведенные выше, противоречат этому намерению, и могут воспрепятствовать развитию сектора гражданского общества в Казахстане.
Мы верим, что на защиту общественных объединений встанут народные избранники, представители государственных органов и все те, кто уважает права человека и кому небезразлична судьба гражданского общества в Казахстане. Мы также призываем разработчиков рассмотреть эти рекомендации и поддержать внесение соответствующих изменений в проект УК.