В замкнутом круге

18.04.2013

Южно-Казахстанский филиал Бюро с января 2010 г. осуществляет работу по проекту Управления Верховного Комиссара по делам беженцев Организации Объединенных Наций – «Правовая помощь беженцам и лицам без гражданства». В рамках проекта в адрес филиала зачастую обращаются осужденные, содержащиеся в исправительных учреждениях области, с заявлениями об отсутствии у них документов, удостоверяющих личность и об оказании помощи в их оформлении.


 


В целях уточнения количества лиц такой категории, филиалом в 2010 и в 2012 годах были направлены запросы в УКУИС. Эту информацию мы просили предоставить на 1 марта 2010 г. и на 1 августа 2012г. соответственно. Анализ полученных ответов показал, что в исправительных учреждениях ЮКО на 1 марта 2010 года содержалось лиц без документов – 91 человек, на 1 августа 2012 г. – всего 8 человек.


 


В личных делах этих лиц в качестве документов, удостоверяющих личность, находятся:


– актовые записи о рождении из ЗАГСа, свидетельства о рождении, водительские удостоверения, квитки о получении удостоверения личности, военные билеты, паспорта СССР образца 1974 года, у нескольких осужденных не было даже таких документов.


 


В связи с этим филиал обратился в УКУИС с письменным запросом:


 


– какой документ выдаёт администрация исправительного учреждения «беспаспортному» осужденному при его освобождении?


– ведётся ли учёт в исправительных учреждениях ЮКО о пересечении границы освободившимися иностранными гражданами по документу, выданному им администрациями исправительных учреждений?


 


Из ответа, полученного из УКУИС, следует, что в исправительные учреждения поступают осужденные – граждане СНГ – как с документами, так и без оных. При их освобождении им выдается Справка об освобождении установленного образца. Лицо, освободившееся из исправительного учреждения, сопровождается сотрудником ИУ до пункта отправления (ж/д вокзал, автовокзал), ему оплачивается билет на проезд до границы Республики Казахстан. При этом сведений о пересечении границы РК лицами, освободившимися из ИУ, и имеющими на руках только Справку об освобождении, не имеется.


 


Поэтому следующим шагом филиал Бюро направил запрос в Пограничную службу Регионального Управления «Онтүстік»:


 


– дает ли право иностранному гражданину на пересечение госграницы «Справка об освобождении»?


– какие документы дают право на пересечение государственной границы РК иностранным гражданам?


 


Как указано в ответе, полученном из Погранслужбы, «иностранные граждане и лица без гражданства въезжают и выезжают через пункты пропуска на Государственной границе, открытые для международного и двухстороннего сообщения, по паспортам или заменяющим их документам, при наличии виз РК, если иной порядок не установлен международными договорами, ратифицированными РК. Перечень документов на право пересечения Государственной границы для граждан РК и иностранных государств определяется соответствующим соглашением о взаимных поездках граждан (существует более 700 подобных соглашений с различными государствами, с которыми Казахстан поддерживает дипломатические отношения)  Справка об освобождении из исправительного учреждения УКУИС МЮ РК не является документом, удостоверяющим личность и дающим право на пересечение Государственной границы РК. Указанной категории граждан рекомендуется обращаться в посольства своего государства для получения свидетельства на возвращение».


 


Насколько возможно обращение лиц, находящихся в исправительных учреждениях, в диппредставительства своих стран по вопросам оформления документа можно увидеть на примере Сергея Стогула, отбывающего наказание по приговору суда в ИЧ 167/9.


 


С.Стогул в ноябре 2011 года обратился в филиал Бюро с письменным заявлением об оказании ему содействия в получении документа, удостоверяющего личность. В его заявлении было указано, что он родился, жил и получал паспорт в РСФСР. После приезда в Казахстан в 1995 году, паспорт был утерян.


 


Филиал Бюро обратился в Федеральную миграционную службу Российской Федерации с запросом о принадлежности/непринадлежности С.Стогула к гражданству России. Исходя из ответа, полученного из этого ведомства по Челябинской области (пересланном в наш адрес Консульством Республики Казахстан в г. Омске), Сергей Стогул является гражданином Российской Федерации.


 


В связи с тем, что осужденный Стогул С. А. содержится в исправительном учреждении, филиал Бюро обратился в российское Генконсульство с просьбой разъяснить порядок обращения лиц, находящихся в местах лишения свободы и не имеющих на руках паспорта гражданина России, в Диппредставительства Российской Федерации в Казахстане по вопросу его получения.


 


Не получив в течение длительного времени ответа, мы были вынуждены по этому же вопросу обратиться в посольство России в Казахстане, откуда до настоящего времени ответ опять же не поступил.    


 


Вместе с тем в ИЧ 167/9 на имя Сергея из Генконсульства РФ в г. Алматы поступило письмо с разъяснением порядка выхода из гражданства Российской Федерации (?!), хотя ни по этому вопросу, ни по какому другому он сам в Генконсульство РФ не обращался.


 


Копия данного письма была направлена из колонии в наш адрес. Ознакомившись с ним, мы обратили внимание на разъяснение, что «лица, отбывающие наказание по приговору суда, документируются паспортом только после исполнения (отбытия) наказания, освобождения от наказания, после вынесения судебного решения».           


 


То есть, лицо (не гражданин Казахстана), отбывающее наказание в казахстанском исправительном учреждении, может заняться своим документированием только после освобождения.


 


Юрист филиала Бюро ознакомился на сайте Генконсульства РФ с информацией о порядке оформления документов, удостоверяющих личность. И выяснилось: чтобы оформить паспорт гражданина России или справку на возвращение необходимо лично обратиться в Генконсульство и предоставить определённый пакет документов. Причём, сама процедура оформления паспорта и вышеуказанной справки занимает довольно продолжительный период времени (минимум полгода).


 


Лица же, освободившиеся из мест лишения свободы, в большинстве своём, не имея вообще никаких документов (кроме Справки об освобождении) не могут:


– зарегистрироваться по месту жительства,


– легально устроиться на работу,


 


а, следовательно, не могут обеспечить себя средствами на тот период времени, который необходим для сбора необходимого пакета документов для предоставления в Генеральное Консульство РФ. Помимо того, за оформление паспорта необходимо уплатить консульский сбор в сумме 4800 тенге. В результате, бывшие осужденные, не имея возможности вернуться в страну своего гражданства, где, возможно, их ждут их родные и близкие, либо бомжуют, либо вновь оказываются в местах лишения свободы, где в течение определённого времени могут не задумываться о ночлеге и куске хлеба.


 


После распада СССР между странами СНГ был подписан ряд договоров, как, например: Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, от 22 января 1993 г.); Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 года); Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания (г. Москва, 6 марта 1998 года) и т. д.


 


Наверное, настало время обратить внимание на лиц, волею судьбы оказавшихся в чужом государстве без документов, и таким образом ставших уязвимыми в плане реализации и защиты своих прав.


Добавить комментарий