Против фашизма под маркой «русских маршей»

12.11.2012


9 ноября во всём мире отмечается Международный день борьбы против фашизма, расизма и антисемитизма, установленный в память о жертвах гитлеровского нацизма. В этот день на пресс-конференции, посвящённой оценке прошедшего в Москве и других российских городах «Русского марша» и русско-казачьего митинга в его поддержку в Алматы,
активисты казахстанских левых и социальных групп Лариса БОЯР, Нэля ЧУЙКИНА и Дмитрий ТИХОНОВ провели аналогии между Германией времён упадка Веймарской республики и сегодняшней путинской Россией. Для назарбаевского же Казахстана это теперь уже не академичный вопрос – в свете интеграции наших стран «сверху» в рамках Таможенного и Евразийского союзов.



Спикеры пресс-конференции: Дмитрий Тихонов, Нэля Чуйкина и Лариса Бояр
(Алматы, 9 ноября 2012 г.)


Международный день борьбы против фашизма, расизма и антисемитизма отмечается  в память о жертвах гитлеровского нацизма. Как известно из германской истории, в этот день 1923 года национал-социалисты устроили «Пивной путч» в Мюнхене, который был подавлен, но, тем не менее, с него начался путь НСДАП к захвату власти. А в такой же день 1938 года нацисты устроили общегерманский еврейский погром, положивший начало общеевропейскому Холокосту, достигшему своего апогея в годы Второй мировой войны и обошедшегося миру в 6 миллионов человеческих жизней. 


В сегодняшней России ассоциации с мюнхенским Пивным путчем и последующими маршами нацистских штурмовиков вызывает ежегодное проведение в Москве, Питере и других российских городах так называемых Русских маршей, цинично приуроченных к официальному Дню народного единства 4 ноября. В этом году власти Москвы впервые разрешили националистам маршировать не на городской окраине в Люблине, а по центральным улицам российской столицы. И впервые за все годы проведения в Москве этих самых маршей нечто подобное прошло и в южной столице Казахстана.




«Россия для русских!» – А как насчёт «Казахстана для казахов»?


Митинг в поддержку московского Русского марша провели 4 ноября в Алматы во дворе отреставрированного недавно здания бывшего Войскового правления казаков Семиречья активисты общественных организаций «Русская община Казахстана» и «Союз казаков Казахстана». И хотя митинг был весьма малочислен (максимальное число участников не превышало 50 человек), а провозглашаемые на нём лозунги были основательно причёсаны по сравнению с московским оригиналом (см. транспаранты на репортёрском снимке):



Митинг поддержки московского Русского марша в Алматы 4 ноября 2012 г.


Кстати, хотел бы вставить и свои «двадцать копеек» по поводу этих самых транспарантов. Во-первых, умилила их цветовая гамма – белым по красному в сочетании с казачьей военной формой царского образца, она же и белогвардейская. От такого красно-белого симбиоза глаза на лоб полезли бы у любого казачьего атамана начала ХХ века. Да хотя бы и у того же Петра Краснова, который в бытность свою командиром полка в Джаркенте в 1911-14 годах не раз бывал в Верном и наверняка захаживал в то самое здание Войскового правления сбоку от Софийского собора, перед которым был митинг 4 ноября. Правда, в эмиграции Петр Николаевич написал роман «От двуглавого орла к красному знамени», однако всё равно он вряд одобрил бы такую наглядную агитацию. Неужели другого цвета не нашлось ткани на обивку?


И во-вторых, что может быть даже гораздо важнее мировоззренческой каши в головах у неоказаков и «общинников» – вопрос о чистоте русского языка на тех же транспарантах. Вроде бы Русской общине Казахстана сам бог велел быть главным хранителем русского языка в Казахстане, но что мы видим на самом деле? Из трёх попавших в кадр транспарантов полностью грамотно написан только левый, тогда как на среднем отсутствуют две запятые (в словах «Мы русские» второе слово нуждается в отбивке запятыми с двух сторон), а на правом транспаранте отсутствует одна запятая после слова «марш» и перед обращением «вперед!» (обращения всегда предваряются запятой).        


Однако вернёмся к пятничной пресс-конференции и выступлению на ней Ларисы БОЯР, которая подчеркнула, что хотя лозунги на Алматинском митинге и были сильно приглажены по сравнению с лозунгами московского марша, однако самим фактом проведения митинга в его поддержку наши местные «общинники» солидаризовались со всеми его лозунгами. Включая и такие одиозные, как «Долой жидовскую власть!» или «Россия для русских!», не дав себе труда задуматься о том, как им же самим покажется возможное проведение в казахстанских городах «Казахских маршей» под лозунгом «Казахстан для казахов!» Весьма странная неспособность (или нежелание) наших «профессиональных русских» смотреть и видеть хотя бы на два хода вперёд!..


А ещё Лариса Бояр рассказала журналистам о том, что на днях московские социалисты и антифашисты обратились в префектуру Центрального административного округа Москвы с заявкой на проведение мирного пикетирования здания посольства Республики Казахстан перед памятником Абаю Кунанбаеву на Чистопрудном бульваре, но получили отказ, мотивированный недопустимостью вмешательства во внутренние дела соседней страны. В то же время националистам и фашистам те же московские власти разрешили маршировать по главным улицам Москвы, не смущаясь возможной реакцией многих иностранных посольств, не говоря уж о собственных гражданах, не разделяющих националистических взглядов.


Вполне возможно, предположила Лариса Бояр, что городские власти Алматы оценили московский запрет «беспокоить» казахстанских дипломатов как дружеский жест, а разрешение нацистам маршировать под соответствующими лозунгами по центру Москвы – как проявление официальной политики Кремля. Вот исходя из этого и в порядке «жест за жест, услуга за услугу», предположила Бояр, чиновники из алматинского акимата разрешили проведение на своей территории митинга в поддержку Русского марша.


– Между тем, если бы мы сейчас подали аналогичную заявку на проведение в Алматы митинга протеста против фашизма в России или на пикетирование российского посольства, то неизбежно получили бы отказ, – предположила Лариса Бояр. И хотя наше ей пожелание было – не говорить сослагательно, а продемонстрировать журналистам поданную заявку с отказом акимата, всё же что-то подсказывает нам верность высказанного ею предположений .      


Помимо того Лариса Бояр провела аналогию между стремлением участников Русских маршей поставить русскую нацию в привилегированное положение как «титульную» для России с аналогичным стремлением казахских националистов поставить казахскую нацию в привилегированное положение как «титульную» для Казахстана. В связи с этим спикером была вспомянута прошлогодняя инициатива нацпатов об отмене статуса русского языка как употребляемого наравне с государственным.



Исторические аналогии опасны, потому что иногда бывают верны


Аналогии между Германией времён упадка Веймарской республики и сегодняшней путинской Россией провела на сегодняшней пресс-конференции ещё одна её участница Нэля ЧУЙКИНА. Часто посещая современную Германию и встречаясь с немецкими товарищами не только левых, но и центристских политических взглядов, ей не раз доводилось слышать от них слова раскаяния от имени немецкого народа за то зло, которое принёс германский национал-социализм евреям, цыганам, полякам и другим народам Европы. И это говорят немцы, родившиеся спустя много лет после войны и крушения гитлеризма! Готовы ли современные россияне к тому, что их детям и внукам будет когда-нибудь так же стыдно за них, как современным немцам стыдно за своих отцов и дедов? – задала риторический вопрос Нэля Чуйкина.        


Третий спикер сегодняшней пресс-конференции, известный активист «СоцСопра» Дмитрий ТИХОНОВ сказал: «Мы не можем спокойно смотреть на кощунственные художества русских фашистов, фактически поощряемых российскими властями». В этой связи он рассказал об одном эпизоде московских событий 4 ноября, когда «маршевики» подкрепили свои агрессивные речи и кровавые призывы непосредственно физическим насилием по отношению к молодым антифашистам.


Получилось так, что завершение Русского марша в 4 часа пополудни наложилось на проведение антифашистами контрмитинга на Суворовской площади, также в центре Москвы. Расходившиеся же после своего марша, но отнюдь на том не успокоившиеся нацисты, увидев в толпе пассажиров расположенной поблизости станции метро «Достоевская» четверых ребят из движения «антифа», напали на них и жестоко избили. У антифашиста Дмитрия Зыкова и двоих его товарищей разбиты лица и головы, а четвёртого «антифа» Василия Кузьмина погромщики столкнули с перрона в поездную выемку прямо на рельсы под колёса приближающегося метропоезда, которому лишь чудом удалось избежать наезда на человека.


Комментируя эту историю, казахстанский антифашист Дмитрий Тихонов высказал большие сомнения в том, что фашисты, избивавшие антифашистов, понесут какое-либо наказание: обычно российская власть стремится наказать «антифа», используя против них любую подходящую или неподходящую статью уголовного или административного кодексов, в то время как нацикам сходят с рук любые преступления.    


В свою очередь, эта история про фашистский террор на перроне станции метро «Достоевская» побудила нас запросить в «Википедии» данные о самой этой станции, каковые оказались очень даже в тему. Оказывается, эта совсем новая, 181-я станция в Московском метрополитене была открыта летом 2010 года, и её оформление вызвало неоднозначную реакцию общественности. Дело в том, что на стенах станции выложены панно, иллюстрирующие пять самых кровавых сцен из трёх произведений Ф.М. Достоевского: убийство старухи-процентщицы и самоубийство Свидригайлова из романа «Преступление и наказание», убийство Настасьи Филипповны из «Идиота», убийство Шатова и самоубийство Ставрогина из «Бесов».


Отдавая дань уважения своему великому земляку (как известно, гениальный создатель культурного феномена «Петербург Достоевского» родился, однако, в Москве на улице Божедомке), москвичи высказывали сомнения в том, насколько уместна такая визуальная «достоевщина» на объекте городской транспортной системы, имеющей также и стойкую криминальную славу. Автор же мозаик художник Иван Николаев, комментируя противоречивые отклики на свои творения, заявил: «Если браться за тему Достоевского, то нужно соответствовать глубине и трагичности его творчества».


В данном случае можно сказать, что вечерний эпизод 4 ноября вполне соответствовал глубине и трагичности творчества «больного русского гения», биографически тесно связанного с Казахстаном через каторгу в Омском остроге, солдатчину в Семипалатинске и дружбу с Чоканом Валихановым. С другой же стороны, Фёдор Михайлович в своей прозе и публицистике, как метко заметил некогда литературовед Юрий Карабчиевский, прозорливо разглядел одну бесовщину (революционно-террористическую), но закрывал глаза на другую (монархически-охранительскую) и собственноручно плодил третью (ксенофобско-националистическую). Так что ещё неизвестно, кому он больше сочувствовал бы в кровавой разборке на перроне станции имени себя…


 


Если Москва для нас опять не заграница, то и от язв московских нам уже не отгородиться


Долгое время после распада СССР, два с привеском десятилетия государственной независимости Республики Казахстан, дела московские воспринимались у нас как пусть и не вовсе чужие нам, но в то же время и как бы не наши. В последние же год-полтора, по ходу взаимной интеграции авторитарных режимов Назарбаева, Путина и Лукашенко под флагами Таможенного и Евразийского союзов, мы снова начинаем жить в некоем едином пространстве. Похоже, что на этом пути нам в Казахстане не избежать и заражения некоторыми чисто российскими язвами, до сих пор обходившими нас стороной (впрочем, нам тоже есть чем поделиться с братьями-россиянами из того, чем они ещё не переболели).


Вот потихоньку и Русский марш до нас дошкандыбал, пока что в смягчённо-пародийном исполнении двух безоглядно лояльных к ак-ордынской власти Юриев – «общинника» Бунакова и «атамана» Захарова. В свою очередь, на пути этого марша грудью встали идейные оппоненты вышеназванной власти из «СоцСопра» и «ОНЖ». Эти люди – носители левого мировоззрения, может быть несколько красноватого или розоватого для нас, правых либералов. Однако мне представляется, что наш долг как либералов и правозащитников – оказать им всемерную поддержку в противостоянии общему врагу – ультраправому национализму как русского, так и казахского замеса.


 


Андрей СВИРИДОВ, редактор интернет-сайта Bureau.kz


 


Публикация на интернет-портале «Республика» 12.11.2012


Добавить комментарий