Водитель. Дорога. Тюрьма

31.01.2012

 


Весь месяц после Нового года заключённые усть-каменогорской колонии ОВ-156/13 Евгений Жовтис и Тохнияз Кучуков ожидали применения к ним Закона об амнистии от 28.12.2011, официально опубликованного 11.01.2012 и вступившего в силу 21.01.2012. Ровно столько же ждала своей публикации написанная ими ещё перед Новым годом статья-эссе о проблемах виновности и невиновности в ДТП со смертельным исходом водителей и пешеходов. Сегодня мы публикуем сокращённую версию этой статьи и даём ссылку на публикацию полной её версии на нашем же сайте.         


 


 


Специализированная по тематике ЧС газета «Без опасности».
№ 1 (209) за 24.01.2012  


 


Водитель. Дорога. Тюрьма


 


Практически каждую неделю по телевидению и в газетах показывают и рассказывают о страшных авариях на дорогах, уносящих жизни взрослых и детей. В репортажах живописуются детали, показываются места происшествий, разбитые машины, накрытые простынями изувеченные тела. И в конце обычно о том, что водитель задержан и ему грозит столько-то лет тюрьмы.


 


Бесспорно, наказание очень важно. Особенно пьяного за рулем, или лихача, несущегося на скорости 150 км в час по городу, или любителя двойных обгонов, пересечений сплошной двойной и других рискованных маневров на всей ширине дороги. Наказывать надо и наказывать соразмерно. Однако наказание – это необходимое, но не главное средство борьбы с трагедиями на дороге. Берем на себя смелость утверждать, исходя из опыта общения со многими водителями, оказавшимися за решеткой, что еще и не самое эффективное. Потому что помимо лихачей и пьяных за рулем в местах не столь отдаленных оказываются люди, чья вина в дорожно-транспортном происшествии не доказана надлежащим образом или они сами оказались жертвами обстоятельств, несчастного случая и теперь, переломанные в авариях, отбывают срок наказания в колонии-поселении для лиц, совершивших преступления по неосторожности.


 


Давайте разберемся в причинах практически всех ДТП. Они не сводятся только к так называемому человеческому фактору водителей. Эти причины сложнее и многообразнее, но к ним почему-то нет такого же пристального внимания, как к последствиям вызванных ими происшествий.


 


Во-первых, это – правовой нигилизм. У нас и водители, и пешеходы не считают законопослушность таким уж непреложным правилом человеческого общежития. Это там, на «диком Западе», пешеходы стоят перед красным светом светофора и не переходят улицу, даже если в обозримом пространстве нет машин. Наши пешеходы ходят везде, где нельзя, и всегда, когда нельзя. Есть ли пешеходный переход, нет ли пешеходного перехода… Я спешу – говорит себе пешеход и, в лучшем случае просто оглядевшись, перебегает улицу в удобном для себя месте.


 


А ведь, вопреки расхожей максиме, пешеход далеко не всегда прав. Он прав, когда идет по двору, тротуару, по обочине навстречу движению, по пешеходному переходу на разрешающий знак светофора. Пешеход не должен перебегать дорогу в неустановленном месте, обходить стоящий автобус или троллейбус спереди, гулять по дороге, как по Бродвею, «голосовать» посредине проезжей части, с трудом держась на ногах от выпитого. Пешеходу всё это запрещено так же, как и любому гражданину запрещено выражаться нецензурно или шуметь после 11 часов вечера.


 


Не соблюдающий правила пешеход – нарушитель, рискующий своей жизнью и жизнью других, в том числе водителей и пассажиров их машин. Нарушитель, несущий уголовную (до 8 лет лишения свободы, если погибнут люди) или административную (в виде штрафа до 20 тысяч тенге или ареста до 3 суток) ответственность. Пешеход – такой же участник дорожного движения, как велосипедист, мотоциклист, кучер конной повозки и др., от которых требуется такое же соблюдение правил дорожного движения, как и от водителя.


 


Во-вторых, это сами наши дороги, по большинству которых ездить можно только тем, кто участвовал или готовится поучаствовать в ралли «Париж–Дакар». И попытки углядеть спрятанные за деревьями или нарисованные на неосвещенном асфальте различные запрещающие или предупреждающие дорожные знаки. И ездящие как попало незаконопослушные водители, которых у нас гораздо больше, чем законопослушных.


 


Дороги и дорожная инфраструктура достойны отдельной песни. Неосвещенная проезжая часть с открытыми канализационными люками, разрытыми канавами, ямами и ухабами, особенно в сельской местности. Дороги, езда по которым зимой превращается в аттракцион для любителей острых ощущений…


 


Дороги, на пересечении которых зачастую непонятно, где главная, а где второстепенная. Где светофоры, если они есть, ночью отключаются, видимо, для экономии электроэнергии, хотя затраты нервов водителей и происходящие из-за этого аварии стоят значительно больше этой экономии. Постоянный ремонт отдельных участков дорог, который чаще всего почему-то производится в ненастную погоду, что может и способствует схватыванию бетона, но быстро приводит в негодность прилегающую к заплаткам часть дорожного полотна.


 


Дорожные знаки «Пешеходный переход» там, где нет светофора, особенно «зебры» на асфальте, которые так и надо называть – «переход для камикадзе», где пешеходу необходима стойкость самурая, чтобы идти дальше. Встаешь вечером, перекрестясь, на первую полоску «зебры» на дороге с тремя полосами в обе стороны и сплошным потоком машин, и тщетно пытаешься оценить, увидят тебя все водители или какой-нибудь из них зазевается. Такие переходы у нас во всех крупных городах и на многих улицах с двусторонним движением.


 


Смеем утверждать, что это вообще должно быть исключено. На крупных дорожных артериях должны быть светофоры или подземные и надземные переходы. Мы бывали во многих развитых странах и практически нигде не видели таких дорожных аттракционов, как наши «пешеходные переходы».


 


Вообще давайте будем исходить из очевидного. Автомобильная дорога – для транспорта. При всем уважении к пешеходам или владельцам домашних животных автомобильная дорога (кроме пешеходных переходов) для них должна быть закрыта. При этом сама дорога должна быть надлежащим образом оборудована и оснащена. И если всё это не работает или работает ненадлежащим образом, даже внимательный и осторожный водитель не застрахован от неожиданностей, в том числе и с трагическими последствиями. Водитель же не злодей, не убийца, и выезжая на дорогу, он не собирается кого-то сбивать или в кого-то врезаться «лоб в лоб».


 


Хотя тот, кто пьяным сел за руль или лихачит на дороге, не обращая внимания на скорость, дорожные знаки и светофоры, есть, несомненно, умышленный нарушитель правил дорожного движения. Таких надо наказывать, и строго, но даже при этом – с тщательным соблюдением всех требований закона, доказав вину и причинно-следственную связь между нарушением ПДД и наступившими тяжкими последствиями. А вот в этом отношении и следственная, и судебная практика оставляют желать много лучшего.


 


Конечно, не надо нарушать ПДД, не надо быть самонадеянным или небрежным. Надо понимать, что в результате даже небольшого нарушения правил можно причинить боль и страдания ни в чем неповинным людям и сломать собственную жизнь. И всё же что-то надо делать с захлестнувшим наше общество правовым нигилизмом, с широко распространенной коррупцией, с неприемлемой дорожной инфраструктурой и в значительной мере с несправедливыми судами. Поскольку без решения этих проблем отправка виновных или невиновных водителей на несколько лет в тюрьму не уменьшит количества душераздирающих репортажей об авариях на наших дорогах.


 


Евгений ЖОВТИС, правозащитник; Тохнияз КУЧУКОВ, журналист
(водители, осуждённые за ДТП со смертельным исходом по  статье 296 УК РК,
отбывающие наказание в колонии-поселении ОВ-156/13 г. Усть-Каменогорска)


 


 


Полный текст этой статьи – последней на сегодняшний день части цикла статей


«Записки колониста-поселенца» – см. на нашем сайте в соответствующей рубрике


на ветке «Дело Евгения Жовтиса» http://www.bureau.kz/data.php?n_id=4000&l=ru


 


 


Добавить комментарий