Эффективная организация при доминировании партии президента

24.03.2016

АСТАНА, 21 марта 2016 г. – Внеочередные парламентские выборы, прошедшие 20 марта, были организованы эффективно, наблюдался некоторый прогресс, но Казахстану еще предстоит пройти значительный путь для обеспечения соблюдения обязательств ОБСЕ по демократическим выборам, – заявили международные наблюдатели в своем предварительном заявлении, озвученном сегодня.

Правовая база ограничивает фундаментальные гражданские и политические права, и требуется проведение комплексной реформы. Положительным аспектом является то, что регистрация кандидатов была инклюзивной и шесть партий участвовали в выборах.

Власти пригласили международных наблюдателей открыто и без ограничений. В день выборов наблюдались серьезные процедурные ошибки и нарушения в ходе голосования, подсчета голосов и подведение итогов голосования.

«Очевидно, что Казахстану еще необходимо пройти долгий путь для выполнения своих обязательств в сфере выборов, хотя отмечается некоторый прогресс. У правящей партии было очевидное преимущество над другими в ходе данных выборов и, в то время как партии в целом могли свободно проводить предвыборную кампанию, подлинный политический выбор остается недостаточным», – сказала г-жа Мариетта Тидей, Специальный координатор и руководитель краткосрочной миссии ОБСЕ по наблюдению за выборами. «Требуется проведение значительной законодательной реформы для обеспечения защиты гражданских прав, и мы надеемся, что новоизбранный Парламент изъявит готовность начать процесс основательных реформ, который мы готовы поддержать».

Несмотря на законодательные ограничения публичных собраний, партии в целом могли свободно проводить предвыборную кампанию на территории всей страны. В заявлении говорится, что участие шести партий предоставило избирателям некоторую альтернативу, но большинство партий не оспаривало политику правящей партии, что ограничило подлинный политический выбор избирателей. Доминирующая в течение многих лет позиция правящей партии на всех уровнях Правительства и администрации значительно размыла грань между государством и партией.

«В день выборов граждане Казахстана сделали свой выбор в спокойной и свободной атмосфере. Что касается электоральной кампании и законодательства, делегация ПАСЕ поддерживает намерение властей Казахстана реформировать избирательное законодательство в 2017 г.», – сказал г-н Жорди Шукла, Глава делегации ПАСЕ. «Эта предвыборная кампания также показала, что Казахстану нуждается в более открытой и конкурентной политической среде, что является ключевым условием долгосрочной демократической стабильности. Законодательная реформа должна проводиться в тесном сотрудничестве с Венецианской комиссией Совета Европы, полным членом которой является Казахстан».

Наблюдатели отметили, что законы, регулирующие выборы, нацелены на обеспечение фундаментальных гражданских и политических прав, тем не менее, необходимо проведение реформы правовой базы для обеспечения ее полного соответствия международным обязательствам и стандартам, принятым Казахстаном. Несмотря на предыдущие рекомендации ОБСЕ/БДИПЧ, ограничительные положения, связанные с избирательными правами, свободами собрания и слова, не были пересмотрены.

«Для того, чтобы власти Казахстана могли соблюдать принятые обязательства по проведению демократических выборов, требуется комплексная законодательная реформа, включая реформы в отношении ограничений избирательных прав, свобод собрания и слова», – сказал г-н Гир Йорген Беккевольд, Глава делегации ПА ОБСЕ. «Конкретный прогресс в данных отраслях со временем приведет к обеспечению большего политического плюрализма, и я готов работать вместе с моими коллегами в новоизбранном Парламенте для поддержки этого процесса».

В заявлении отмечается, что в то время как Конституция гарантирует свободу слова и запрещает цензуру, наличие многочисленных санкций в законодательстве о СМИ сдерживает общественное обсуждение и подавляет альтернативные точки зрения. Положительным аспектом является то, что СМИ, финансируемые государством, приложили значительные усилия для обеспечения соблюдения формальных требований к предоставлению равного доступа всем партиям, участвующим в выборах. Однако программа одной из партий получила меньшее освещение в СМИ; по большей части отсутствовал глубинный анализ, который мог предоставить избирателям возможность получить информацию о кандидатах и их программах. Во многих средствах массовой информации преобладало обширное освещение деятельности Президента, и правящая партия использовала его должность в свою пользу.

«Наблюдение и оценка этих выборов выявила значительные недочеты, включая ограничение фундаментальных гражданских и политических прав, отсутствие подлинного политического выбора у избирателей, отсутствие плюрализма мнений в СМИ и серьезные процедурные нарушения в день выборов», – сказал Посол Борис Фрлец, Глава долгосрочной миссии по наблюдению за выборами ОБСЕ/БДИПЧ. «Я знаю, что БДИПЧ готово помочь властям в реализации наших рекомендаций в ходе реформирования избирательного законодательства, намеченного на 2017 г.»

ЦИК осуществляла свою работу на профессиональном уровне и ее заседания были открыты для наблюдателей, представителей СМИ и политических партий. Тем не менее, нижестоящие избирательные комиссии проводили свои заседания по мере возникновения необходимости, не информируя заинтересованные стороны, что ограничило прозрачность процесса. Закон о выборах предусматривает представление политических партий в избирательных комиссиях, но нет механизма исполнения данного положения. Одна из партий, участвующая в выборах, была в наименьшей степени представлена в нижестоящих избирательных комиссиях, – говорится в заявлении.

Регистрация кандидатов была инклюзивной; до 19 февраля – формально установленного срока – ЦИК зарегистрировала всех 234 кандидатов, выдвинутых шестью политическими партиями. По закону, независимые кандидаты не могут самовыдвигаться, а политические партии не могут формировать избирательные блоки вопреки обязательствам ОБСЕ и другим международным обязательствам и стандартам, – отметили наблюдатели.

Новое требование к ЦИК касательно опубликования общей суммы средств, полученных и потраченных каждой партией, дважды в месяц в ходе предвыборной кампании является положительным сдвигом, но отсутствие информации о спонсорах и о том, как данные средства были потрачены, ограничило прозрачность.

День выборов был организован эффективно, но наблюдались серьезные процедурные ошибки и нарушения в ходе голосования, подсчета голосов и подведения итогов голосования. Наблюдатели отметили случаи вброса бюллетеней в урны для голосования, большое количество имен, внесенных в списки избирателей в день голосования, групповое голосование и голосование за других лиц. Участковые избирательные комиссии по большей части не соблюдали процедуры, обеспечивающие единообразие и достоверность в ходе подсчета голосов. Негативная оценка подведения итогов зачастую была связана с процедурными нарушениями.

Для получения более подробной информации, пожалуйста, обращайтесь к:

Андреасу Бейкеру, ПА ОБСЕ, +7 701 052 6929 или +45 60 10 81 26, andreas@oscepa.dk

Томасу Раймеру, ОБСЕ/БДИПЧ, +7 701 052 2308 или +48 609 522 266, thomas.rymer@odihr.pl

Шемавону Шахбазяну, ПАСЕ, + 7 701 052 6934, chemavon.chahbazian@coe.int

ИСТОЧНИК:
БДИПЧ/ОБСЕ
www.osce.org/ru/odihr/elections/kazakhstan/229141 


Добавить комментарий

Смотрите также