Совместный приказ министерств информации и коммуникации и национальной экономики РК «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа за соблюдением законодательства Республики Казахстан о средствах массовой информации» встревожил журналистов страны, и неудивительно, – когда чего доброго мы получали от родного МИК? Тем более, документ изложен так, что, как говорили ранее, без пол-литры не разобраться.
Потратив немало времени, эрудиции и интеллекта, юристов, поднаторевших в расшифровке деловой зауми некоторых документов, вот что мы поняли.
ОТКУДА НОГИ РАСТУТ
Во-первых, «ноги» этого документа растут из Предпринимательского кодекса. В нем дается определение риска: «Риском является вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля и надзора жизни или здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий». На предмет снижения потенциальной вредоносности СМИ и издан смутивший журналистов приказ.
КАК НАС ПРОВЕРЯЮТ
Если продраться сквозь дебри субъектов, объектов, надзоров, контролей, рисков и их критериев, внеплановых проверок, профилактического и прочего контроля, то общий и главный вывод не нов: СМИ проверяют! К высокой степени риска нарушений отнесены и, соответственно, наиболее тщательно проверяются собственники печатных СМИ, к невысокой – собственники информационных агентств, сетевых изданий и интернет-ресурсов. (Телевидение и радио из перечня рискованных объектов выпали, – то ли упущение, то ли будут со временем удостоены отдельного приказа). Вопрос, почему от печатных СМИ с их тиражами в 5-10 тысяч экземпляров вреда может быть больше, чем от сетевых информ-агентств и блогеров, отнесем к разряду риторических.
Проверка, контроль и надзор тщательно регламентируются. Проверки бывают очные, «с посещением субъекта (объекта)» – это для субъектов (объектов) с высокой степенью риска. Понятно, что посетить собственника печатного СМИ гораздо проще, чем собственников сетевых изданий и интернет-ресурсов! Их еще попробуй найди! Может по этой причине печатные СМИ попали «под раздачу»?
(Оставим сейчас без комментариев диковинный синонимический ряд объекты-субъекты, хотя по нормам языка и логики «объект» – то, что проверяется, «субъект» – тот, кто проверяет).
КТО НАС ПРОВЕРЯЕТ
Какой вред пытаются предотвратить проверяющие? Для его классификации разработаны специальные степени нарушений. Степеней три: грубые, значительные, незначительные. Чтобы выяснить, как квалифицировать нарушение, проверяющие должны использовать порядок расчета показателя степени риска и использовать формулы, понять которые вполне под силу выпускникам математических факультетов. Среди нас таковых не оказалось. (Возможно, они есть в территориальных подразделениях мининформа? Не зря же их легализовали прошлогодними поправками в закон о СМИ). Если таких нет и в вашем окружении, не расстраивайтесь, – все ясно из проверочных листов. Нарушил формальное условие закона о СМИ – нарушение незначительное, нарушил запрет этого же закона – нарвешься на строгую проверку, рекламируешь алкоголь и пр. – не миновать «профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля».
Короче, бдите, коллеги, не высовывайтесь. Тогда, возможно, к вам будет применен принцип поощрения добросовестных субъектов контроля и надзора в виде смягчающих индикаторов.
Есть у нас некоторые серьезные сомнения в правомерности ряда положений Приказа. Их мы изложим отдельным письмом в Министерство информации и коммуникаций и обязательно опубликуем ответ.
ИСТОЧНИК:
Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз»
http://www.adilsoz.kz/news/show/id/2790