Когда права человека соблюдается лишь на бумаге

27.07.2015

Государственный департамент США представил Конгрессу Соединенных Штатов ежегодный доклад о ситуации с соблюдением прав человека в 199 странах мира. В докладе отмечается, что в мире по-прежнему много стран с закрытым типом правления, при котором власти стремятся контролировать и подавлять, обсуждение острых политических и социальных вопросов и обращаются с оппозицией с особой жестокостью.

Информация со всего мира собрана неправительственными организациями и посольствами США. Каждой из стран здесь посвящен отдельный раздел. Статус доклада определен законом об оказании помощи зарубежным странам от 1961 года и законом о торговле 1974 года. Это ежегодный отчет Госдепартамента Конгрессу о соблюдении членами ООН Всеобщей декларации прав человека и других международных соглашений. На основе этого документа законодатели мринимают решение о том, предоставлять американскую помощь и заключать торговые соглашения с определенными странами.

Тем в докладе становится все больше. Традиционно главными критериями остаются соблюдение свободы слова, совести, т.е. религиозных убеждений и собраний: «Мы расширили наш доклад сообщениями о нелегальных перевозках и торговле людьми, проблемой свободы в Интернете, правами людей с ограниченными возможностями и представителей ЛГБТ-сообщества», – отметил госсекретарь Джон Керри.

Надо сказать, что составителями отмечено резкое ухудшение ситуации с правами человека в Казахстане, по сравнению с 2010 годом. Если помните, ОБСЕ избрал Казахстан председателем этой организации в том году. Конечно, до этого времени, власть делала все, чтобы показать свой «демократический лик» международному сообществу.
Затем был Жанаозен, череда карательных приговоров с показательными посадками. Усилились репрессии и преследования СМИ, закрывали сайты, газеты, журналы. Тактика “закручивания гаек” парктически загнала в подполье гражданское общество, любые собрания и высказывания теперь контролируются, активистов то и дело наказывают в административном порядке. Власть начала хозяйничать в социальных сетях и интернете, в ход пошли новые законы о клевете и экстремизме, с такими расплывчатыми формулировками, чтобы засадить можно было любого.

Ни один митинг и общественная акция, не обходятся без подавления и преследований. И вообще народу просто не дают собраться на площадях, опасаясь волнений. Законы настолько ужесточились, что теперь любая протестная активность может привести гражданина в тюрьму. Нас снова погружают в мракобесие, усиливаются цензура и репрессии. При этом зарегистрировать партию, или даже общественное объединение, практически невозможно, а значит и нет методов оппонирования власти в правовом поле.

Несмотря на это, Казахстан был и остается участником международных отношений, соответственно мы ведем торговую деятельность с мировым сообществом, и поэтому Соединенные Штаты, ежегодно исследуют для себя положения с соблюдением прав человека. Ведь завтра не прозрачность законов, коррупция и произвол правовой системы, может нанести удар и их инвесторам, компаниям, предпринимателям. В Америке заботятся о том, чтобы компании ведущие торговые отношения с другими странами, не пострадали от несовершенства их систем. И мы как страна обязаны придерживаться международных норм, по той простой причине, что нами подписаны Конвенции ООН о правах человека и другие международные договора.

Конечно, руководители авторитарных государств к этому отчету относятся скептически и не любят, когда «вмешиваются» в дела их стран. А рекомендации звучат ежегодно, и вполне конкретные с настоятельными требованиями об отказе от давления и уважении прав граждан. Каждый год наша страна тоже получает пакет предложений, и потом пишет, что следуя рекомендациям, все улучшили, но, разумеется, все это лишь на бумаге, которая как известно все стерпит.

Но бдительные комиссары ООН, понимают, что страна занимается отписками, и продолжают вести свою деятельность, используя все ресурсы. Конгресс США, в случаях, когда ситуация с правами человека требует поддержки осуществляет финансовую помощь для НПО и других общественных организаций. И в этом году принято решение помочь странам СНГ, где допущены серьезные нарушения, особо выделены три страны – Россия, Украина и Казахстан.

По идее, отчеты ООН принято публиковать в государственных СМИ, также как и ответы наших дипломатических и правовых структур, разумеется, отчет Госдепа тоже, желательно донести до граждан страны. Но наши «охабаренные» СМИ, конечно, об этом не напишут. Хотя информация яркая, и даже удивительная для обывателя. Поэтому об этом пишут на международных сайтах и в независимых СМИ.

Верховный комиссар ООН по правам человека озвучил инициативу провести консультации по созданию благоприятного пространства для деятельности гражданского общества в Казахстане и выпустить отчет с практическими рекомендациями по этой теме.

Хочу коротко представить основные темы и рекомендации, которые были разработаны и опубликованы на сайте Фонда «Открытый Диалог». Анализ осуществлен по выделенным ООН направлениям: законодательные рамки; политическая и общественная среда; свобода распространения информации; долгосрочная поддержка и ресурсы; пространство для диалога и сотрудничества.

МЕРЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

• Сократить количество бюрократических требований для регистрации и деятельности общественных объединений, политических партий и религиозных общин.

• Устранить из Закона «Об общественных объединениях» запрет на существование неформальных общественных объединений.

• Исходя из международных стандартов, дать в законодательстве четкое определение понятию «экстремизм» во избежание избирательного применения данной нормы для ограничения деятельности организаций гражданского общества.

• Пересмотреть Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», чтобы облегчить регистрацию независимых и малочисленных религиозных общин.

• Декриминализировать статью о вмешательстве общественных объединений в деятельность государственных органов и отменить понятие «лидер общественного объединения», которое выступает как отягощающий фактор.


ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ СРЕДЫ

• Прекратить практику давления, преследования, арестов и запугивания активистов гражданского общества; обеспечить им право на профессию, право на свободное выражение мнения и право на свободу собраний в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах и Всеобщей декларацией прав человека.

• Обеспечить проведение непредвзятых расследований каждого случая арестов общественных активистов.

• Прислушаться к призывам международной общественности и освободить оппозиционных активистов Владимира Козлова, Вадима Курамшина и Арона Атабека, обвинения против которых признаны политически мотивированными.

• Отказаться от требований о выдаче оппозиционных политиков, которые финансировали и поддерживали оппозиционное движение и активистов гражданского общества в Казахстане. Прекратить практику давления на оппозиционных политиков через преследование их родственников, используемых в качестве заложников.

СВОБОДА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ.

• Декриминализовать статьи за клевету и распространение заведомо ложной информации в соответствии с международными стандартами защиты свободы мнений и закрыть уголовные дела против обвиненных журналистов.

• Отменить поправки в закон «О связи», которые позволяют без суда блокировать интернет-ресурсы.

• Прекратить преследования редакций и другие массовые применения административных наказаний для ограничения деятельности независимых СМИ.

• Внести соответствующие изменения в Административный кодекс, сделав невозможным применение несоразмерных наказаний в виде приостановления или прекращения выпуска газет за технические и формальные нарушения.

• Обеспечить независимые и беспристрастные расследования всех уголовных дел против журналистов.

ДОЛГОСРОЧНАЯ ПОДДЕРЖКА И РЕСУРСЫ

• Посредством государственных и международных программ обеспечить независимость и развитие организационного и финансового потенциала общественных организаций.

• Обеспечить прозрачные и конкурентные конкурсы на получение государственных грантов, поощряя активность независимых организаций.

• Приоритеты по общегосударственным проектам должны формироваться путем проведения реальных общественных консультаций, исходя из актуальных потребностей общества.

• Привлечь представителей независимых НПО, в том числе тех, которые занимаются развитием демократии и верховенства права, к разработке законопроекта «О государственной поддержке неправительственных организаций» с тем, чтобы он не был дискриминационным по отношению к организациям определенных направлений.

• В данном законопроекте прописать оптимальную модель сотрудничества государства и НПО. В частности, такая модель должна предусматривать: возможность НПО быть гибкими в корректировании использования государственных средств; возможность долгосрочного финансирования; гарантии самостоятельности НПО, несмотря на реализацию государственных проектов и т.д.

• Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы независимые НПО реализовывали проекты по защите прав человека, развитию демократии и верховенства права.

• Международным донорам следует работать не только с давними партнерами, но также поддерживать деятельность новых перспективных независимых организаций.

ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ДИАЛОГА И СОТРУДНИЧЕСТВА.

• Во время принятия общественно значимых законопроектов обеспечить широкую информационную кампанию и реальную коммуникацию с гражданским обществом с привлечением международных экспертов.

• ООН, ОБСЕ, ПАСЕ, Европарламент, правительства и парламенты государств ЕС должны организационно и финансово поддерживать визиты представителей гражданского общества из недемократических государств, чтобы те имели возможность непосредственно информировать международную общественность о нарушении прав человека в своих странах. Регулярное проведение таких слушаний и встреч является эффективной площадкой для диалога между гражданским обществом и правительствами государств с низким уровнем демократии.

• Представители ООН, ОБСЕ, ПАСЕ, Европарламента должны непосредственно принимать участие в миссиях наблюдения в недемократических странах, а также обеспечить оперативную поддержку НПО, которые занимаются организацией и проведением таких миссий. Для объективной оценки ситуации и принятия соответствующих решений важно проводить встречи с представителями гражданского общества, в том числе с жертвами нарушений прав человека и политическими заключенными. Представители международных институций и правительств европейских государств должны требовать от высшего руководства Казахстана выполнения международных обязательств и прекращения притеснений гражданского общества.

Рекомендации по созданию благоприятной среды для деятельности гражданского общества в постсоветских странах с низким уровнем демократии.

• Сформировать законодательную базу, которая бы ограничивала возможность государства чрезмерно контролировать и вмешиваться в общественную сферу.

• Изменить и реализовать на практике национальное законодательство в соответствии с международными стандартами в области прав человека. Развитие гражданского общества невозможно без гарантий свободы собраний и свободы слова.

• Устранить ограничения для активного участия граждан в организациях гражданского общества для обеспечения демократизации политической системы.

• Способствовать развитию общественного сектора, так как это открывает возможности для социальной и политической критики. Поэтому государство не может одновременно подавлять инакомыслие и декларировать поддержку гражданского общества.

• Публичная критика действующего политического режима или государственных органов не может быть основой для преследования представителей гражданского общества.

• Построение демократических институтов блокируется при отсутствии верховенства права и доверия государства к гражданскому обществу. Государство не должно рассматривать гражданское общество как угрозу и создавать угнетающую атмосферу, при которой граждане опасаются преследований за деятельность в независимых, в т. ч. правозащитных, общественных объединениях.

• Отказаться от преследований и ограничений общественных организаций, деятельность которых имеет политическую направленность (защита прав человека, артикуляция интересов разных групп, законодательные инициативы, развитие верховенства права, проведение демократических реформ и т.п.).

• Не использовать уголовное и административное законодательство для преследования представителей гражданского общества в связи с их общественной деятельностью. Любое подобное злоупотребление должно быть объективно расследовано независимым органом.

• Не препятствовать гражданскому обществу пользоваться своими правами и свободами, в том числе осуществлять контроль над деятельностью государственных органов.

• Законодательство не должно ограничивать возможности граждан создавать неформальные и независимые объединения, в том числе религиозные общины.

• Стимулировать участие и учитывать точку зрения представителей гражданского общества на всех этапах процесса принятия государственных решений. Внедрять инициативы и замечания гражданского общества при обсуждении законопроектов.

• Обеспечить действенные публичные консультации относительно соответствия задач НПО и общегосударственных проектов актуальным проблемам и потребностям общества.

• Государству следует стимулировать, а не ограничивать развитие независимых общественных объединений. Сотрудничество с государственными органами должно быть только одной из возможных форм деятельности организаций гражданского общества и не должно иметь принудительный характер.

• Получение государственных грантов не должно вынуждать организацию к лояльности к правящей власти. Государственные и частные программы должны стимулировать реальное общественное участие и формирование сетей гражданского общества.

• Прекратить перекрывать информационные каналы через ограничение и преследование независимых СМИ и отдельных журналистов. У граждан должен быть доступ к альтернативной информации о деятельности органов власти.

• Внедрять качественные программы в сфере политического образования и защиты прав человека для повышения уровня гражданского сознания

• Создать оптимальную модель взаимодействия государства и гражданского общества с тем, чтобы и обеспечить отчетность общественных организаций, и нивелировать государственное вмешательство в деятельность общественных организаций.

• Развивать организационный потенциал общественных организаций и способствовать установлению их финансовой самостоятельности.

• Международным институциям следует поддерживать организацию миссий наблюдения в недемократические страны для объективного мониторинга нарушений прав гражданского общества.

Вот такие справедливые и необходимые изменения нужны нашей стране. Для осуществления этих процессов необходима воля руководства страны прежде всего, но наше общество, вряд ли дождется этого от действующей власти. Поэтому придется ограничиться деятельностью гражданских активистов, помощью международного сообщества и правозащитных организаций.

Материал подготовлен Жанной БОТА
и опубликован в газете «Саяси калам. Трибуна» в номере от 22.07.2015


Добавить комментарий