Мало кто из журналистов вникал в чадолюбивые законопроекты, призванные защитить детей от вредной информации. А между тем, второй из них под названием «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» – предусматривает почти революцию в казахстанском сегменте Интернета. Он вводит понятие «сетевое издание» и его обязательную регистрацию в уполномоченном государственном органе.
Чтобы зарегистрироваться, нужно указать в заявлении положенные идентификационные номера, периодичность, тематику, языки, территорию распространения (!) и пр., создать на сайте специальный раздел о выходных данных и потом и бояться отзыва Свидетельства о регистрации, если что-то в этих данных наваляли или нарушили периодичность выхода, высылать обязательные экземпляры, перерегистрироваться, если сменился адрес или редактор и т.д. и т.п.
Что такое сетевое издание, не очень понятно. Предлагаемые поправки в закон о СМИ гласят: «сетевое издание – интернет-ресурс, прошедший процедуру постановки на учет в уполномоченном органе, информационная инфраструктура которого размещена на территории Республики Казахстан», и тут же утверждают: «Периодическое печатное издание, информационное агентство и сетевое издание, действующие на территории Республики Казахстан, подлежат обязательной постановке на учет». Возможно, уполномоченный орган в порядке мониторинга будет выявлять интернет-ресурсы, соответствующие критериям регистрации, и убеждать их оформить свой новый статус?
Принятие закона выходит на финишную прямую – профильный Комитет Сената передал его на рассмотрение палаты. Полный текст проекта размещен: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31486605
Мнение «Адил соз»
Нельзя давать одно определение через другое. Так и не понятно, что же такое сетевое издание? Интернет-ресурс получает статус сетевого издания только после регистрации, но регистрация является обязательной – для кого? Для интернет-ресурсов? Для каких? Теперь что, уполномоченный орган будет вылавливать интернет-ресурсы, чья деятельность подходит под критерии регистрации, и принуждать их к регистрации? А как с электронными версиями традиционных СМИ, им тоже потребуется отдельная регистрация?
Здесь же в п.5. «Свидетельство о постановке на учет сетевого издания решением уполномоченного органа признается утратившим силу в случае, если по итогам государственного контроля выявлено, что информационная инфраструктура собственника сетевого издания находится за пределами Республики Казахстан».
А что тут выявлять-то? Правила регистрации доменных имен давно расставили все по местам: хостинг за границей – значит, иностранный ресурс, это отражено в названии доменной зоны – kz, com, su и т.д.
До сих пор интернет-ресурсы были свободны от излишней формализованности, к которой привыкли традиционные СМИ: заявления об учете, переучете, свидетельство о праве издаваться; куча условий в выходных данных, обязательные экземпляры и пр. милые учетные формальности, нарушение которых грозит потерей свидетельства.
Конечно, сайты, получающие подпитку от государства или его видных деятелей, пойдут на такую легитимизацию – это возможность аккредитации, возможность получать госзаказ и пр. А остальным, независимым – зачем эти хлопоты, риски и расходы?
Принудительная регистрация приведет к оттоку популярных частных интернет-изданий из Казахстана. А оставаясь в зоне kz, они в случае конфликта с уполномоченным органом по поводу регистрации будут доказывать, что не подпадают под критерии закона: периодичность издания произвольная, обновляют они содержание не раз в неделю или в день, а когда как; бизнесом не занимаются, бизнес-идентификационного номера не имеют, тематика тоже произвольная, языки – как получится, устава и договора между собственником и редакцией, нет технических возможностей размещать выходные данные в требуемом формате, – отговорок можно привести множество.
Рекомендации к проекту закона:
1. Дать новое, грамотное определение сетевых изданий.
2. Обязательную регистрацию сетевых изданий из проекта убрать.
Принятие закона выходит на финишную прямую – профильный Комитет Сената передал его на рассмотрение палаты. Полный текст проекта размещен по адресу: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31486605.
Мнение в целом о проекте закона:
Закон о защите детей от вредной информации должен включать только положения, касающиеся защиты детей. Что за детские хитрости – начинять проекты законов нормами, не имеющими прямого отношения к задаче проекта! Какое отношение к ним имеют большинство предложений в закон «О связи» – «точка обмена трафиком», «точка стыка» и т.д., более трех страниц проекта? То же с предлагаемыми изменениями в закон «О телерадиовещании» – возможно, нужными, но какое они, за исключением предложений в ст. 29, имеют отношение к защите детей?
Хватит уродовать устаревший, но цельный закон о СМИ нелепыми заплатками «по случаю». Давно пора разработать новый закон, отвечающий современным реалиям и тенденциям 21-го века!
Публикация на сайте Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» от 18.02.2015 <http://www.adilsoz.kz/news/show/id/1752#sthash.f8LC7ZqV.dpuf>