В Москве убит актер и гражданский активист Алексей Девотченко

06.11.2014

 


В Москве погиб актер и гражданский активист Алексей Девотченко.


 


Как сообщает LifeNews, тело актера обнаружил друг покойного, в квартире которого тот жил. Девотченко лежал у входной двери в луже собственной крови.


 


По данным «Ленты.ру», труп артиста был обнаружен по адресу: Алтуфьевское шоссе, дом 100, это на севере столицы,.


 


Главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов в своем твиттере заявил, что актер был убит.


 


Между тем «Интерфакс» со ссылкой на официального представителя московского управления СКР Юлию Иванову передает, что внешних признаков насильственной смерти на теле покойного не обнаружено. «Назначена судебно-медицинская экспертиза, которая должна установить причину гибели актера», – также рассказала Иванова.


 


Утром в четверг это же агентство со ссылкой на некий источник в правоохранительных структурах передавало, что в числе возможных причин смерти Девотченко рассматривается приступ острой сердечно-сосудистой недостаточности. Внешние повреждения, добавил собеседник «Интерфакса», на теле покойного действительно имеются – это в частности ссадины на ногах и травма головы. Тем не менее эксперты не уверены, что актер погиб именно из-за этих травм.


 


Алексей Девотченко родился в 1965 году в Ленинграде. Играть на сцене начал еще школьником. В 1990-м окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМИК). Работал в петербургских театрах им. Ленсовета, «На Литейном», Александринском и драматическом театре им. Товстоногова. С 2011 года играл в Москве: сначала в столичном ТЮЗе, затем в МХТ им. Чехова.


Также актер снялся в более чем 20 кинофильмах и телесериалах.


 


Девотченко был известен активной гражданской позицией. В 2000-х годах он был членом Объединенного гражданского фронта, участвовал в Маршах несогласных. В марте 2010-го подписал обращение «Путин должен уйти!» В ноябре 2011-го отказался от звания заслуженного артиста России и двух Государственных премий. В марте 2014 года актер выступил одним из подписантов письма Киносоюза «Мы с вами» в поддержку украинской Революции достоинства.


 


Публикация на интернет-сайте «Грани.ру» от 5.11.2014


<http://grani.ru/Events/Crime/m.234688.html>


 





На фото: выступления Алексея Девотченко на митинге после Марша Правды в Москве на проспекте Академика Сахарова 13 апреля 2014 года. См. также видеозапись этого выступления: https://www.youtube.com/watch?v=38qIwIWDxNQ 


 


 


* * *


Сергей ШАРОВ-ДЕЛОНЕ


 


Ушёл Лёша Девотченко


 


Лужа крови и запертая дверь…


 


Написали уже и наворотят с три короба еще: водка, таблетки… Умирать необязательно красиво, в смерти немного красы – жить бы красиво! Не метаться суетливо между «можно» и «нельзя», когда есть «нужно». Он жил этой нуждой.


 


Следствие установит как… Абсолютно неважно как – важно только почему.


Всё потому же.


 


Потому же, почему он был актером милостью Божьей и человеком Божьей милостью. Потому же, почему он швырнул в лицо власти пожалованные титулы и награды. Неважно, что заслуженные – важнее, что пожалованные. И кем пожалованные. Почему вставал не в строй, а плечом к плечу с такими же редкими, как он, нестроевыми. Почему не стеснялся и не боялся называть мерзость мерзостью – пусть все остальные молились на нее как на икону. Потому что играл на сцене и не играл в жизни – и никогда не путал сцену с жизнью. Только и там, и там он оставался самим собой, таким, чтобы не было нужно отводить или прятать глаза. Чтобы было не страшно посмотреться в зеркало. Выходивший на Марши несогласных – и всегда не согласный с самим собой: потому что знал, как просто умереть, согласившись и успокоивши совесть.


 


Важно – почему.


 


Потому что так жить в России слишком больно, а никак иначе нельзя. Потому что нужно только так – если жить. Если трепетно чувствовать оттенки и полутона – и никогда не путать белое с черным. Если откликаться, отзываться на тончайшие переходы чувств – и безошибочно разделять правду и вранье. Для него между ними не было спасительных междометий – пропасть. Как между жизнью и смертью.


Важно – почему.


 


В апреле этого года на Марше правды он читал стихи Василя Стуса: «Ты меня напрасно, мама, в мир неправды родила». Не напрасно – от таких, как он, мир перестает быть миром неправды. Потому что лжей много, а Правда – одна-единственная. И достаточно одного голоса правды, чтобы ложь треснула.


Вместе с сердцем – цены у нас такие.


 


Поэты ведь не те, кто умеет складывать слова в строки, правда ведь? Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души.


 


К чему спрашивать, откуда лужа крови перед дверью, в которую ушел Леша Девотченко.


 


Публикация на «Ежедневном журнале» от 6.11.2014


<http://ej.ru/?a=note&id=26413>


 


 


* * *


Нателла БОЛТЯНСКАЯ


 


Недозвучал его аккорд



Ужасно узнавать о гибели хороших людей из новостей. Ужасно сознавать, что уходит такой человек, не дожив, не сделав многого. Именно так с Алексеем Девотченко.


Не могу сказать, что прямо взахлеб дружили, но были не чужими людьми. С апреля 2011 года, когда познакомились в пресс-центре Ходорковского на «Территории гласности».


 


Я тогда, не отходя от кассы, предложила ему поехать на фестиваль «Пилорама» в Пермь. И хорошо помню эту «Пилораму». Девотченко играл моноспектакль на открытой сцене под проливным дождем. И зрители плевали на этот дождь. Их было много, и они были совершенно ошеломлены Лешиной работой. И он как-то очень стеснялся, принимая восторги в кулуарах. А вечером мы сидели у меня в номере, болтали про все на свете, и ужасно хотелось что-то ему сделать хорошее, поскольку вот уже классно отыграл и не ест, паразит, ничего.


 


Руководство фестиваля сразу в него влюбилось и приглашало его на все дальнейшие фестивали. И его  жесткое: я должен каждый раз показывать что-то новое, пока нового нет, не могу… Сейчас «Пилораму» закрыли. Девотченко погиб…


 


А спектакль в Москве, с битковым залом, с каким-то невероятным Иосифом Бродским в его исполнении… Помню еще пакет персиков, который мы ему отправили за кулисы… Как-то так нечасто созванивались, но было чувство удивительного дружеского тепла.


 


А что касается его действий как гражданина, то такой ни разу не стыдный гражданин. Он делал то, что считал правильным, без пафоса и очень спокойно. Эдакая гигиена души. Не расценивал свои поступки как подвиг, не звал за собой никого. Или нет, звал, потому что делал это спокойно и без надрыва. На мой взгляд, такое привлекает сторонников больше, чем любые лозунги. 



Нельзя сказать, что его профессиональная судьба не удалась. Играл меньше, чем мог, это так. Но напомню, что некий вакуум вокруг Алексея в его родном Питере сложился как-то очень в то же время, как стала известна его гражданская позиция. Он перестал быть нужен в связи с тем, что он думал и говорил по вполне конкретным вопросам. И не надо мне говорить, что это вещи, не связанные между собой. И звания ему давали. А он их не принимал, потому что не уважал тех, кто дает… Он был блистательный артист. И осанка у него была очень правильная.



А что касается его смерти, то с первого момента возникает масса вопросов. Манеры официальных источников напоминают булгаковскую Лапшенникову со скошенными к носу от постоянного вранья глазами.



Отшелушив, в сухом остатке имеешь: Алексей Девотченко весьма не нравился этим официальным источникам. И живым не нравился. Будут ли они делать всё, чтобы выяснить причины его гибели? Сейчас они пытаются привязать его гибель к его же якобы порокам. Что вы, мол, это самоубийство под воздействием таблеток и спиртного.


Знаете, не верю. Потому, что, во-первых, у меня масса причин не верить этим источникам. Их показная ретивость в подобных ситуациях выглядит как глумление над прахом. И ситуаций таких было не одна и не две.


 


И еще один момент. Они, эти официальные источники, со своими фарсовыми законопроектами, со своими нарушающими закон правоохранителями, со своими мигалками и автозаками, со своей чертовой пропагандой, воспитали такой социум, в котором ничего не стоит  убить человека за серьгу в ухе. За взгляды, не совпадающие с твоими.



Вроде просто нападение каких-то неизвестных людей с невыясненными преступными
намерениями. Никто не виноват, никого не нашли… Не верю. Главная политическая тема последнего времени внутри страны – разжигание розни. Больше того скажу: уровень, заданный властью, таков, что срываются на истерику и поддерживающие эту власть, и противники оной. И действие, стоившее жизни Алексею Девотченко, с моей точки зрения, было направлено именно творцами такой схемы. Кто не с нами, тот против нас…


 


И даже если завтра найдется непонятный стрелочник, на которого повесят это убийство, не будет никакой веры в то, что преступник именно он. Уж больно скошены глаза от постоянного вранья у дознавателей, следователей и судей.


 


Публикация на «Ежедневном журнале» от 6.11.2014


<http://ej.ru/?a=note&id=26417>


 


 


 


 


Добавить комментарий