Ничего не выполнив из обещанного

23.10.2014

Казахстан не собирается соблюдать
свои обещания по защите прав человека, не выполняет обязательства, ужесточает
законы и борется не с пытками и нарушениями, а с собственными гражданами. Такой
вывод можно сделать из докладов международных НПО
 в
Совет по правам человека.

 

Членом Совета ООН
по правам человека (СПЧ ООН) Казахстан впервые стал в 2012 году. Тогда в рамках
67-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке состоялись выборы и за
кандидатуру нашей республики проголосовали 183 государства.

 

СПЧ ООН учрежден
15 марта 2006 года. Он является ведущим международным органом в области защиты
прав человека, заменившим Комиссию по правам человека. В состав Совета входят
47 государств.

 

В феврале 2010
года Казахстан представил свой первый национальный доклад в рамках нового
правозащитного механизма СПЧ ООН — Универсального периодического обзора. Тогда
правительству другими государствами были даны 128 рекомандаций, 121 из которых
оно приняло и обязалось исполнить.

 

И вот спустя
четыре года пришло время проверить, что изменилось.

 

30 октября
ожидается защита нового отчета чиновников. 22 неправительственные организации к
этому времени подготовили свои доклады об обстановке в республике. Большинство
из них констатируют, что положение граждан заметно ухудшилось.

 

Так, Amnesty
International в своем 
докладе отметила,
что ни одна из рекомендаций Казахстану, касающаяся свободы слова, не
реализована. Травля свободных СМИ продолжалась в течение всего проанализированного
периода.

 

«Правительство
приняло рекомендации по декриминализации диффамации и клеветы. Тем не менее в
проекте Уголовного Кодекса сохранены эти понятия,  в том числе против
государственных чиновников, как преступления и ужесточено наказание за подобные
преступления на срок до трех лет лишения свободы или штраф в размере до 30 000
долларов», — отметили эксперты организации.

 

В отчете
указывается, что изменения в Закон о связи, принятые в 2013 году, чтобы
позволить госорганам приостановить услугу в случае «социальной чрезвычайной
ситуации», не дают четкого определения этого понятия, а значит, «открывают
возможности для злоупотреблений».

 

Особое место в
документе выделено главе о пытках и других видах жестокого обращения. Четыре
года назад Казахстан объявил, что «не успокоится, пока все остатки пыток не
будут полностью устранены». Однако вскоре после этого управление пенитенциарной
системой передали от Министерства юстиции в МВД. Amnesty International
продолжает получать сообщения о пытках и других видах жестокого обращения в
тюрьмах, используемых главным образом в дисциплинарных целях и часто некоторыми
заключенными против других заключенных с молчаливого согласия тюремного
начальства.

 

Экспертами также
рассмотрен новый Уголовный Кодекс.

 

«Экстремизм» в новом
законодательстве по борьбе с терроризмом определяется, в частности, как
«разжигание социальной или классовой ненависти», и эта статья в отсутствие
правового разъяснения широко используется, чтобы обуздать политическую
активность. В Казахстане ограничена свобода собраний, и мирных
протестующих продолжают задерживать и штрафовать. Ситуация в отношении свободы
выражения значительно ухудшилась за последние четыре года», — говорится в
отчете. В пример тому приводятся факты закрытия печатных СМИ и веб-сайтов,
обвинение журналистов в экстремизме и разжигании социальной розни.

 

Казахстан также
нарушил обязательства по невыселению беженцев. Десятки людей с тех пор были
принудительно возвращены в Узбекистан и в Китай, где они после подверглись
пыткам.

 

Раскритикованы в
отчете и контртеррористические операции в стране.

 

«Хотя презумпция
невиновности закреплена в законе, она нарушается на регулярной основе, особенно
в контексте национальной безопасности и борьбы с терроризмом. Чиновники часто
объявляют подозреваемых виновными еще до начала расследования».

 

Amnesty International
призывает правительство Казахстана обеспечить право на свободу собраний для
всех лиц, желающих мирно выражать свои взгляды; позволить журналистам,
правозащитникам и другим активистам гражданского общества искать, получать,
распространять информацию и осуществлять свою законную деятельность без
запугивания, препятствий или давления; запретить произвольное вмешательство
местных властей в работу независимых СМИ; отменить уголовную ответственность за
клевету и оскорбление в Уголовном кодексе и прочее. С полным отчетом и
рекомендациями можно ознакомиться по ссылке.

 

Отчет фонда «Ар.Рух.Хак» полностью
посвящен выполнению обязательств Казахстана по праву на мирные собрания.

 

«Секретарь
Комиссии по правам человека при президенте Тастемир Абишев неоднократно
заявлял, что в Казахстане будет разработан новый Закон о мирных собраниях и
введен “уведомительный характер проведения митингов”. Но до
настоящего времени законопроект не разработан. С 2010 года в Казахстане,
наоборот, ужесточены меры по пресечению права на мирные собрания.

 

Разработан новый
Уголовный Кодекс, который устанавливает угловную ответственность за собрание
без разрешения властей (ст.398)», — цитата из доклада общенственников.

В документе
дается краткий обзор казахстанского законодательства, регулирующего свободу
мирных собраний, и реализации этого права граждан.

 

«19-летняя
практика действия и применения чиновниками Закона о мирных собраниях позволяет
с уверенностью утверждать, что основным критерием при выдаче разрешений
является политическая лояльность к власти лиц, желающих провести собрание», —
сообщили активисты.

 

Указывается
также, что с января по май 2012 года несогласными в различных регионах страны
поданы 146 заявок на проведение митингов, пикетов, акций, шествий. На все
отвечено отказом.

 

«Грубейшим
образом Казахстан нарушает четвертый из шести руководящих принципов ОБСЕ,
касающихся обязанности государства по защите свободы мирных собраний, —
соразмерность. Часто власти используют силу для разгона митингующих, в том
числе применяя оружие против мирных граждан». В пример приводятся события в
Жанаозене и Шетпе в декабре 2011 года, 28 февраля 2012 года в Алматы при
разгоне митинга.

 

Отчет содержит
рекомендации обратить внимание казахстанской делегации на то, что нормы
национального законодательства о свободе граждан на мирные собрания не
соответствуют международным стандартам, настоять на отмене разрешительного
порядка для мирных акций, обеспечить практическую возможность проведения
спонтанных собраний и контр-собраний, определить в качестве мест для проведения
акций все публичные места и т. д.

 

Freedom House в своем отчете отмечает, что с момента
предыдущего УПО в 2010 году правительство Казахстана предпринимает шаги,
противоречащие его международным обязательства в области прав человека,
особенно в отношении свободы собраний, убеждений и ассоциаций.

 

В качестве
примеров рассматриваются регламенты для регистрации НПО, религиозных
ассоциаций, политических партий.  

 

«Право создавать
политические партии гарантируется Конституцией РК. Но в случае оппозиции Закон
“О политических партиях” стал непреодолимым барьером. Сложные
процедуры создают для правительственных чиновников возможности препятствовать
регистрации. Например, для того, чтобы отклонить заявление, достаточно найти
несколько человек из 40 000 членов, которые готовы отозвать свою подпись,
умерли во время процесса длительной регистрации или уехали из страны. Эта
практика была использована против оппозиционной партии “Алга!”,
которая всеми возможными способами пыталась встать на учет в течение семи лет,
но безуспешно», — говорится в отчете.

 

Более того,
правительство Казахстана предпринимает дальнейшие шаги по ограничению свободы
ассоциаций. «21 декабря 2012 года суд постановил, что “Алга!” была
“экстремистской организацией”, и ее деятельность запрещена на всей
территории Казахстана. Де-факто это запрет на независимую политическую
деятельность», — считают в организации.  

 

Целая глава
отчета посвящена свободе мирных собраний и одиночных пикетов, другая —
реформированному законодательству.

 

«По просьбе
президента Назарбаева Генеральная прокуратура инициировала реформу четырех
ключевых правовых кодексов страны. Новый проект УК во многих случаях усугубит и
без того крайне репрессивный подход Казахстана к основным правам и свободам», —
считают эксперты. И подробно описывают почему. Ознакомиться с отчетом можно по
ссылке.

 

Freedom House призывает
в числе прочего принять новый закон о свободе собраний, который бы
соответствовал международным стандартам, развивать политический плюрализм,
исключить из Уголовного кодекса статьи 398, 401, 402, 403, 404 как
противоречащие принципам международного права (принципы правовой
определенности, недискриминации и пропорциональности).

 

Human Right
Watch тоже 
заметила значительное
ухудшение ситуации с правами человека в Казахстане.

 

«Правительство не
смогло реализовать многие реформы и обязательства, — говорится в отчете. —
После забастовки в Жанаозене власти расправились со свободой слова и
инакомыслием через злоупотребление чрезмерно широкими законами, такими, как
“О разжигании социальной розни», заключив в тюрьму несколько критиков
правительства и активистов за трудовые права, закрыв независимые и
оппозиционные СМИ».

 

Новый Уголовный
кодекс еще больше ограничит свободу слова, собраний, религии и ассоциаций,
считают в организации.

 

Отчет поделен на
несколько глав. В той, что посвящена свободе выражения, говорится: «Независимые
журналисты, которые критикуют государственную политику, по-прежнему
сталкиваются с угрозами и нападками. Только в 2013 году “Адил соз”
сообщил о 10 нападениях на сотрудников СМИ. Новый УК не только оставил
уголовную ответственность за клевету, но также увеличил штрафы за правонарушения».

 

В этой же части
обращено внимание на историю Натальи Соколовой, обвиненной в разжигании
социальной розни после того, как она сказала о диспропорции в заработной плате
нефтяников, Владимира Козлова, журналиста Александра Харламова.

Отчет содержит
фактаж о свободе собраний, свободе религии, пытках, трудовых правах и
рекомендации.   

 

Международные
правозащитные организации требуют от правительства Казахстана
освободить политзаключенных. Human Right Watch призывает выпустить на свободу
Владимира Козлова на том основании, что его осуждение является несостоятельным,
поскольку основано на смутных доказательствах и несправедливом судебном
разбирательстве. Освобождить также следует, по мнению организации, Вадима
Курамшина, Розу Тулетаеву и Максата Досмагамбетова.

 

Свое видение
ситуации с правами человека в Казахстане изложила также Международная комиссия
юристов (ICJ), состоящая из 60 видных судей и адвокатов из всех регионов мира.
В их отчете говорится об «отсутствии независимости судебной системы»,
притеснении адвокатов и нарушении прав задержанных лиц.

 

«Это означает,
что судьи редко бесплатно оправдывают людей, которые были обвинены в совершении
уголовных преступлений. Есть основания опасаться немедленного дисциплинарного
или других более серьезных последствий, если они сделают это».

 

Исследование,
проведенное Международным Судом и Лигой юристов Центральной Азии в 2013 году,
обнаружило, что улучшения в законодательстве не смогли обеспечить доступ для
подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, к независимой и
эффективной юридической помощи.

 

«Хотя существуют
национальные правовые гарантии, что задержанные подозреваемые имеют доступ к
адвокату, защитники сообщили в Международный Суд, что на практике этот доступ
часто затруднен», — написано в отчете.

 

Подробно
рассмотрено дело Зинаиды Мухортовой.

 

ICJ призывает
рекомендовать правительству Казахстана принять меры по обеспечению права
доступа к адвокату при задержании, конфиденциальности встреч между защитником и
клиентом, изменить Уголовно-процессуальный кодекс, принять законодательство,
всесторонне запрещающее сексуальные домогательства.

С отчетами
остальных организаций можно ознакомиться на сайте 
http://www.upr-info.org/sites/default/files/document/kazakhstan/session_20_-_october_2014.

 

ИСТОЧНИК:

Ablyazov.org

http://ablyazov.org/nichego-ne-vipolniv-iz-obeschannogo.htm

 


Добавить комментарий