Общественные слушания по Кок-жайляу проведены с нарушениями закона

26.02.2014

 


25 февраля на горнолыжном курорте «Шымбулак» состоялись общественные слушания по проекту «Технико-экономическое обоснование перевода земель особо охраняемых природных территорий Иле-Алатауского государственного национального природного парка в земли запаса для горнолыжного курорта «Кок Жайлау». Организаторами слушаний были Центр дистанционного зондирования, ГИС «Терра» и Управление туризма города Алматы. 


 


Общественные слушания прошли с нарушениями национального законодательства и Орхусской конвенции. 


 


В соответствии с пунктом 5 Правил проведения общественных слушаний (утвержденных приказом МООС РК от 7 мая 2007 года № 135-п), «общественные слушания предполагают равные для всех права высказать свое аргументированное мнение по обсуждаемому вопросу». 


 


Проведение общественных слушаний на горнолыжном курорте «Шымбулак» в 25 км от города Алматы, НЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ РАВНЫЕ для всех права участвовать и высказывать свое мнение. Доехать до места проведения слушаний можно только на одном маршрутном автобусе, который в будние дни ходит один раз в час до Медео. От Медео до Шымбулака можно добрать только на такси или по канатной дороге. Акимат пообещал предоставить бесплатные автобусы в 8-30. Люди прождали полчаса на остановке на  пятнадцатиградусном морозе, и боясь опаздать, были вынуждены ехать своим ходом. Далеко не все желающие обсудить проект смогли поехать за город на горнолыжный курорт. 


 


Алматинцы, не равнодушные к судьбе национального парка направили несколько десятков писем в Управление туризма с просьбой перенести общественные слушания на более поздний срок и определить для проведения общественных слушаний помещение в центре города. Это позволило бы каждому желающему принять участие в обсуждении проекта, как того требуют Правила проведения общественных слушаний. Однако представители Управления проигнорировали эти обращения!


 


Несмотря на то, что “общественные слушания предпологают РАВНЫЕ для всех права высказать свое аргументированное мнение”, не всем желающим удалось выступить и задать свои вопросы, в нескольких случаях организаторы просто вырывали из рук микрофон.


 


А также, в соответствии с пунктом 8 Правил, объявление о проведении общественных слушаниях публикуется не позднее, чем за 20 календарных дней до слушаний. Объявление о проведении слушаний было опубликовано на интернет-портале Управления туризма 17 февраля 2014 года, то есть за 7 дней до слушаний, что также является нарушением Правил.


 


Представители общественного движения «Защитим Кок-Жайляу» подготовили свои замечания по проекту и процедуре общественных слушаний.


 


1. Мы неоднократно отмечали, что общественные слушания в большинстве случаев проводятся формально. В Экологическом кодексе (статьи 13 и 14) признаны права общественности на участие в процессе принятия решений, но не прописаны механизмы участия и учета общественного мнения. «Правила проведения общественных слушаний» даже в новой редакции (от 26 марта 2013 года) не обеспечивают эффективное участие общественности в процессе принятия решений. Этот факт признан в национальном докладе, представленном Республикой Казахстан (1 декабря 2013) Пятому совещанию сторон Орхусской конвенции. 


 


2. При разработке по заказу Управления туризма г.Алматы Технико-экономического обоснования (ТЭО) перевода земель национального парка в земли запаса допущены многочисленные нарушения и отступления от действующего природоохранного законодательства. 


 


Главным нарушением является то, что согласно статье 10 закона «Об особо охраняемых природных территориях» у маслихата и акимата, а, следовательно, у Управления туризма города Алматы, нет полномочий по управлению, использованию, владению, распоряжению, сокращению территории, переводу земель, финансированию и реализации проектов на территории ООПТ республиканского значения. Полномочия маслихата и акимата распространяются только на особо охраняемые природные территории местного значения! 


 


3. Превысив свои полномочия, в 2013 году акимат и Управление туризма истратили на подготовку ТЭО курорта, предОВОС и ТЭО для перевода земель более 375 млн. тенге из городского бюджета, допустив, таким образом, нецелевое использование средств, то есть совершили коррупционное правонарушение (http://www.almaty.kz/admin/upload/files/plan_meropriyatii_na_rus.xls).


 


4. Согласно статье 14 закона «Об особо охраняемых природных территориях»:


 «п.6. Перевод особо охраняемой природной территории со статусом юридического лица из одного вида в другой, влекущий снижение ее статуса, производится при частичной или полной утрате ее особой ценности и уникальности в результате чрезвычайной ситуации природного и (или) техногенного характера». 


«Решение о переводе особо охраняемой природной территории со статусом юридического лица из одного вида в другой, влекущее снижение ее статуса или повышение, принимается на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы на естественно-научное обоснование: 


1) по особо охраняемой природной территории республиканского значения – Правительством Республики Казахстан по предложению уполномоченного органа;


«2) по особо охраняемой природной территории местного значения – местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы по согласованию с уполномоченным органом.


Перевод особо охраняемых природных территорий из категории «республиканского значения» в категорию «местного значения» не допускается».


Ликвидация особо охраняемых природных территорий республиканского значения или их отдельных частей  законом не допускается, является преступным деянием и влечет уголовную ответственность согласно статье 293 Уголовного кодекса РК. 


 


5. Согласно статье 20 (п.1) закона «Об особо охраняемых природных территориях» вопросами создании, расширения ООПТ и другими вопросами, касающимися территории ООПТ, занимаются  специализированные научные (научно-исследовательские) и проектные (проектно-изыскательские) организации. ТОО «ЦДЗ и ГИС «Терра»» не является таковой!  


 


6. Комиссия, созданная КЛОХ, для рассмотрения вопроса о переводе земель, грубо нарушила  «Правила перевода земель особо охраняемых природных территорий в земли запаса». Согласно п.2 протокола комиссией предложено внести изменения в схему функционального зонирования Иле-Алатауского ГНПП, а согласно п.3 протокола предложено внести изменения в Генплан развития инфраструктуры парка. То есть комиссия признала, что без изменения этих документов перевод земель невозможен. Согласно «Правилам перевода земель особо охраняемых природных территорий в земли запаса» рассмотрение вопросов об изменении зонирования парка и развитии инфраструктуры в компетенцию комиссии не входит.  


 


7. Строительство на запрашиваемой территории приведет к уничтожению краснокнижных растений и их мест обитания, а также к уничтожению мест обитания краснокнижных животных, что является уголовно наказуемым деянием согласно статье 290 Уголовного кодекса РК.


 


8. Ликвидация охранного статуса на данном участке национального парка приведет к нарушению требований международных конвенций. Строительство горнолыжного курорта практически исключит возможность внесения Иле-Алатауского национального парка в Список всемирного наследия. 


 


9. Необоснованность ТЭО признают сами разработчики проекта, указывая, что «работы над данным проектом показали, что для аргументированного обоснования или принятия правильных решений не достаточно достоверных данных. Это связано с тем, что в постсоветский период и даже более, целенаправленных научных исследований и изысканий практически не проводилось. Многие данные устарели, а некоторые ошибочные решения необходимо пересматривать с позиции современных методов и технологий. Без решения этого вопроса не возможно прогнозировать возможные негативные процессы и явления» (ТЭО, стр. 91).


 


10. Общественности не были представлены для ознакомления Корректировка технико-экономического обоснования Иле-Алатауского ГНПП, Корректировка функционального зонирования Иле-Алатауского ГНПП, корректировка Генерального плана развития инфраструктуры Иле-Алатауского ГНПП и Землеустроительный проект по переводу земель особо охраняемых территорий Иле-Алатауского ГНПП в земли запаса. Это является грубейшим нарушением Орхусской конвенции.


 


На слушаниях общественность выдвинула требования:


– признать данные общественные слушания незаконными, так как они не позволяют общественности реализовать в полной мере ее право на участие в процессе принятия решений; 


– прекратить процесс перевода земель Иле-Алатауского национального парка в земли запаса; 


– признать ТЭО документом, исполненным в нарушение требований законов РК, и не являющимся обоснованием для перевода земель;


 


Общественность оставляет за собой право обратиться в правоохранительные органы в связи с грубым нарушением государственными органами законов РК о решении вопроса строительства ГЛК в Иле-Алатауском национальном парке, который является  общенациональным достоянием.  


 


Экологическое общество «Зеленое спасение»,


 


Добавить комментарий

Смотрите также