10 сентября т. г. жамбылская областная газета «Знамя труда» опубликовала статью Гульжан Асановой «Смотрите, кто пришел». Поскольку издание региональное, думаем, материал прочитало совсем немного людей за пределами Жамбылской области. Между тем он заслуживает самого пристального внимания.
Затронутая журналистом тема не просто «горячая», она буквально кричит о необходимости решать проблему, которую казахстанские власти создают собственными руками чуть ли не на пустом месте.
О чем идет речь? Цитируем Гульжан Асанову: «Трудно поверить, но это факт: приверженцы нетрадиционных учений уже проникли и в среду военнослужащих. В одной из войсковых частей дошло до того, что заместитель командира батальона по вооружению призывал сослуживцев критически относиться к уставному порядку. Офицера, который за 20 лет безупречной службы дослужился до высокой должности и звания майора, из рядов Вооруженных сил уволили».
При этом случившееся не отдельно взятый инцидент, а, можно сказать, уже явление. Еще одна обширная цитата из статьи в «Знамени труда»: «Заместитель командующего войсками регионального командования «Юг» Аркен Ташубаев привел еще один пример с сектантом, нацеленным на успешную карьеру. Выпускник военного института внутренних войск с отличными показателями по службе был назначен на должность начальника службы ракетно-артиллерийского вооружения другой войсковой части. Но тут всплыла история участия лейтенанта, бывшего гражданина Узбекистана, в религиозной организации уже на территории Казахстана. Молодого офицера перевели на другую должность, не связанную с обращением оружия и боеприпасов».
И таких военнослужащих, заподозренных командованием не только в исповедовании нетрадиционных, по мнению властей, религиозных культов, но и чуть ли не в государственной измене, десятки. Цитируем: «Тайной за семью печатями до определенного времени являлись и внутренние устремления полусотни человек, несущих службу и работающих в частях регионального командования «Юг». Сейчас эти офицеры, контрактники и служащие взяты на особый учет как лица, подверженные воздействию деструктивных идей и требующие особого контроля со стороны командования частей».
Так вот, проблема заключается, во-первых, в том, что наши власти забыли, что по Конституции казахстанцы имеют право выбора, во что и как верить или не верить вообще. Во-вторых, согласно тому же Основному закону республики у нас религия отделена от государства. В-третьих, по отечественному законодательству наказуемы действия, но никак не мысли, идеи и воззрения.
Увы, похоже, страх властей перед инакомыслящими сыграл с ними злую шутку. И теперь «отцы-командиры», в том числе и армейские, будут бороться с теми, кто верует не так, как принято. При такой логике казахстанское общество будет раскалываться не только по линиям «казахи — неказахи», «казахскоязычные — русскоязычные казахи», «городское — сельское население», «богатые — бедные», «западные — южные», «столичные — алматинские кланы», но и по линии «традиционный и нетрадиционный ислам».
О том, что это уже происходит, как раз и говорит статья, которую мы комментируем. Еще одна цитата: «Эти сведения не отражают реальной ситуации, они периодически дополняются, уточняются и отслеживаются, — подчеркнул полковник А. Ташубаев. — Сейчас перед командованием, штабами, воспитательными структурами стоит серьезная задача — научиться противостоять проявлениям религиозного фундаментализма как вредоносной политической идеологии, направленной на раскол казахстанского общества. А основная цель профилактики — не только установить степень религиозности личности, а выявить скрытых адептов. Это-то как раз сложнее. Ведь они характеризуются исключительно с положительной стороны, нареканий не имеют, в коллективе пользуются уважением, не конфликтны в общении».
Мы не знаем, если ли смысл напоминать господам генералам, как военным, так и штатским, а также их верховному главнокомандующему и его окружению, к чему привело учение о классовой ненависти и разделение общества по классовому принципу в СССР? И про репрессии 30—50-х годов прошлого века, жертвами которых пали и сотни тысяч казахстанцев, в том числе казахов?
Так или иначе, у нас нет сомнений: если не остановить Акорду и ее адептов на местах, Казахстану и внешних врагов не надо — достаточно будет «врагов внутренних», которых наша страна будет производить в большом количестве сама благодаря глупости, недалекости и служебному рвению начальников всех рангов.
Не верите? Снова цитата из жамбылской областной газеты «Знамя труда»: «Как выяснилось, четких принципов и методов «опознания» как религиозных адептов, так и людей, сомневающихся в традиционных вероучениях, пока нет. Если верить оперативнику департамента Комитета национальной безопасности, то верным признаком экстремиста можно считать оголтелую критику всего, что касается государственного устройства и общественной жизни в Казахстане».
Согласитесь, при таком подходе до попыток государства влезть в головы граждан и поставить под контроль их мыслительные процессы, а когда это не получится по объективным причинам — до массовых репрессий против тех, кто подозревается в «нетрадиционных» верованиях, рукой подать. Причем репрессировать будут в первую очередь командиров и менеджеров.
Последняя цитата: «Главная же проблема сегодня — это отнюдь не солдаты, которые ограничены строгими уставными рамками и находятся 24 часа в сутки под пристальным контролем командования. Куда важнее знать, и это самое трудное, чем в свободное время занимаются наши офицеры, военнослужащие по контракту, рабочие и служащие».
ИСТОЧНИК:
Интернет-портал «Республика»
http://respublika-kaz.info/news/society/32660/