Как минимум каждый четвертый ребенок в школе сталкивается с насилием

12.04.2013

Результаты исследования ситуации с насилием в отношении детей в школах Казахстана представили эксперты ЮНИСЕФ в Астане. На заседании круглого стола, посвященного актуальным вопросам обеспечения прав детей в школах, тема насилия стала ключевой.


 


Как заявил Уполномоченный по правам человека в РК Аскар ШАКИРОВ, “в последнее время масштабы насилия в отношении детей во всем мире вызывают серьезную тревогу, что подтверждается неутешительными результатами глобального исследовании ООН. Омбудсмен подчеркнул: сегодня необходимо «стимулировать осознание учителями проблемы насилия в школе, содействовать принятию мер по борьбе с жестоким, унижающим достоинство поведением».


 


Собственно результаты исследования представила международный эксперт ЮНИСЕФ Робин Хаар. Проведенное в 40 государственных школах (19 городских и 21 сельской) исследование показало: почти две трети детей сталкивались с насилием.


 


Специалисты проводили исследование в нескольких регионах страны. Школьники из казахских, русских и смешанных школ заполняли специальные анкеты. Всего в анкетировании приняли участие 4207 детей в возрасте от 9 до 17 лет (5-10-е классы). Провели письменный опрос и среди школьного персонала – всего 912 человек.


 


Как следует из результатов, 66% детей сталкивались с физическим либо психологическим насилием, становясь либо жертвами, либо свидетелями, либо обидчиками. Причем, как подчеркнула г-жа Хаарр, «некоторые из детей попадают сразу в несколько категорий: это могут быть и те, кто столкнулись с насилием, они же могут быть и свидетелями, и жертвами».


 


Почти 53% опрошенных детей подвергались физическому насилию (в том числе 47% были его свидетелями, 21% жертвами и 15% – сами обижали). Порядка 10% подверглись вымогательству денег. 15% – сексуальному насилию или притеснениям, высказываниям сексуального характера. Буллинг и дискриминация составили 38,8%. «Дискриминация очень часто касается секса, национальности, внешнего вида. Исследования показывают также, что этому насилию подвергаются дети с физическими недостатками», – отметила эксперт.


 


При этом сами дети признавались: они не всегда помогают жертвам насилия и тем более не торопятся сообщать о случившемся. 30,3% не помогают жертвам, 45% помогают иногда. И лишь пятая часть детей решились сообщить о фактах насилия педагогам.


 


Возможно, причина этого кроется в том, что насилием грешат и сами учителя. Согласно исследованию, каждый четвертый ребенок становится жертвой насилия и дискриминации со стороны школьного персонала. Однако лишь 4% детей сообщили о фактах насилия со стороны руководства школы и 23% – со стороны учителей. При этом педагоги не скрывают, что определенные «меры воздействия», классифицирующиеся как насилие, действительно применяются к детям. Каждый пятый опрошенный применял эти меры сам, каждый третий – видел, как это делают коллеги.


 


Вице-министр образования и науки Мурат Абенов, отметив значимость проделанной экспертами работы, подчеркнул, что вопросам насилия в школах министерством уделяется особое внимание. Как он утверждает, уже сегодня между государственными органами налажено межведомственное взаимодействие по выполнению международных обязательств страны по профилактике насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних. Проводится работа по повышению правовой информированности, создана межведомственная система оказания помощи, действуют центры семейного здоровья, отделения социально-психологической помощи, телефон доверия.


 


Для оказания правовой и психологической помощи в школах работают 1700 инспекторов полиции, более 7500 психологов, свыше 3000 социальных педагогов. Действуют 168 детских общественных приемных, 2011 телефонов доверия и 14 кризисных центров. В системе образования функционируют 18 центров адаптации несовершеннолетних и 9 специальных организаций образования,  в том числе одна – с особым режимом содержания.


 


– В проект концепции государственной молодежной политики до 2020 года включен раздел «Уважение к закону», направленный на формирование осознания молодежью верховенства закона и ответственности перед ним, – отметил г-н Абенов. – Мы говорим о воспитании нулевой терпимости к нарушениям законов, в том числе и в отношении своих сверстников.


 


При этом вице-министр признал, что подавляющая часть насилия против детей остается скрытой. Именно поэтому сложно дать достоверную оценку масштабам этого зла в республике.


 


ИСТОЧНИК:


Газета «Панорама»


http://panoramakz.com/index.php?option=com_content&task=view&id=15648&Itemid=1


 


Добавить комментарий

Смотрите также