Конвенция не имплементирована, законопроект не доработан

15.03.2013

 



***


Общественные организации настаивают на возвращении законопроекта «О гарантированной государством юридической помощи» на доработку


 


Центр исследования правовой политики, ОО “Талдыкорганский правозащитный центр” и фонд “Сорос-Казахстан” призывают депутатов парламента вернуть на доработку законопроект “О гарантированной государством юридической помощи”, одобренный мажилисом в первом чтении. Об этом было заявлено на прошедшей в Алматы пресс-конференции.


 


Вопрос совершенствования бесплатной юридической помощи в Казахстане назревал давно, об этом было написано еще в Концепции по правовой политике Республики Казахстан. Министерство юстиции летом 2012 года взялось за разработку законопроекта “О гарантированной государством юридической помощи”. В середине февраля текущего года состоялось обсуждение нормативного акта в мажилисе. В настоящее время документ находится на рассмотрении верхней палаты. Однако представители гражданского общества ставят вопрос о качестве самого законопроекта и о том, насколько он будет эффективен в деле предоставления правовой помощи населению за счет государства.


 


“Законопроект, состоящий из 17 статей, где 10 содержат бланкетные и отсылочные нормы, вряд ли в состоянии решить все проблемы в этой сфере и создать эффективную, прозрачную и справедливую систему оказания юридической помощи, финансируемую за счет налогоплательщиков. Документ изобилует недостатками и брешами в плане процедурного урегулирования. Не выстроена сама система предоставления юридической помощи”, – прокомментировал координатор программы “Правовая реформа” фонда “Сорос-Казахстан” Бакытжан МЕДЕВ.


 


В свою очередь, заместитель директора Центра исследования правовой политики Татьяна ЗИНОВИЧ отметила, что “авторы законопроекта зачастую используют расплывчатые определения. Подобные неточности создают пространство для злоупотреблений и негативно сказываются на работоспособности системы бесплатной юридической помощи”. “Отсутствие четких компетенций уполномоченного органа делает систему оказания бесплатной юридической помощи непрозрачной. Подобное положение дел отпугнет граждан от обращения за услугами: принцип функционального равенства и запрет дискриминации на основе имущественного положения будут нарушены. Главный недостаток законопроекта состоит в том, что он не предлагает четкой системы оказания гарантированной юридической помощи населению. Документ не соответствует основным требованиям законности, эффективности и прозрачности процедуры”, – заявила она.


 


С позиции общественников, “должен быть создан некий орган на паритетных началах, в котором будут представлены все три субъекта бесплатной юридической помощи: государственные структуры, граждане – получатели услуг, лица и компании, их предоставляющие. При этом г-жа Зинович добавила, что “распределение финансов и ведение мониторинга должны происходить на основе равенства, а контроль государства должен заключаться в контроле за законностью оказания бесплатной юридической помощи”, уточнив, что “в нынешних условиях мы не можем себе позволить создание государственной адвокатуры, как это предлагается, поскольку это сильно повлияет на вопрос независимости адвокатуры в целом, прозрачности оказания услуг”.


 


“В настоящий момент законопроект не уточняет круг лиц, который будет получателями услуги. Документ не предполагает получения юридической помощи на всех этапах. Он должен содержать запрет прямого или косвенного влияния государства в распределении денежных средств и оказания бесплатной юридической помощи”, – перечислила недостатки эксперт Центра исследования правовой политики.


 


Стоит отметить, что при составлении рекомендаций представители гражданского сектора провели специальное исследование – анкетирование среди рядовых граждан как потенциальных потребителей бесплатной юридической помощи и среди специалистов по предоставлению такого вида услуг. Оно осуществлялось в Алматинской области. Было опрошено около 1000 человек. “Из опрошенных лишь 30 процентов оказались осведомлены о существовании бесплатной юридической помощи по гражданским и административным делам. И только 55 процентов респондентов удовлетворены ее качеством. Среди представителей адвокатуры и других государственных органов только 53 процента смогли четко рассказать о механизмах предоставления бесплатной юридической помощи”,- рассказал директор ОО “Талдыкорганский правозащитный центр” Виктор ТЕН. Он добавил, что “таким образом, мы видим, что органы юстиции не проводят разъяснительную политику среди населения, а сотрудники задействованных государственных органов до конца не понимают систему предоставления населению бесплатной гарантированной юридической помощи”.


 


По информации органов юстиции, всего в Казахстане в 2012 году на бесплатную юридическую помощь было выделено Т301 млн, освоено Т280 млн. Жителям Алматинской области было выделено Т13,4 млн, которые оказались полностью освоены. При этом в данном регионе, численность населения которого составляет 1,7 млн человек, бесплатную юридическую помощь получило лишь 3517 граждан.


 


Г-н Тен также отметил пробелы, существующие в разработанном законопроекте. “Нет механизма участия адвокатов по гражданским делам, тогда как в рамках уголовного дела такой механизм работает. В результате, например, женщина, которая обратилась за помощью в получении алиментов от мужа-неплательщика, получила отказ”, – посетовал он.


 


В целом представители гражданского общества надеются, что их рекомендации будут учтены при рассмотрении законопроекта “О гарантированной государством юридической помощи”. При этом, в принципе, они признают важность и необходимость такого закона.


 


 


* * *


В Казахстане не соблюдается конвенция «Об охране материнства»


 


Такое заявление было сделано на прошедшем в Алматы заседании круглого стола “Гендерная политика и материнство в правовом поле Казахстана”. Как известно, президент Назарбаев в январе 2011 года подписал Закон о ратификации этого международного документа, но до сих пор положения Конвенции “Об охране материнства” не нашла отражения в законодательстве Казахстана. На мероприятии также было предложено вернуть в правовое поле статус “матери-одиночки” и пересмотреть новые правила выплаты декретных пособий.


 


По мнению президента Конфедерации свободных профсоюзов Казахстана Ларисы ХАРЬКОВОЙ, в Казахстане усиливается дискриминация в отношении женщин, в том числе молодых мам. Это происходит, несмотря на то, что страна присоединилась к Конвенции об охране материнства. “Мы принимаем очень много конвенций и законов. Например, “Конвенцию по ликвидации всех форм дискриминации против женщин”. Но этот документ в наших буднях не работает. Свидетельством тому являются массовые случаи домашнего насилия над женщинами. Также государством не предусмотрена помощь матерям-одиночкам”, – констатировала г-жа Харькова.


 


В поддержку мнения об усиливающейся дискриминации в отношении женщин были приведены данные Комитета по статистике, согласно которым в одних и тех же отраслях зарплата женщин составляет не более 70-75% от зарплаты мужчин.


 


В ходе встречи было предложено вернуть статус “матери-одиночки” в законодательство Казахстана. На эту тему выступила президент общественного объединения “Интисар” Мадина АИМБЕТОВА.


 


“У женщин, воспитывающих детей в одиночку, зачастую положение очень затруднительное. На сегодняшний день у матерей-одиночек нет никаких льгот. А чтобы получить льготное жилье, приходится отстаивать очередь на протяжении нескольких десятков лет. Я предлагаю вернуть этот статус на законодательном уровне, с выплатой пособий. Количество разводов растет, как и число матерей-одиночек. Пятая часть детей рождается вне брака, в 40% этих случаев мужчины отказываются признавать отцовство. Что делать женщинам?”,- рассуждает она.


 


При этом г-жа Аимбетова напомнила, что недавно в стране изменился порядок выплаты задолженности по алиментам. Так, если раньше с мужчины взыскивали долг за последние три года исходя от среднемесячной зарплаты, то с принятием поправок в “Кодекс о браке и семье”, эту сумму будут исчислять исходя из размеров минимальной заработной платы, что составляет примерно Т18 тыс. “Таким образом, женщины получат алиментную задолженность в несколько раз меньше”, – указала глава общественного объединения, выступив с инициативой развернуть кампанию в защиту прав женщин, в том числе матерей-одиночек.


 


Генеральный секретарь Конфедерации труда Казахстана Мурат МАШКЕНОВ убежден, что “Министерство труда и социальной защиты населения поступает некорректно в вопросе ограничения декретных выплат высокооплачиваемым женщинам”. “Такие меры некорректны в силу того, что, в соответствии с требованиями Трудового кодекса, то положение, на которое ссылается министерство и которое обязывает работодателя выплачивать разницу, не является обязательным. Это право, но не обязанность. Сегодня коллективный договор, на который ссылаются власти, не имеет такого широкого распространения. Значительную часть составляет сектор малого и среднего бизнеса, и там нет ни профсоюзов, ни коллективных договоров. Представители МСБ не будут брать на себя подобные обязательства, они и так борются за выживание”, – резюмировал г-н Машкенов.


 


Помимо этого участники дискуссии в очередной раз подвергли критике намерение властей увеличить пенсионный возраст женщин.


 


В ходе заседания круглого стола состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между Конфедерацией труда Казахстана и Конфедерацией свободных профсоюзов Казахстана. Согласно документу, создан единый профцентр, который будет бороться за улучшение условий и достойную оплату труда женщин.


 


Амина ДЖАЛИЛОВА, газета «Панорама» в номере от 15.03.2013


<http://www.panorama.kz>


 


Добавить комментарий

Смотрите также