Российский суд признал пыткой использование автозаков и вагонзаков

23.08.2012

 


Верховный суд Коми признал, что условия перевозки заключенных в автозаках и вагонзаках (специальных вагонах для перевозки осужденных) нарушают права человека. Это первое подобное решение российского суда: заключенные уже не первый раз пытаются обжаловать в судах «пыточные условия» их перевозки, но прежде получали отказы, хотя Европейский суд уже указывал ранее на это нарушение.


 


Как пишет газета «Московские новости», на условия перевозки пожаловались заключенные Дмитрий Васильев и Аркадий Виноградов. Первого везли из колонии города Микуни в республике Коми в город Киров, а затем в Екатеринбург. Второй путешествовал из Ухты в Вологду.


 


Васильев сначала целый час провел в автозаке в компании еще 13 заключенных, а потом попал в вагонзак поезда «Воркута-Москва». Камера вагонзака имеет площадь около 3,4 кв м – это не больше, чем обычное купе. Только едет в нем не четыре человека, а в два раза больше, и это не предел. С Васильевым в камере ехали сначала 11 заключенных, а потом уже 15. В такой камере обычно есть по три полки с двух сторон и еще одна укороченная полка, соединяющая между собой средние. Те заключенные, которым не досталось лежачих мест, остаются стоять, причем согнувшись – укороченная полка не позволяет встать в полный рост. При этом каждый из перевозимых зэков едет с вещами. Вот в такой тесной компании Дмитрий Васильев провел в общей сложности около 20 часов. В жалобе в суд он указал, что на него с личными вещами приходилось от 0,28 до 0,32 квадратных метра пространства.


 


Похожая история случилась с заключенным Аркадием Виноградовым. Сначала в автозаке с восемью заключенными его довезли до вокзала, потом в компании 11 товарищей по несчастью он 22 часа ехал в вагонзаке до Вологды. При этом заключенные не были обеспечены постельным бельем, и поспать положенные 8 часов им тоже не удалось.


 


Истории Васильева и Виноградова типичны, в таких условиях в России перевозятся тысячи заключенных, отмечает издание. В тех же условиях возят и обвиняемых, и подсудимых – то есть граждан, еще не признанных преступниками, а лишь находящихся под следствием или судом. Правозащитники много раз обращали внимание властей на бесчеловечность такого обращения с людьми, но ничего не менялось.


 


Юрист фонда «Общественный вердикт» Эрнест Мезак пояснил газете, что речь здесь идет об автозаках и вагонзаках Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Их используют для перевозки заключенных или арестантов. На митингах же обычно, если нет форс-мажора, используют оперативные автомобили полиции – это принципиально другие машины, хотя в народе их тоже называют автозаками.


 


Большую часть автозаковского парка ФСИН и МВД России составляют машины двух типов – на базе «ГАЗа» и на основе «КАМАЗа» или «ЗИЛа». По норме в них можно посадить от 20 до 35 заключенных (в зависимости от типа фургона), на практике же цифра может оказаться больше, рассказывает Мезак. В «стакан» – одиночную камеру для тех заключенных, кого нужно отделить от остальных – часто сажают двух человек. При этом площадь «стакана» – около 0,4 кв.м.


 


Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), еще в 2005 и 2008 году, рассмотрев похожие жалобы российских зэков, уже признавал, что камеры площадью 0,4, 0,5 и даже 0,8 кв м непригодны для перевозки заключенного «независимо от времени нахождения автомобиля в пути». По мнению Евросуда, Россия нарушает подписанный ею Международный пакт о гражданских и политических правах и Европейскую конвенцию по правам человека, по которой «никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию». В мае этого года ЕСПЧ снова указал на то, что перевозить 36 человек в автомобиле «ЗИЛ» или 25 человек в автомобиле «ГАЗ» негуманно. Россия, отмечает юрист Эрнест Мезак, должна прислушаться к страсбургским решениям и изменить нормы перевозки осужденных.


 


А вот в российских судах добиться такого решения не удавалось. Жалобы Виноградова и Васильева суд Сыктывкара отверг, но Верховный суд Коми, куда заявители подали кассацию, принял неожиданное решение, удовлетворив жалобы Виноградова и Васильева.


 


Это решение дает нам право взыскать денежную компенсацию морального вреда в пользу заявителей, – сказал «МН» юрист Мезак. – И мы думаем, что органы ФСИН тоже будут заинтересованы в смягчении условий перевозки заключенных. Как минимум, на территории Вологодской, Кировской, Архангельской, Свердловской областей и Республики Коми условия конвоирования должны меняться, если тюремные власти не хотят получать новые иски заключенных.


 


По словам Эрнеста Мезака, иски будут поданы к казне Российской Федерации, заключенные потребуют возместить им моральные и физические страдания в размере 80 тысяч рублей.


 


Анастасия СМИРНОВА, информагентство «Новый регион»
(публикация 22.08.2012 на сайте <
http://www.nr2.ru/moskow/400245.html>)




Добавить комментарий

Смотрите также