«Выпустили Атабаева – освободите и остальных, мы готовы за них поручиться!»

11.07.2012

 


Оппозиционные политики С.Абдильдин, Г.Алдамжаров, Ж.Куанышалин и П.Своик, написавшие письмо председателю КНБ Н.Абыкаеву с просьбой предоставить им статус «своего Турсунова» для арестованных по Жанаозенскому делу С.Козлова, С.Сапаргвали, А.Аминова и Ж.Мамая, обещали отослать в Астану своё обращение тотчас после завершения вчерашней пресс-конференции.


 


 


* * *


Оппозиционные политики просят у Абыкаева «статус Турсунова»


 


о вторник, 10 июля, лидер оппозиционной Коммунистической партии Казахстана Газиз Алдамжаров и оппозиционные политики Серикболсын Абдильдин и Жасарал Куанышалин огласили на пресс-конференции в Алматы письмо в адрес председателя КНБ Нуртая Абыкаева.

КАЖДОМУ АРЕСТАНТУ – «СВОЕГО ТУРСУНОВА»



В письме председателю КНБ Нуртаю Абыкаеву лидеры оппозиции напоминают о том, что 3 июля из СИЗО КНБ в городе Актау после 18 дней ареста был выпущен на свободу театральный режиссер и оппозиционный политик Болат Атабаев, а на следующим день было заявлено, что его освобождение стало возможным исключительно благодаря инициативе его друга, кинорежиссера Ермека Турсунова.




Серикболсын Абдильдин, оппозиционный политик. Алматы, 10 июля 2012 года.


 


​​«При этом стало известно, что Турсунов обратился к высшему руководству КНБ РК и получил разрешение не просто на посещение актауского узника, а на свободное ознакомление с материалами следствия, многочасовые разговоры с Атабаевым в СИЗО и даже… присутствие на его допросах, то есть на всё то, что до поездки Турсунова в Актау оставалось абсолютно недоступным не только родственникам всех арестованных по Жанаозенскому делу, включая и тех, кто уже осужден к различным тюремным срокам, но даже их адвокатам!» – говорится в письме Абыкаеву.

Оппозиционные политики пишут, что они «чрезвычайно воодушевлены этим обстоятельством, а также заверениями, что „такое возможно с любым из арестантов по „Жанаозенскому делу“, лишь бы только у каждого был свой Турсунов“».

В связи с этим оппозиционные политики обращаются к председателю КНБ с просьбой разрешить им, как ранее Турсунову, поехать в Актау ходатаями за находящихся там под многомесячным арестом лидера партии «Алга» Владимира Козлова, активиста объединения «Халык майданы» Серика Сапаргали и профсоюзного деятеля Акжаната Аминова, а также арестованного вместе с Болатом Атабаевым молодежного лидера Жанболата Мамая. Авторы обращения просят допустить их туда «с теми же полномочиями, коими был наделен Ермек Турсунов, а именно – с правом ознакомления с материалами следствия, с правом неограниченных бесед с арестованными в СИЗО и с правом присутствия на их допросах».

О ПОЛЬЗЕ БЕЗНАДЕЖНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Участвовавший в пресс-конференции один из руководителей оппозиционной Общенациональной социал-демократической партии Петр Своик выразил сомнение в том, что это письмо достигнет своей цели. Говоря о Жанаозенском деле, он  утверждает, что «это политика»:
– Это тоже политика, которая в том числе на самом высоком уровне заканчивается принятием решения о расстрелах, потому что нет внутри этого режима других механизмов.




 


Представитель оппозиционной партии “ОСДП Азат” Петр Своик. Алматы, 10 июля 2012 года.


​​По словам Своика, механизм следствия и суда, в том числе по Жанаозенскому делу, имеет лишь цивилизованную форму, в то время как внутри него содержится феодальное «ручное управление, ручные разводки».

– В отношении Козлова это использование процедур, для того чтобы разобраться с политической частью. В отношении Атабаева пошли в обратную сторону – нарушили всё, с процессуальной точки зрения. Но правильно поступили: допустили Ермека Турсунова, режиссера, в святая святых, что вообще не полагается, и вытащили Болата Атабаева… Это сработало. Но будет ли это работать дальше? Назначит ли Абыкаев Серикболсына Абдильдина ответственным за Козлова, чтобы его можно было таким образом вытащить? По всей видимости… Абыкаев же на самом деле тоже только исполнитель. Может быть, они какую-то инициативу тут проявили, чтобы Атабаева вытащить. Но вряд ли они дальше пойдут.


Болата Атабаева освободил сам КНБ



Руководитель общественной организации «Улт тагдыры» Дос Кошим в телефонном разговоре с репортером Азаттыка говорит, что для освобождения из-под ареста оппонентов власти «все средства хороши». Однако, по его словам, те, кто собираются содействовать освобождению арестованных, должны согласовывать с последними эти свои действия.



– Ибо если они будут освобождены, то завтра их освобождению всё равно будет дана критическая оценка, – говорит Дос Кошим.


 


Полиция арестовывает оппозиционного политика Серика Сапаргали после митинга протеста в связи с расстрелом демонстрации в Жанаозене. Алматы, 17 декабря 2012 года.


​​Бывший политический заключенный, журналист и правозащитник Сергей Дуванов в телефонном разговоре с репортером «Азаттыка» на вопрос о том, могут ли друзья арестованного Козлова, Сапаргали, Мамая и Аминова освободить их, обратившись, как Ермек Турсунов, в КНБ, говорит, что это вопрос риторический.

– Во-первых, никто их не пустит туда. Во-вторых, ни о каком освобождении не может быть и речи, потому что это юридически незаконно. Что значит «пришел друг, переговорил – и освободили»? Так не бывает. Это всё сказки, которые придумал господин Турсунов по поводу того, что он якобы освободил друга.

По словам Сергея Дуванова, Болата Атабаева «освободил сам КНБ. Другое дело, что при этом использовали его раскаяние, которое, в общем-то, помог им выбить из Атабаева господин Турсунов».

Как говорит Сергей Дуванов, политикам, которые в этот день провели пресс-конференцию о своей инициативе, следовало бы вначале подать заявление, а уж потом проводить пресс-конференцию.
– Чуть-чуть телегу поставили впереди лошади. Но на самом деле это будет хорошая демонстрация того, что всё, что сказал Турсунов, является не более чем сказкой для наивных людей.


 


Казис ТОГУЗБАЕВ, радио «Азаттык» (публикация от 10.07.2012 на интернет-сайте


<http://rus.azattyq.org/content/kozlov-mamai-sapargali-aminov-atabaev-tursunov-kuanyshalin-svoik/24640727.html>


 


 


* * *


Для каждого арестанта нашелся свой Турсунов


 


Серикболсын Абдильдин, Газиз Алдамжаров, Петр Своик и Жасарал Куанышалин распространили сегодня заявление на имя председателя КНБ РК Нуртая Абыкаева. Они просят разрешить им «поехать в Актау ходатаями находящихся там под арестом Владимира Козлова, Серика Сапаргали, Акжаната Амирова и Жанболата Мамая» и наделить их «правом знакомиться с материалами следствия, неограниченных свиданий с арестованными в СИЗО и правом присутствовать на их допросах».


 


Просить о таких «непроцессуальных» и даже «внезаконных» правах общественные деятели решили после созданного кинорежиссером Ермеком Турсуновым прецедента. Он, напомним, стал главным героем фантастического для современного Казахстана действа. Г-н Турсунов поехал к руководству КНБ, переговорил с кем следует, после чего ему дали возможность знакомиться с материалами «жанаозенского дела», видеться неограниченное число раз в СИЗО Актау с режиссером Болатом Атабаевым и присутствовать на допросах своего коллеги.


 


Действо закончилось happy end’ом: Атабаева, обвиняемого в тяжких преступлениях – возбуждении социальной вражды и призывах к свержению конституционного строя, перевели в разряд свидетелей и выпустили на свободу. Результат впечатлил всех, кто следит за политическим процессом в Казахстане, а некоторых вдохновил на то, чтобы «пойти по стопам Турсунова». Последние и вышли сегодня к прессе, чтобы рассказать о своем заявлении на имя г-на Абыкаева.


 


Абыкаев напишет, что был марионеткой?


 


Первым на пресс-конференции, которая прошла в Национальном пресс-клубе в Алматы, взял слово общественный деятель Серикболсын Абдильдин (его можно было бы представить как бывшего первого секретаря Компартии Казахстана, если бы это не грозило закрытием партии, деятельность которой сейчас приостановлена судом). Он, так скажем, подготовил холст, на котором другие спикеры «прорисовывали детали».


 


– Мы все, здесь сидящие, знаем кухню власти, все здесь присутствующие депутаты являются депутатами досрочно распущенных созывов. Мы хорошо помним, какие авантюрные приемы использовал президент в те годы. И какие приемы он использует сейчас. Я вспоминаю роспуск 12-го и 13-го созывов Верховного Совета, как он организовывал это. И сейчас я не исключаю, что жанаозенский процесс является его проектом, потому что рука об руку мы с ним работали – вот так примерно, – Абдильдин взял за руку сидящего с ним рядом другого спикера Жасарала Куанышалина и спросил, смеясь: – Ты не президент случайно? Он (Назарбаев) темные дела проворачивал, не стесняясь.


 


Серикболсын Абдильдин не исключает, что Назарбаев сознательно позволил забастовке в Жанаозене длиться семь месяцев, чтобы «туда прилетели Козлов и Атабаев, чтобы их потом поймать и сказать, что они организовали».


 


– Это я говорю – человек, который знает Нурсултана Абишевича изнутри. Я не исключаю, что Абыкаев так же, как Заманбек Нуркадилов, оставит запись, что он проводил политику Назарбаева, что тоже может сказать: «Я был марионеткой режима», – сказал спикер. – Я не знаю, кому удастся дожить, кому нет. Я желаю, чтобы подлинное демократическое и подлинное правовое государство появилось у нас. Но при Назарбаеве этого не будет.


 


Повторит ли КНБ «прецедент Турсунова»?


 


Жасарал Куанышалин напомнил всем, как на прошлой неделе, в этом же пресс-клубе, давали пресс-конференцию режиссеры Болат Атабаев и Ермек Турсунов. Один из них, как выразился г-н Куанышалин, волею судьбы и правящего в Казахстане режима оказался под арестом.


 


– А Турсунов, как он заявил, не мог остаться равнодушным к судьбе своего друга и ринулся на защиту Атабаева. Он встретился с руководством КНБ, поехал в Актау и совершил – для нашего репрессивного Казахстана, где пролилась кровь народа по воли власти, – чудо. Мы все были несказанно и удивлены, и обрадованы такому исходу дела, – говорит Жасарал Куанышалин.Тогда же Турсуновым и Атабаевым было сказано: то, что совершили они, это вполне возможно и по отношению к другим арестованным и томящимся в застенках КНБ, что у каждого должен быть свой Турсунов.


 


Тогда же, по признанию Жасарала Куанышалина, зародились мысли: раз такой прецедент создан, почему бы и другим не попытаться сделать то же самое по отношению к тем, кто остается в СИЗО.


 


– Владимир Козлов, Серик Сапаргали и Акжанат Аминов сидят уже почти полгода, – напомнил спикер. – Жанболат Мамай, арестованный вместе с Атабаевым (15 июня – авт.), почему-то остался там. Поэтому мы решили взять инициативу в свои руки и обратиться к Абыкаеву с просьбой и нас допустить к узникам СИЗО города Актау, чтобы мы могли пройти проторенный Ермеком Турсуновым путь и попытаться тоже вытащить оттуда наших друзей и соратников.


 


Спикер отметил, что остается не совсем ясным, кто из общественных деятелей будет «опекуном» того или иного арестанта.


 


– Я согласен, если Абыкаев нас распределит, – «развязал руки» председателю КНБ Серикболсын Абдильдин.


 


– Мы оставили на его (Абыкаева) усмотрение этот вопрос, – подтвердил Жасарал Куанышалин. – Пусть к каждому арестованному прикрепит его ходатая. Эта инициатива законна, обоснована, она вытекает из того, что было. Факт, что прецедент создал сам КНБ, тем более что Ермек Турсунов рекомендовал нам, чтобы мы обратились к руководству КНБ, и, видимо, вопрос будет решаться положительно. Мы надеемся, что прецедент будет работать.


 


Удачи всем нам, господа!


 


Следующий выступающий Петр Своик назвал себя представителем Общенациональной социал-демократической партии (без «послелога» «Азат») и казал, что партийцы полностью поддерживают заявление общественных деятелей.


 


– Оно полностью соответствует духу времени и потребностям общества, всего государства, – высказал свое мнение г-н Своик. – Если получится то, что получилось у Ермека с Болатом, было бы замечательно. Но скорее всего, не получится. Тем больше оснований для того, чтобы думать нам, как дальше двигаться, решая проблему институализации режима личной власти. Ведь этот режим – изобретение отнюдь не современное, а средневековое. Даже когда идет уголовное преследование, то снаружи оно как бы современное: есть независимые органы правосудия, но все – форма, а внутри – это ручное регулирование, это ручные разводки.


 


По словам Петра Своика, «в отношении Козлова – это использование процедур, чтобы разобраться с политической частью». В отношении Атабаева власти пошли в обратную сторону: нарушили все, что можно было нарушить с процессуальных точек зрения, но поступили правильно – допустили (что не полагается) Турсунова в святая святых и выпустили Атабаева


 


– Что тут сработало? Ну, наверное, осознание, что так играть нельзя. Не все же из этой страны убегут, как режим закончится, здесь же людям жить, и это всёбудет висеть на исполнителях. Назначит ли Абыкаев Серикболсына Абдильдаевича ответственным за Козлова, чтобы его можно было вытащить? – задался очередным вопросом спикер и философски заметил: – Абыкаев тоже исполнитель. А режим личной власти…


 


Ему не дал закончить мысль Жасарал Куанышалин, который высказался против того, чтобы упреждать решение КНБ, «перекрывать дорогу себе же».


 


– Я с удовольствием извинюсь за свою ошибки и скажу, что они на самом деле способны на многое, – не стал вступать в конфронтацию Петр Владимирович. – Я полагаю, что пока этот режим будет доживать свое, нам с вами не приходится надеяться на то, что он там что-то осознает и начнет институциональные реформы (профсоюзы, политическая партийная деятельность, обязательное местное самоуправление)… Оно должно вырабатываться у нас и реализовываться нами. Если через это благое начинание удастся освободить политиков, это было бы на благо всех нас. Давайте пожелаем всем нам удачи.


 


Болат мне друг, но закон важнее?


 


Общественный деятель Газиз Алдамжаров признался, что он рад освобождению режиссера Болата Атабаева.


 


– Но если каждый будет за кого-то просить, тогда нам законы не нужны. Получается, что мы через знакомых или через дачу взяток должны решать проблемы своих близких, – посмотрел с другой стороны на произошедшее спикер. – Но если такой опыт сложился, Турсунов по этому пути прошел, мы хотим пройти сами. Мы выражаем свое согласие быть защитниками этих людей, если создадут те же условия, которые создали каэнбэшники Турсунову. Я верю, что среди этих людей (сотрудников КНБ – авт.) есть порядочные люди, которые хотят, чтобы наша страна была правовой, в которой можно было бы жить, я надеюсь на этих людей. Я в душе сомневаюсь, что так случится, но выражаю свое согласие участвовать в этом политическом акте.


 


Кроме того, Газиз Алдамжаров обратился к властям с просьбой освободить из-под стражи Серика Сапаргали. «Он находится в очень тяжелом состоянии – у него сахарный диабет и высокое давление. Я прошу освободить Сапаргали вообще с учетом состояния его здоровья и с учетом того, что считал и считаю, что он не виноват», – обосновал свою просьбу спикер.


 


– Мы просим, чтобы Сапаргали изменили меру пресечения – для начала на подписку о невыезде, а мы гарантируем, что он будет выполнять условия меры пресечения, – пообещал Жасарал Куанышалин.


 


Он также сообщил журналистам, что сразу после пресс-конференции спикеры отправят заявление на имя Абыкаева заказным письмом в Астану, в КНБ. Следующий шаг уже будет за председателем Комитета нацбезопасности.


 


Татьяна ТРУБАЧЕВА, интернет-портал «Республика»
(публикация от 10.07.2012 <http://www.respublikakz.info/news/politics/23844>)


 


Добавить комментарий

Смотрите также