Лавина страха

28.06.2012

 


На днях ученики Булата Атабаева пригласили общественность на эту постановку. Артисты театра «Аксарай» хотели доказать, что дело Учителя, вопреки всему, живет и будет жить. Ибо настоящее искусство не подчиняется постановлениям прокуратуры и судов.


 


Я вместе с другими пришел в не очень презентабельное здание Дома культуры АРО. В иные, более престижные храмы культуры, творческим коллективам, связанным с неугодными властям именами, двери закрыты. Но даже громкий скрип старых и видавших виды кресел не смог помешать тому, что шепот артистов со сцены дошел не только до слуха, но и до сердца зрителей. Почему шепот? Объясняю.


 


В пьесе говорится о горном селении, где правитель запрещает в течение девяти месяцев громко разговаривать и кричать, так как с гор может сойти лавина и накрыть всех. Поэтому здесь зачинают и рожают детей по заранее утвержденному графику. Но одной невестке предстоит родить раньше обозначенного срока, и ее муж восстает против правил, когда ее решают заживо закопать в землю. В отчаяньи он стреляет. Ребенок рождается и плачет. То есть нарушается обет шепота! А лавины-то нет… Оказывается, старейшины использовали миф о лавине, чтобы держать людей в страхе и спокойно править ими.


 


Конечно, эта пьеса турецкого драматурга Тунджера Джудженоглу ставилась и в других театрах. Но, согласитесь, в постановке режиссера, который выступил против лавины несправедливости, захлестнувшей нефтяников Жанаозена, эта пьеса звучит и смотрится совсем по-другому! Вот о чем я подумал после спектакля.


 


Может, наша власть так рьяно взялась за 60-летнего режиссера, потому что увидела в нем конкурента?! Ведь она тоже что-то инсценирует и режиссирует. Только после спектаклей Атабаева звучат «Браво, маэстро!» и овации, а после политических постановок Ак-орды – «Долой!», выстрелы, плач и проклятия!


 


Понимаю, что любая власть не любит своих оппонентов. Понимаю, что она будет стараться с ними бороться: в демократических странах, побеждая их на честных выборах, в авторитарных – в судах. И каждый, кто вступил на опасную стезю политической борьбы, это… понимает. Лично я, как многолетний борец с режимом, воспринимаю это не очень удобное и комфортное для своего жития-бытия обстоятельство как неизбежный атрибут своей оппозиционной деятельности. Но при чем здесь режиссер театра? Или молодой (24-летний!) журналист?!


 


Мне кажется, я знаю ответ на вопрос «почему намерены судить режиссера и журналиста?». Дело не столько в том, что они были на стороне нефтяников Жанаозена. И даже не в том, что власти предержащие чувствуют в ситуации, когда есть общая усталость от их несменяемости и близится конец «бесконечному» правлению, возрастает роль культуры и молодежи.


 


И дело не в том, что суд над Атабаевым это показательный суд над всеми, кто имеет отношение к культуре, а над тем, кто потенциально может стать голосом народа. А суд над юным и не по годам дерзким (а может, как раз по годам?) Мамаем — это показательный суд над будущими молодежными лидерами, которые могут реально оппонировать авторитарному режиму.


 


Прошедший суд над нефтяниками оказался пшиком казахстанской правоохранительной системы. И предстоящий суд над активистами партии «Алга!» может повторить его судьбу. И теперь власти нужно другое наполнение этого процесса. В данном случае «творческое», которое позволило бы подчеркнуть общественно-политический характер суда! Ибо, желая расправиться с ненавистным Мухтаром Аблязовым, который, несмотря на желание Ак-орды криминализировать его личность, имеет яркую политическую биографию (вплоть до тюремной отсидки за непокорный ДВК), власть сама намеренно политизирует процесс! И вот почему в судебном пазле понадобились такие общественно значимые фигуры, как режиссер и журналист!


 


Иной причины их  преследования я лично пока не вижу.


 


Амиржан КОСАНОВ, генеральный секретарь ОСДП «Азат»


(публикация в «Новой газете – Казахстан» от 28.06.2012
<
http://www.novgaz.com/index.php/2-news/567-лавина-страха>)


 


Добавить комментарий

Смотрите также