За колючей проволокой межконфессиональное согласие приобретает особое значение

07.11.2011

 


В Казахстане вступил в силу закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», подписанный главой государства. В рамках исполнения настоящего закона Комитетом УИС МВД в учреждениях пенитенциарной системы пересмотрена работа с осуждёнными и религиозными конфессиями.


 


Сразу подчеркну, что в связи с принятием настоящего закона ни в коем случае не будут ущемлены права осуждённых в местах лишения свободы, предусмотренные нашей Конституцией.


 


К тому же пункт 4 статьи 7 вышеупомянутого закона чётко регламентирует: «К лицам, содержащимся в специальных учреждениях, находящимся в учреждениях, исполняющих наказания, по их просьбе или их родственников в случае ритуальной необходимости приглашаются священнослужители религиозных объединений, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан».


 


В тех исправительных учреждениях, где нет отдельных культовых сооружений, в настоящее время осуждённые совершают отправление религиозных обрядов в специально отведённых помещениях (молельных комнатах), которые имеются практически в каждом жилом общежитии. Запрещать им молиться никто не будет. Вместе с тем, согласно законодательству, отправление религиозных обрядов не должно препятствовать деятельности учреждения. Другими словами, не должен нарушаться установленный в колонии режим содержания (распорядок дня), а также нарушаться права и законные интересы других лиц.


 


Во-вторых, вопрос о функционировании отдельно стоящих культовых зданий и сооружений сегодня стоит несколько в иной плоскости. Во многих учреждениях пенитенциарной системы здания культовых сооружений уже использованы под библиотеку. К примеру, отдельно стоящие бывшие культовые сооружения в исправительных учреждениях Алматинской, Северо-Казахстанской областях и в г. Астане с пользой преобразованы в читальные залы для осуждённых. Этот положительный опыт будет продолжен.


 


В силу своей профессиональной деятельности замечу, что особое значение межконфессиональное согласие приобретает за колючей проволокой. Здесь есть свои причины. Главная из них, на мой взгляд, состоит в том, что открытость Божьего слова, терпимость в условиях изоляции происходит через осмысление совершенного преступления непосредственно в местах лишения свободы.


 


Известно, что традиционные религии в нашей республике стали неотъемлемой частью культуры и общественной жизни. Может быть, поэтому сегодня одной из актуальных тем стало обсуждение современной религиозной ситуации в стране. Но ключевым моментом является то, как не допустить проникновения в умы людей убеждений деструктивных религиозных течений.


 


Данная тема остаётся актуальной для пенитенциарной системы, потому как в этом контексте большая ответственность лежит на сотрудниках УИС, которые обеспечивают воспитание осуждённых. Проще говоря, несмотря на то, что сегодня осуждённые реализуют конституционные права на свободу вероисповедания, нельзя допустить радикализации религиозных взглядов.


 


Поэтому участие религиозных организаций в воспитательной работе с осуждёнными, которая строго регламентируется в рамках законодательства, находится под жёст­ким контролем Комитета УИС. И прежде чем наладить взаимодействие с религиозной конфессией, в обязательном порядке проверяется законность её деятельности.


Осознавая значение религии в воспитательном процессе и неоценимую её роль в подготовке осуждённого к возвращению в общество, администрация учреждения оказывает содействие в укреплении связи между осуждёнными и религиозными конфессиями.


 


Психологически далеко не просто находиться в местах лишения свободы. Это требует моральной, духовной и психологической поддержки человеку. Особенно возникает потребность излить грешную душу. Здесь на помощь осуждённому в первую очередь приходит специалист-психолог, который поможет ему адаптироваться в непростых условиях. Он поможет осуждённому разрешить возникшую конфликтную ситуацию, а также внутриличностные и семейные проблемы.


 


После адаптации у многих осуждённых начинается процесс поиска своего творческого потенциала. Отдельные отводят душу, излагая на бумаге четверостишье, другие слагают песенный мотив, третьи берут в руки кисточку или рабочий инструмент, и всё же многие со временем обращаются ко Всевышнему.


 


Практика показывает, что верующие действительно преображаются. В их поведении наблюдаются положительные тенденции. Такие осуждённые становятся более законопослушными. Они активно участвуют в культурно-массовых мероприятиях, что в определённой степени помогает встать на путь истинный другим заблудшим душам.


 


Как не вспомнить, что религия – это учение, придающее смысл человеческой жизни и деятельности. В основе практически всех религий лежат такие нравственные ценности, как любовь к людям, порицание безнравственности и пороков, терпимое отношение к инакомыслию и прощение искренних заблуждений. Поэтому обращение осуждённых к религии в местах лишения свободы всегда имеет свою значимость и актуальность. Ибо своё название пенитенциарная система ведёт от латинского слова «раскаяние». В идеале именно раскаяние должно стать итогом понесённого наказания. Для многих осуждённых оно наступает непосредственно с обращением к Всевышнему.


 


Публикация в газете «Мегаполис» за 7.11.2011


<http://megapolis.kz/art/Galimzhan_HASENOV_rukovoditel>


 


 


Добавить комментарий

Смотрите также