Редакторы – правительству: надо совершенствовать законодательство!

27.05.2011

 


25 мая в Астане прошел первый форум главных редакторов казахстанских средств массовой информации. Участники форума обсудили проблемы и перспективы отрасли. По итогам форума принято обращение к правительству, в котором подробно изложили все свои предложения по развитию средств массовой информации.


 


Заявление форума главных редакторов Казахстана


 


Делегаты первого Форума главных редакторов, придерживаясь базовых основ Конституции РК и международных стандартов свободы слова, призывают Правительство и Парламент Республики Казахстан:


 


1. Принять новый Закон о государственной поддержке СМИ, предусматривающий:


 


а) полную отмену НДС для отечественных печатных и электронных СМИ;


 


б) государственные субсидии всем СМИ в зависимости от тиража и реального охвата зрительской (читательской) аудитории;


 


в) единовременные госсубсидии новым печатным изданиям и социально-значимым медийным проектам;


 


г) дотацию АО «Казпочта» затрат по подписке и доставке читателям всей отечественной периодики, особенно на селе. Ограничить стоимость услуг АО «Казпочта» 20-ю процентами от общих затрат на издание периодической печатной продукции;


 


д) программу бесплатной подписки одного печатного отечественного издания (по выбору) для всех казахстанцев, достигших 18-летнего возраста, а также для малообеспеченных семей;


 


е) меры социальной поддержки работников СМИ: ввести журналистов в перечень льготных специалистов (подъемные, предоставление жилья, льготы на ипотеку), включить в перечень образовательного госзаказа (грантов) обучение и переобучение журналистов из районных газет, определить для журналистов профессиональную категорию при оформлении пенсий, определить порядок оплаты больничных листов из Фонда социального страхования.


 


Примечание: Модели разветвленной господдержки, эффективные формы и методы успешно применяются во Франции, Швеции, Финляндии, Норвегии, Голландии, Канаде и ряде других развитых стран мира.


 


2. В соответствии с принятыми Казахстаном в 2010 году рекомендациями Совета ООН по правам человека декриминализировать клевету и оскорбление в соответствии с предложенными ранее медийным сообществом республики поправками в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы.


 


3. В соответствии с Национальным планом действий в области прав человека в Республике Казахстан на 2009 – 2012 годы законодательно установить срок исковой давности по делам о защите чести и достоинства в один год.


4. Внести поправки в действующий Закон о СМИ, повышающие прозрачность механизма государственной регистрации и перерегистрации СМИ. Установить на законодательном уровне четкий уведомительно-разрешительный принцип и сроки прохождения процедур регистрации и перерегистрации, исключив неоправданные ограничения для прохождения этих процедур в уполномоченном госоргане.


 


5. Для нормализации условий конкурентности на рекламном рынке и с целью поддержки отечественных телерадиокомпаний (правообладателей) изучить совместно с уполномоченными госорганами проблемы, связанные с трансляцией по сетям кабельного телевидения казахстанских рекламных блоков при ретрансляции популярных российских и зарубежных телеканалов. Трансляция казахстанской рекламы в эфире ретранслируемых кабельных каналов искусственно ограничивает сегмент отечественной телерекламы, перераспределяя ее в пользу операторов кабельного ТВ. Тем самым снижаются рекламные доходы казахстанских телерадиокомпаний.


 


6. Навести порядок в сфере защиты авторских прав авторов, производителей и правообладателей казахстанских фильмов, печатных и фотоматериалов, фонограмм и видеопрограмм. Обеспечить соблюдение иностранными СМИ казахстанского авторского законодательства в сетях кабельного телевидения.


 


7. Ускорить обсуждение и прохождение в Парламенте законопроектов о свободном доступе к информации. Информация, имеющая общественное значение, не должна быть засекречена. Законодательные ограничения на получение и распространение информации личного и коммерческого характера должны быть уменьшены. Последовательно инициировать вопрос об ответственности чиновников, вводящих незаконные ограничения (аккредитация, ведомственные инструкции и правила) на доступ к информации, а также своевольно трактующих установленную законом субъектность норм о государственных секретах.


 


8. Реформировать существующую практику проведения тендеров на освещение деятельности госорганов и проведение государственной информационной политики в СМИ с установлением более четкой тематики лотов, критериев эффективности и мастерства публикаций, повышением доступности всех СМИ к участию в тендерах. Дать в законодательстве юридическое определение «Официальное средство массовой информации» и определить схему затрат на него.


 


9. Инициировать на уровне Правительства создание в стране на основе частно-государственного партнерства новой компании по пересылке и распространению печатных изданий с сетью розничных пунктов в качестве альтернативы естественному монополисту – АО «Казпочта».


 


10. В соответствии с Законом СМИ может быть закрыто только по решению собственника или суда. В этой связи необходимо ограничить суммы взыскания морального вреда в судебных спорах о защите личных неимущественных прав 100 МРП с целью исключения возможности разорения и закрытия СМИ в результате взыскания, превышающего его финансовые возможности.


 


11. Ограничения, налагаемые на свободу слова и СМИ в части защиты права физического лица на публикацию его изображения, должны быть четко лимитированы в отечественном законодательстве. Необходимо внести разумные коррективы в нормы Гражданского кодекса, чтобы право на тайну личной жизни и публикацию фотоизображений не принималось во внимание при наличии более существенного общественного интереса.


 


12. В новой редакции Кодекса об административных правонарушениях, разрабатываемого сейчас в правительстве, административные наказания за процедурные нарушения законодательства должны быть приведены в соответствие с тяжестью нарушения. Арест выпусков продукции СМИ и оборудования, либо приостановление деятельности СМИ в качестве наказания за процедурные нарушения являются недопустимыми. Они противоречат международным стандартам и должны быть из исключены из законодательства.


 


13. Рекомендовать создать при Генеральной прокуратуре РК Общественный совет по СМИ с целью защиты прав журналиста, разрешения возникающих конфликтов и исполнения законодательства о СМИ.


 


14. Внести в законодательные акты, касающиеся средств массовой информации, нормы упорядочивающие деятельность юридических и физических лиц по распространению печатных периодических изданий с целью исключения финансовых нарушений со стороны распространителей и монополизации ими оптово-розничного рынка.


 


15. По предложению делегатов учредить рабочий орган – Исполком Форума – для практической реализации пунктов данного Заявления в структурах исполнительной власти. Создать также временную рабочую группу Форума для урегулирования вопросов с крупными корпоративными рекламодателями.


 


16. Исключить из законодательства о госзакупках нормы, при которых тендеры на информационные услуги в одной области может выигрывать печатное СМИ из другой области.


 


17. На уровне центральных госорганов отработать процедуру преобразования печатных изданий, работающих в форме ГККП, в ТОО с 51-процентной долей государства.


 


Астана, 25 мая 2011 года


 


ИСТОЧНИК ПУБЛИКАЦИИ:


Рассылка Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз»


от 26.05.2011


 


Добавить комментарий