Защита прав человека в системе Организации Объединенных Наций (РУС / КАЗ)

24.04.2015

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ БРОШЮРА

Защита прав человека в системе Организации Объединенных Наций

 

 CОДЕРЖАНИЕ

Введение. 1

Механизмы защиты прав человека  в рамках Совета ООН по правам человека. 2

Универсальный периодический обзор (УПО). 2

Процедура подачи жалобы Совета по правам человека.. 4

«Специальные процедуры» Совета по правам человека.. 5

Договорные (конвенционные) механизмы защиты прав человека. 9

Обязательство государств представлять доклады… 10

Рассмотрение индивидуальных сообщений.. 12

Расследования.. 12

Замечания общего порядка.. 13

 

 

Введение

Осуществляя деятельность в защиту прав человека, мы используем совершенно разные механизмы и процедуры, как на национальном уровне, так и на международном. Неправительственные организации, деятельность которых направлена на достижение системных изменений в стране, активно используют механизмы защиты прав человека в системе Организации Объединенных Наций. Использование этих механизмов являются одним из способов влияния на политику государства в области прав человека, дает неправительственным организациям уникальную возможность довести свою озабоченность положением с правами человека в стране до сведения международных правовых органов.

Защита прав человека в системе ООН может быть подразделена на две основные части: а) механизмы, которые действуют в рамках уставных органов ООН; и, б) договорные (конвенционные) механизмы защиты прав человека.

Особенностью уставных органов по правам человека является то, что эти механизмы сформированы и созданы на основе Устава ООН и распространяются на все страны-члены ООН. Для того, чтобы механизм заработал для страны, нет требования ратификации международного документа, что дает широкие возможности для гражданского общества по использованию этих механизмов.

Договорные (конвенционные) механизмы защиты прав человека имеют более жесткие требования, государство должно принять на себя обязательства по их выполнению через ратификацию договора или конвенции. При работе с конвенционными механизмами, необходимо убедиться, что ваша страна является страной-участницей данного документа.   

Настоящая публикация предназначена для тех, кто впервые сталкивается с системой защиты прав человека ООН и пытается сориентироваться во всех документах, механизмах и процедурах. В ней приводиться краткий обзор всех основных механизмов в системе ООН, кратко описываются возможности для неправительственных организаций, а также предоставляется список рекомендуемых для чтения материалов.  

 

Мы также рекомендуем вам ознакомиться со следующими публикациями, в которых более подробно описаны все перечисленные ниже механизмы защиты прав человека:

Как работать по программе ООН в области прав человека (справочник для гражданского общества).

http://www.ohchr.org/EN/AboutUs/CivilSociety/Documents/Handbook_ru.pdf 

Руководство для гражданского общества по использованию механизмов договорных органов Организации Объединенных Наций

http://notabene.tj/documents/publication/04_Rukovodstvo_dlya_grajdanskogo_obshestva.pdf

Механизмы защиты прав человека в рамках Совета ООН по правам человека

Среди Уставных органов по правам человека особое место занимает Совет по правам человека, вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, учрежденный в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи 60/251, он заменяет и принимает на себя большинство мандатов, механизмов, функций и полномочий, которые ранее были возложены на Комиссию по правам человека. В состав Совета входят 47 государств – членов ООН.

Совет рассматривает ситуации, связанные с нарушением прав человека, включая грубые и систематические нарушения, и дает по ним свои рекомендации. Он должен также содействовать эффективной координации и интеграции деятельности, касающейся прав человека, в рамках системы Организации Объединенных Наций. 

Универсальный периодический обзор (УПО)

УПО – это механизм Совета по правам человека, созданный 5 марта 2006 года в соответствие с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 60/251, в рамках которого проводятся регулярные обзоры (каждые четыре года) выполнения государствами-членами ООН обязательств в области прав человека. Благодаря УПО происходит обмен примерами наилучшей практики в области прав человека по всему миру. При проведении обзора анализируется информация от соответствующего государства (национальный доклад); от структур ООН и информация, предоставленная другими заинтересованными сторонами, в том числе неправительственными организациями и национальными правозащитными учреждениями. 

После проведения обзора разрабатывается итоговый документ (рекомендации) при участии рассматриваемого государства и содействии УВКПЧ ООН. Он включает в себя вопросы, заключения и рекомендации, сделанные государствами во время обзора, а также ответы рассматриваемого государства. Особенностью механизма является то, что государство имеет возможность принять или отказаться от принятия той или иной рекомендации. Это дает основание полагать, что если государства согласились принять рекомендации, то соответственно они будут прилагать все усилия для их реализации. В тоже время, государства-участницы Совета по правам человека могут вернуться к непринятым рекомендациям и поднять отдельные вопросы прав человека в ходе следующего цикла обзора.

Каковы возможности для НПО:

В процессе подготовки национального доклада и выполнения рекомендаций УПО, государство должно проводить консультации с гражданским обществом. НПО могут активно вовлекаться в процесс обсуждения национального доклада, а также в процессы разработки национальных планов действий по реализации рекомендаций. 

  • НПО самостоятельно или совместно с другими институтами гражданского общества могут предоставить свой доклад (5 страниц для тематического доклада и 10 страниц для коалиционного доклада). Доклад должен содержать информацию о соблюдении отдельных прав человека, а также комплекс рекомендаций для государства.
  • Для продвижения своих рекомендаций НПО могут проводить брифинги для дипломатических представительств стран-участниц Совета по правам человека в своей стране и в Женеве.
  •  После принятия рекомендаций, важно проводить мониторинги процесса реализации рекомендаций УПО в целом или по отдельным правам человека.

Где найти необходимую дополнительную информацию:

Процедура подачи жалобы[1] Совета по правам человека

В соответствие с Резолюцией 5/1, был учрежден новый порядок предоставления жалоб с целью рассмотрения грубых и достоверно подтвержденных нарушений всех прав человека и всех основных свобод, совершаемые в любой части мира и при любых обстоятельствах. Данная процедура является усовершенствованной процедурой 1503 Комиссии по правам человека. Новая процедура сохраняет свой конфиденциальный характер с целью более тесного сотрудничества с государством. 

В соответствие с процедурой учреждены две отдельные рабочие группы – Рабочая группа по сообщениям и Рабочая группа по ситуациям. Рабочая группа по сообщениям осуществляет оценку приемлемости и существа сообщения, в том числе, свидетельствует ли сообщение отдельно или в сочетании с другими сообщениями о постоянной практике грубых и достоверно подтвержденных нарушений прав человека и основных свобод.  Рабочая группа по ситуациям рассматривает сообщения, переданных ему Рабочей группы по сообщениям, в том числе ответы государств на них и представляет Совету соответствующий доклад и рекомендации Совету о возможных мерах, которые необходимо предпринять.

Совет по правам человека рассмотрев сообщение, может предпринят следующие меры:

  1. a) Прекратить рассмотрение ситуации, если основания для ее дальнейшего рассмотрения или действий отсутствуют;
  2. b) Продолжать держать ситуацию в поле зрения и запросить соответствующее государство предоставить дополнительную информацию в разумные сроки;
  3. c) Продолжать держать ситуацию в поле зрения и назначить независимого и высококвалифицированного эксперта для наблюдения за ситуацией и представления доклада Совету;
  4. d) Прекратить рассмотрение вопроса в соответствии с конфиденциальной процедурой рассмотрения жалоб, с тем чтобы приступить к открытому рассмотрению этого вопроса;
  5. e) Рекомендовать УВКПЧ оказать соответствующей стране техническое содействие, помощь в укреплении ее потенциала или консультативные услуги.

Каковы возможности для НПО:

В случае выявления и документирования случаев массового и грубого нарушения прав человека, НПО могут подготовить и предоставить жалобу в рамках данной процедуры. К сожалению, с учетом того, что процедура закрытая, у НПО нет возможности активно принимать участие в процессе дальнейшей коммуникации по жалобе и в процессе рассмотрения дела в Совете по правам человека. В публичных докладах Совета по правам человека включается только информация о странах, которые проходили по данной процедуре и принятых решениях. Информация о содержании жалобы и процессе рассмотрения жалобы отсутствует.  В тоже время, пренебрегать данной процедурой не стоит. Если жалоба зарегистрирована и по ней начинается коммуникация, это хорошая возможность для НПО начать широкие обсуждения ситуации в области избранных прав человека на национальном и международном уровне.

Где найти необходимую дополнительную информацию:

http://www.ohchr.org/Documents/HRBodies/HRCouncil/SituationsconsideredHRCJan2013.pdf

«Специальные процедуры» Совета по правам человека

«Специальные процедуры» – это общее название, данное механизмам, созданным Комиссией по правам человека и принятым Советом по правам человека для рассмотрения либо конкретных ситуаций в стране, либо тематических вопросов во всех частях мира.  В настоящее время имеется 39 тематических мандатов и 14 мандатов по странам

Мандаты по странам изучают, проводят мониторинг, консультирование и представляют открытой для публики информацию о положении в области прав человека в конкретных странах или на конкретных территориях, а тематические мандаты  – случаями нарушений прав человека во всем мире.  Специальные процедуры могут предпринимать различные действия, включая ответы на жалобы отдельных лиц, проведение исследований, предоставление консультаций по вопросам технического сотрудничества на национальном уровне, а также участие в общей поощрительной деятельности.

Специальные процедуры означают либо отдельное лицо (именуемое “Специальный докладчик”, “Специальный представитель Генерального секретаря”, “Представитель Генерального секретаря” или “независимый эксперт”), или рабочую группу, состоящую обычно из пяти членов (по одному от каждого региона), которые назначаются Советом по правам человека и действуют в личном качестве.  

В рамках своей деятельности большинство специальных процедур осуществляют следующую деятельность:

Визиты в страны: Мандатарии специальных процедур совершают поездки в различные страны с целью оценки ситуации в области прав человека на национальном уровне. Мандатарии обычно направляют письмо правительству с просьбой о посещении страны, и, если правительство соглашается, оформляется приглашение на посещение страны. Некоторые страны выдают постоянные приглашения, что означает, готовность всегда принимать любого мандатария специальных процедур. Из стран Центральной Азии на начало 2015 года только Казахстан (с 2009 г.) выдало постоянное приглашение всем специальным процедурам.

В ходе таких посещений, эксперты оценивают общую ситуацию с правами человека в данной стране, а также конкретную институциональную, правовую, судебную, административную ситуацию в этом государстве в рамках своих мандатов. Во время своего визита они встречаются с местными властями, включая сотрудников судебных органов и парламентариев, с членами национальных правозащитных институтов, представителями неправительственных организаций, организаций гражданского общества и жертвами нарушений прав человека, агентствами ООН и другими межправительственными организациями в этих странах, а также со СМИ в рамках пресс-конференции по завершении миссии. На основании собранной информации мандатарии специальных процедур представляют доклад Совету по правам человека, в который включаются рекомендации государству.

Процедура принятия сообщений: Специальные процедуры могут получать информацию о конкретных нарушениях прав человека, которые произошли или могу произойти. Информация может касаться нарушений прав отдельных лиц или группы лиц, или например, разработка и принятия закона, которая может нарушить права и основные свободы человека. В сообщении о нарушении конкретных прав человека, необходимо указать данные предполагаемой жертвы, нарушителя (если известно), а также подробное описание нарушения. Для сообщения, касающегося законодательства, необходимо предоставить копию текста закона/законопроекта, а также информацию о том, почему правовые положения или применение закона предположительно противоречит международным стандартам в области прав человека. Любая информация, направляемая специальным процедурам, должна быть на английском, французском или испанском языке. Некоторые специальные процедуры разработали специальные формы индивидуальных сообщений.  

При получении сообщения, специальные процедуры могут направить правительствам призывы к незамедлительным действиям или письма с указанием предполагаемых нарушений, в которых они просят дать разъяснения. Далее, ситуация по конкретному нарушения прав человека будет находиться под контролем специальной процедуры до ее разрешения, а информация о нарушении и сотрудничестве государства по конкретному делу публиковаться в специальных докладах.

Каковы возможности для НПО:

Посещения стран: на странице интересующего вас мандата вы можете найти список стран, которые планирует посетить конкретный специальный докладчик/независимый эксперт. Вы можете направить общую информацию о ситуации с правами человека по выбранной вам тематике, включая список учреждений, которые было бы целесообразно посетить, список предполагаемых жертв нарушений прав человека, с кем необходимо встретиться,  а также поставить конкретные вопросы, которые он/она мог/ла бы адресовать правительству в ходе своего визита. Во время визита специальные процедуры обязательно встречается с представителями гражданского общества, для вас это хорошая возможность поднять наиболее актуальные вопросы в области конкретного права человека. После получения рекомендаций специальной процедуры представители гражданского общества могут начать процессы национальных консультаций с Правительством по обсуждению полученных рекомендаций, а также разработки плана действий по их выполнению, а также проводить мониторинг реализации рекомендаций специальной процедуры. Рекомендуется ежегодно направлять информацию о процессе выполнения рекомендаций специальной процедуре.

Индивидуальные сообщения: информацию о случаях нарушения прав человека (конкретные кейсы) или разрабатываемых законопроектах или других инициативах, которые нарушают права человека и требует незамедлительного вмешательства специальной процедуры вы можете направить с пометкой URGENT по адресу urgent-action@ohchr.org. В последующем, важно направлять обновленную информацию о кейсе или ситуации.

Где найти необходимую дополнительную информацию:

Договорные (конвенционные) механизмы защиты прав человека[2]

Одним из достижений ООН явилось создание всеобъемлющей нормативной базы в области прав человека. Впервые был сформирован всеобщий свод законов, касающихся защиты прав человека, к которому могли бы присоединиться все государства. В настоящее время в ООН действует более 100 отдельных конвенций, в числе которых наибольшее значение приписывается тем, которые создали органы, контролирующие исполнение государствами-участниками положений данных конвенций:

  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) и Факультативный протокол к нему;
  • Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП) и два ФП к нему;
  • Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (КПП) и ФП к ней;
  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (КЛРД);
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) и ФП к ней;
  • Конвенция о правах ребенка (КПР), и Первый Факультативный Протокол к КПР, касающейся участия детей в вооруженных конфликтах и Второй Факультативный протокол к КПР, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии;
  • Международная конвенция о праве всех трудящихся мигрантов и членов их семей;
  • Конвенция о правах лиц с инвалидностью и ФП к ней;
  • Конвенция о защите всех лиц от насильственных исчезновений.

Международные договоры о правах человека создают для государств-участников юридические обязательства поощрять и защищать права человека на национальном уровне. В соответствии с каждым договором создается международный комитет (Комитеты по правам человека) независимых экспертов для наблюдения за осуществлением его положений с использованием различных методов.

Каждый комитет состоит из независимых экспертов (от 10 до 23 человек), обладающих признанной компетентностью в области прав человека, которые назначаются или избираются государствами-участниками на четырехлетний срок с правом переизбрания.

Все договорные органы уполномочены получать и рассматривать регулярно представляемые государствами- участниками доклады с подробным изложением выполнения договорных положений в соответствующих странах. Они выпускают руководящие принципы для оказания государствам помощи в подготовке их докладов, разрабатывают замечания общего порядка, в которых толкуются положения договоров, и организуют обсуждения по темам, связанным с договорами. Договорные органы могут рассматривать жалобы или сообщения отдельных лиц с утверждениями о нарушениях их прав каким-либо государством-участником, если соответствующее государство согласилось на эту процедуру. Некоторые могут также проводить расследования.

Обязательство государств представлять доклады

Каждое государство-участник, обычно в течение одного или двух лет после вступления в силу договора в отношении этого государства, должно представить первоначальный доклад. Затем оно должно периодически представлять доклады в соответствии с положениями договора о дальнейших мерах по выполнению договора.

В докладах должны быть перечислены юридические, административные и судебные меры, принятые соответствующим государством для введения в действие положений договора, а также должны указываться любые факторы или трудности, которые встретились при обеспечении соблюдения прав. Чтобы добиться надлежащего составления докладов, позволяющего комитетам выполнять свою работу, каждый договорный орган подготовил руководящие принципы в отношении формы и содержания докладов государств.

Итогом рассмотрения доклада является принятие “заключительных рекомендаций”, цель которых состоит в предоставлении соответствующему государству практических рекомендаций и поощрении его к принятию дальнейших мер по осуществлению прав, содержащихся в договоре. В своих заключительных замечаниях договорные органы признают позитивные шаги, предпринятые государствами, и выявляют те области, в которых следует принять дополнительные меры для полного приведения в действие договорных положений.

Государствам предлагается публиковать заключительные рекомендации в своей стране в целях информирования общественности о путях более эффективного осуществления договоров о правах человека.

После получения заключительных рекомендаций Комитетов, государства должны принимать меры по их реализации. Для этого рекомендуется принятие планов действий, в котором определены действия и сроки, необходимые для реализации рекомендаций, ответственные государственные органы, а также план мониторинга выполнения рекомендаций. В помощь государствам-участникам, Управлением Верховного Комиссара ООН по правам человека по просьбе Председателей договорных органов ООН был разработан доклад о показателях контроля над соблюдением международных договоров по правам человека[3], который включает в себя информацию об индикаторах, концептуальных и методологических рамках, а также конкретные примеры планов.

Каковы возможности для НПО:

Предоставление альтернативной отчетности. Параллельно с представлением национального доклада, гражданское общество может подготовить свой отчет (альтернативный) о соблюдении государством международного договора. Комитеты по правам человека при выполнении своих контрольных функций по принятию и рассмотрению отчетов государств-участников, приветствуют направление письменной информации международными, региональными, национальными и местными организациями. Подобные отчеты позволяют всесторонне рассмотреть существующее положение вещей и задать правительству важные уточняющие вопросы.

Брифинг с членами Комитета. Те НПО, которые представили письменную информацию (альтернативный отчет) в соответствующий Комитет, могут встретиться с членами Комитета на официальном закрытом заседании. Эти встречи проводятся до начала диалога с делегацией государства-участника для всех представителей НПО по странам, доклады которых будут заслушаны на этой сессии.

Возможности для продвижения прав человека на национальном уровне. Подготовка и представления национальных докладов в договорные органы ООН дает хорошие возможности для продвижения системных изменений представителям гражданского общества. При этом процессы продвижения могут происходить на всех стадиях подготовки и предоставления докладов, а также после получения заключительных рекомендаций Комитетов ООН. 

Обсуждение проектов национальных докладов является одной формой участия НПО в процессе подготовки национальных докладов. В этом случае, НПО имеют возможности предоставить правительственной рабочей группе свои предложения и комментарии об основных проблемах законодательства и практики по отдельным вопросам прав человека.

Мониторинг за выполнением рекомендаций Комитетов ООН. Неправительственные организации могут осуществлять деятельность по продвижению принятия плана действий по реализации рекомендаций Комитета на правительственном уровне, а также осуществления систематического мониторинга выполнения заключительных рекомендаций. При разработке планов мониторингов выполнения заключительных рекомендаций (или международных обязательств), рекомендуется выходить за пределы заключительных замечаний одного лишь Комитета, а рассматривать этот вопрос через призму полученных рекомендаций различных органов ООН, такие как УПО, специальные процедуры и договорные органы. Систематизация рекомендаций и контроль над их выполнением дают возможности НПО или коалиций НПО лоббировать системные изменения в области прав человека, готовить аналитические документы одновременно для различных органов ООН, что повышает эффективность их деятельности.  

Рассмотрение индивидуальных сообщений

Комитеты по правам человека могут принимать и рассматривать сообщения или заявления отдельных лиц, которые считают, что их права были нарушены государством-участником. Эта процедура является факультативной для государств- членов: Комитет не может рассматривать сообщения, касающиеся какого-либо государства-участника, если это государство прямо не признает соответствующую компетенцию этого договорного органа путем либо заявления согласно соответствующей статье договора, либо принятия соответствующего факультативного протокола.

Расследования

Три договорных органа – Комитет против пыток, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин и Комитет по насильственным исчезновениям – могут по своей собственной инициативе начать расследование в случае получения надежной информации с обоснованными утверждениями о серьезных, тяжких или систематических нарушениях конвенций каким-либо государством-участником. Расследования могут проводиться только в отношении государств-участников, признавших компетенцию соответствующего комитета на проведение расследований. Данная процедура может быть инициирована, если Комитет получает достоверную информацию о систематическом нарушении закрепленных в Конвенции прав каким-либо государством-участником. Комитет может инициировать посещение страны для проведения конфиденциального расследования и срочного представления ему соответствующего доклада. Процедура является конфиденциальной, и на протяжении всей работы должны приниматься меры по установлению сотрудничества с государством-участником.

Замечания общего порядка

Каждый из договорных органов публикует свое толкование положений договоров о правах человека, за осуществлением которых он наблюдает, в форме замечаний общего порядка. Замечания общего порядка договорных органов охватывают широкий спектр вопросов – от всестороннего толкования основных положений договоров (отдельных прав человека), до общих указаний относительно информации, которая должна быть представлена в докладах государств.

Где найти необходимую дополнительную информацию:

 

 

[1] См. Резолюция 5/1. Институциональное строительство Совета по правам человека Организации Объединенных Наций.

 

[2] Более подробно см. Система договоров Организации Объединенных Наций в области прав человека. Изложение фактов № 30. http://ohchr.org/Documents/Publications/FactSheet30ru.pdf

 

[3] International Human Rights Instruments. Report on indicators for monitoring compliance with International Human Rights Instruments.  HRI/MC/2006/7, 11 May 2006.

 Также брошюру можно скачать в здесь (русский язык) или здесь (казахский язык)

 


Добавить комментарий