Всем пяти жанаозенцам, задержанным 25 июня на акции возле Акорды, вынесли предупреждения, обвинив в «участии в незаконной акции». Изначально сообщалось, что к административной ответственности привлекли Онайгуль Досмагамбетову. Вслед за ней в здании полиции осудили ее сына Кайрата Досмагамбетова и других задержанных – Ермухана Иманалиева и Муханбета Серикбаева, Даулетбека Садвакасова.
Не представившийся полицейский, который сопровождал задержанных в здании полиции, на вопрос репортера Азаттыка о том, почему им не предоставили адвоката, заявил: «Они сами отказались».
Задержанных осудили, заводя их по одному в комнату для «приема граждан». Журналиста и активистов, прибывших поддержать задержанных, на объявленный «открытым» процесс не допустили. Трансляцию на установленный возле приемной монитор «по технической причине» не вывели. Предполагаемое онлайн-судебное разбирательство длилось примерно полчаса.
Онайгуль Досмагамбетова, мать Максата Досмагамбетова, активиста забастовки нефтяников, умершего два года назад после тяжелой болезни (которую он связывал с пытками в заключении), на сегодняшнюю акцию вышла со своим младшим сыном Кайратом Досмагамбетовым. Он получил ранение в тазовую кость во время расстрела участников той мирной забастовки в декабре 2011 года и перенес более 20 операций. Другие принимавшие участие в акции – нефтяники Ермухан Иманалиев и Муханбет Серикбаев – также являются пострадавшими во время Жанаозенских событий. Вышедший с ними на протест Даулетбек Садвакасов заявляет, что после подавления забастовки произвольно содержался под стражей два месяца.
Собравшиеся возле резиденции президента Казахстана и зданий палат парламента страны высказывали свои проблемы и требовали трудоустройства. Они заявили, что безуспешно обращались в органы и инстанции, а также в компанию «Озенмунайгаз», и сообщили, что не намерены расходиться, пока их требование не будет выполнено и к ним не выйдет руководство «Озенмунайгаза».
Сотрудники спецподразделения полиции задержали всех пятерых, затолкали в автозак и увезли в участок вскоре после того, как прибывший к месту представитель акимата Мухамед Шамшиев заявил, что акция является «незаконной».
Проходившие в прошлом году акции протеста безработных в Жанаозене продолжились в январе, но утихли одновременно с заявлениями местных активистов о том, что на них оказывается давление. Жителя города Ержана Елшибаева – одного из лидеров прошлогодних протестов – в октябре приговорили к пяти годам тюрьмы после полицейского рапорта по инциденту 2017 года, не связанному с протестами. Елшибаев и его сторонники назвали инкриминированное ему «нанесение телесных повреждений» политически мотивированным. Казахстанское правозащитное сообщество признало его политзаключенным.
16 декабря 2011 года в городе Жанаозене Мангистауской области полиция открыла огонь по бастовавшим в течение нескольких месяцев нефтяникам, которые требовали улучшения условий труда и повышения зарплаты. По официальным данным, в результате расстрела демонстрантов в Жанаозене и на станции Шетпе в Мангистауской области были убиты по меньшей мере 17 человек и более сотни получили ранения.
Казахстан не раз становился объектом критики международной общественности, заявляющей, что в стране подавляют мирные протесты и ущемляют конституционные свободы граждан.
ИСТОЧНИК:
Радио «Азаттык»