• Главная
  • >
  • Казахстан: Суровый приговор лидеру оппозиционной партии свидетельствует об отсутствии реальной политической модернизации (совместное заявление)

Казахстан: Суровый приговор лидеру оппозиционной партии свидетельствует об отсутствии реальной политической модернизации (совместное заявление)

01.12.2023

Международное партнерство по правам человека (МППЧ) и Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ) считают семилетний тюремный срок, вынесенный лидеру оппозиционной партии Марату Жыланбаеву, шокирующей иллюстрацией отсутствия у казахстанских властей стремления к подлинным демократическим реформам. Мы считаем, что суровый приговор стал местью за мирную оппозиционную деятельность Жыланбаева и является предупреждением другим критикам официальной Астаны, и призываем власти немедленно и безоговорочно освободить его.

29 ноября 2023 года Межрайонный суд Астаны по уголовным делам вынес приговор Марату Жыланбаеву, возглавляющему незарегистрированную оппозиционную партию  «Алға, Қазақстан!», признав его виновным в участии в запрещенной экстремистской организации и финансировании экстремистской деятельности (статьи 405 и 258 Уголовного кодекса). Суд также запретил Жиланбаеву заниматься общественной и политической деятельностью в течение трех лет. Приговор был зачитан в ходе закрытого для публики онлайн-слушания. Адвокат Жыланбаева Мейржан Доскараев заявил, что защита будет обжаловать «незаконный приговор».

Жыланбаев был арестован по возбужденному против него уголовному делу 23 мая 2023 года. В этот же день он должен был выйти на свободу после отбытия административного наказания в виде 20 суток ареста, назначенного ему за участие в мирной несогласованной акции протеста в марте 2023 года в столице против проводимой политики. В день ареста полиция также провела обыск в его доме. С тех пор он содержится под стражей, а судебный процесс по его делу начался 30 октября 2023 года. В начале судебного разбирательства суд объявил, что процесс будет проходить за закрытыми дверями по соображениям безопасности двух нераскрытых свидетелей. В знак протеста против этого решения Жыланбаев зашил себе рот и объявил голодовку, а его адвокат подал ходатайство об отмене решения. Однако суд не изменил своей позиции, и в результате семья Жыланбаева, его сторонники, наблюдатели и журналисты не были допущены на процесс, что усилило опасения по поводу законности судебного разбирательства. В связи с этим адвокат Жыланбаева получил дисциплинарный выговор от региональной коллегии адвокатов за то, что якобы разгласил информацию о расследовании без разрешения, что, по-видимому, стало еще одной попыткой помешать прозрачности дела.

Жыланбаева обвинили в «экстремистской» деятельности из-за его предполагаемых контактов с активистами Демократического выбора Казахстана (ДВК), оппозиционного движения, которое в свою очередь тоже было запрещено как «экстремистское» в Казахстане в 2018 году, несмотря на его ненасильственный характер, и его находящимся в изгнании основателем Мухтаром Аблязовым. Согласно пресс-релиза суда, Жыланбаев якобы получал от Аблязова и его соратников приказы и инструкции, направленные на «насильственное изменение конституционного строя», и оказывал им финансовые, информационные и иные услуги, «заведомо зная, что они будут использованы для экстремистской деятельности». Однако, хотя правозащитники не были допущены к наблюдению за судебным процессом, имеющиеся материалы дела свидетельствуют о том, что Жыланбаев был привлечен к ответственности за действия, представляющие собой законное осуществление прав на свободу выражения мнения, объединений и собраний и не имеющие ничего общего с насильственным «экстремизмом», такие как участие в групповых чатах, посты и репосты в социальных сетях и мирные акции протеста по актуальным вопросам. Более того, из дела ясно, что именно критика Жыланбаевым действующей власти и его призывы к политическим реформам с точки зрения уголовного преследования является «экстремизмом». К примеру, экспертиза, заказанная следствием, пришла к выводу, что опубликованные Жыланбаевым в социальных сетях посты, в которых он критиковал политику президента Касым-Жомарта Токаева и требовал внести изменения в Конституцию, чтобы усилить роль парламента, были приравнены к «экстремистской» пропаганде.

Жыланбаева также обвинили в «финансировании терроризма» из-за банковских переводов, которые он сделал соактивистам, чтобы помочь им оплатить взносы, необходимые для регистрации в качестве кандидатов-самовыдвиженцев на парламентских выборах в марте 2023 года. Эти переводы были расценены как поддержка «экстремистской» деятельности, поскольку они были сделаны предполагаемым сторонникам ДВК, даже если получатели не были осуждены за какие-либо экстремистские преступления. Жыланбаев также пытался самостоятельно участвовать в парламентских выборах, но был выбит из гонки после того, как его обвинили в незаконной предвыборной агитации из-за сообщений в социальных сетях с просьбой о пожертвованиях на оплату регистрации кандидата.

Отсутствие каких-либо существенных оснований для обвинений в «экстремизме» в отношении Жыланбаева свидетельствует о том, что они были выдвинуты с целью наказать его за оппозиционную деятельность и критику властей.  Возглавляемая им инициатива по созданию партии «Алға, Қазақстан!» была основана после событий Кровавого января 2022 года, когда президент Токаев объявил о программе политической модернизации и пообещал упростить регистрацию политических партий. Однако с весны 2022 года Министерство юстиции более 15 раз отказывало «Алға, Қазақстан!» в приеме заявления на регистрацию из-за якобы допущенных ошибок в заявочных документах. В то же время Жыланбаев и другие активисты инициативы постоянно подвергаются запугиванию и преследованиям, в том числе задержаниям и штрафам за мирные протесты против политики правительства и озвучивание таких требований, как проведение честных выборов, освобождение политзаключенных и разрешение на проведение международного расследования событий января 2022 года.

Ни одна из реальных оппозиционных партий не зарегистрирована в Казахстане, тогда как члены других оппозиционных групп также подвергаются давлению, в том числе уголовному преследованию. В частности, в рамках кампании, продолжающейся уже несколько лет, власти Казахстана использовали борьбу с «экстремизмом» для преследования десятков оппозиционеров, обвиненных в участии в ДВК и «Коше Партиясы», еще одном ненасильственном оппозиционном движении, которое было запрещено судом в 2020 году. Подобно Жыланбаеву другие осужденные за «экстремистские» преступления в связи с их предполагаемой связью с этими движениями были обвинены за несогласованные мирные протесты, посты в социальных сетях и другую мирную гражданскую деятельность. Однако в большинстве случаев осужденные получили не реальные тюремные сроки, а так называемое ограничение свободы, не связанное с лишением свободы.

Ранее также были вынесены обвинительные приговоры лидерам оппозиционных групп. Например, в апреле 2023 года Жанболат Мамай, лидер незарегистрированной оппозиционной Демократической партии, был осужден по надуманным обвинениям в организации массовых беспорядков и распространении заведомо ложной информации. В отличие от Жыланбаева он получил ограничение свободы, но может быть заключен в тюрьму, если будет уличен в нарушении условий освобождения. Мамаю также запретили вести политическую, общественную и социальную деятельность на протяжении всего срока наказания – шести лет. В другом недавнем случае Нуржан Алтаев, возглавляющий незарегистрированную партию ElTiregi был приговорен к 10 годам лишения свободы по обвинению в получении взятки после судебного процесса, который также проходил за закрытыми дверями по соображениям безопасности одного из свидетелей.

На этом фоне очевидно, что дело против Жыланбаева вписывается в схему политически мотивированного преследования оппозиционных движений и активистов в Казахстане. Экспертный совет казахстанских правозащитников также признал Жыланбаева политическим заключенным.

Задолго до того, как в 2016 году Жыланбаев впервые занялся оппозиционной деятельностью, он являлся всемирно известным марафонцем и стал первым человеком, который в одиночку пробежал через крупнейшие пустыни мира. После завершения спортивной карьеры он работал тренером по марафонскому бегу.

МППЧ и КМБПЧ призывают власти Казахстана доказать серьезность своих заявлений о приверженности демократическим реформам, прекратить преследование мирных оппозиционных движений и активистов и незамедлительно освободить Марата Жыланбаева и других лиц, несправедливо заключенных в тюрьму в ходе кампании против критиков власти.