Доклад в рамках Московского механизма ОБСЕ в отношении Беларуси: международное сообщество должно предпринять эффективные и скоординированные действия по выполнению его рекомендаций (Заявление)

05.11.2020
civic solidarity

Доклад в связи с сообщениями о нарушениях прав человека в контексте президентских выборов 9 августа 2020 г. в Беларуси, подготовленный докладчиком ОБСЕ, назначенным 17 государствами в рамках Московского механизма ОБСЕ, содержит тщательно документированный отчет о прямых и откровенных нарушениях правительством Беларуси своих обязательств в рамках ОБСЕ и других международных обязательств. Выводы доклада убедительно свидетельствуют о том, что президентские выборы не были прозрачными, свободными и справедливыми, а нарушения основных прав человека носят массовый и систематический характер.

Продолжающиеся репрессии являются самыми жестокими, масштабными и продолжительными за всю 26-летнюю историю правления Александра Лукашенко. Десятки тысяч людей подверглись грубым нарушениям их прав человека, включая произвольные задержания, политически мотивированные уголовные преследования, массовые пытки, насильственные исчезновения и убийства. Применение грубой силы и запугивание стали единственным ответом правительства на общенациональный мирный протест против фальсификаций на выборах и узурпации власти. Особое беспокойство вызывает тот факт, подчеркивается в докладе, что «хорошо задокументированные случаи пыток и жестокого обращения в ходе подавления силовыми структурами политического несогласия … не привели к привлечению кого-либо к ответственности, что подтверждает сообщения о всеобщей безнаказанности.»

В результате публикации доклада в рамках Московского механизма ОБСЕ о ситуации в Беларуси мы имеем наиболее полную и детальную документацию текущего полномасштабного кризиса в области прав человека в Беларуси, проанализированного с точки зрения выполнения обязательств ОБСЕ по человеческому измерению и норм ООН по правам человека. Из прошлого опыта применения Московского механизма мы знаем, что ценность этого важного инструмента ОБСЕ зависит от эффективных последующих действий по итогам доклада. Государства-участники, исполнительные органы и институты ОБСЕ, а также более широкое международное сообщество несут ответственность за то, чтобы наилучшим образом использовать выводы и рекомендации, содержащиеся в докладе, и принять меры для эффективного решения проблем, выявленных в этом документе, и устранения нарушений обязательств ОБСЕ.

В докладе содержится 65 рекомендаций, адресованных правительству Беларуси. Добиться выполнения этих рекомендаций будет непросто, учитывая отказ беларусского правительства сотрудничать с докладчиком ОБСЕ и его давний послужной список нарушений. Это означает, что все заинтересованные государства-участники ОБСЕ, особенно 17 государств, инициировавших доклад, должны включить осуществление выводов и рекомендаций доклада в свою политику в отношении Беларуси и предусмотреть применение широкого спектра политических и экономических инструментов в своих двусторонних отношениях с Беларусью, чтобы принудить ее правительство сотрудничать в осуществлении этих рекомендаций.

Институтам ОБСЕ следует включить в свои программы деятельность по итогам доклада, включая мониторинг судебных процессов, условий содержания в местах заключения и собраний, содействие в проведении законодательных реформ и институционального развития. В свою очередь, Парламентская ассамблея ОБСЕ должна найти эффективный способ внести свой вклад в этот процесс. Наконец, Председательство ОБСЕ и Тройка ОБСЕ должны играть особую роль, поскольку они имеют самый большой политический и дипломатический вес и несут самую большую ответственность. Мы надеемся, что албанское председательство и будущее шведское председательство продолжат свои усилия по содействию организации широкого национального диалога между властями, оппозицией и гражданским обществом.

Важное значение в этом вопросе имеют многостороннее сотрудничество и координация. Все заинтересованные государства-участники и органы ОБСЕ должны активно взаимодействовать с субъектами вне ОБСЕ, такими как органы ООН, Совет Европы и его Венецианская комиссия, ЕС и его институты, международные финансовые институты и другими международными органами – такими, например, как организации в области спорта и культуры, профсоюзы и профессиональные ассоциации. Все международные отношения с Беларусью должны рассматриваться через призму выводов и рекомендаций доклада ОБСЕ.

Содержательные цели дальнейших действий четко и убедительно изложены в докладе. К числу наиболее неотложных мер, которые необходимо предпринять, относятся прекращение репрессий, освобождение всех политических заключенных, отмена результатов выборов 9 августа и организация нового голосования в соответствии с международными стандартами. ОБСЕ и ее государства-участники должны рассматривать эти цели как приоритетные. Недостаточно просто не признать результаты выборов, как это сделали многие государства. ОБСЕ, обладающая выдающимся опытом наблюдения за выборами и оказания содействия в проведении выборов, лучше, чем кто-либо еще в мире сможет оказать помощь Беларуси в организации новых выборов в соответствии со стандартами ОБСЕ. Беларусь должна будет основательно реформировать свое избирательное законодательство и систему избирательных комиссий как полностью дискредитировавшие себя. Необходимые изменения в избирательной системе уже содержатся в отчетах нескольких предыдущих миссий ОБСЕ по наблюдению за выборами в Беларуси. Содействие со стороны БДИПЧ ОБСЕ имеет важное значение для их внедрения в законодательство и практику, а также для подготовки членов избирательных комиссий.

Еще одной ключевой и очень сильной рекомендацией доклада является создание независимого международного органа для углубленного расследования нарушений прав человека в контексте президентских выборов с привлечением судебных экспертов. Беларусские и международные правозащитные организации собрали значительное количество данных и свидетельских показаний по случаям пыток и других преступлений в области прав человека. Отсутствие внутреннего расследования этих преступлений в беларусской системе правосудия делает создание международного органа крайне важным. Без такой международной помощи будет невозможно восстановить справедливость в отношении жертв произвола и добиться ответственности.

Это напрямую связано с еще одной ключевой рекомендацией в докладе ОБСЕ: «привлекать сотрудников беларусских силовых структур, виновных в пытках и жестоком обращении, и их ответственных руководителей к уголовной ответственности везде, где это возможно». Проблема безнаказанности за преступления, совершенные в Беларуси, занимает центральное место в нынешнем кризисе. Безнаказанность побуждает сотрудников правоохранительных органов совершать новые преступления. Те государства-участники ОБСЕ, которые внедрили механизм универсальной юрисдикции в свои системы правосудия, окажут большую услугу беларусскому народу, открыв уголовные дела в своих странах по международным преступлениям в области прав человека, совершенным в Беларуси. Многие беларусы, вынужденные покинуть страну после пыток и преследований, могли бы дать показания по таким делам.

Не менее важны и долгосрочные цели действий по поддержке процесса транзита. К ним относятся помощь в подготовке и проведении новых президентских выборов, реформирование избирательной системы, содействие в проведении правовой реформы, реформ правоохранительных органов и судебной системы.

Нынешнее правительство Беларуси, скорее всего, будет сопротивляться выполнению рекомендаций, содержащихся в докладе ОБСЕ. Для того чтобы принудить правительство принять эти рекомендации и следовать им, потребуется последовательное, скоординированное и многостороннее давление со стороны всех международных субъектов. Усиливая давление изнутри, оказываемое мужественным беларусским народом, мощное международное давление и помощь могут помочь вывести страну на путь демократии, верховенства закона и прав человека в соответствии с Хельсинкскими принципами и обязательствами ОБСЕ. Перспективы такой трансформации сегодня более реальны, чем когда-либо. Превосходный доклад ОБСЕ следует рассматривать не как конечный продукт, а как начало пути.

Подписи:

  • Центр развития демократии и прав человека (Россия)
  • Нидерландский Хельсинкский комитет
  • Фридом Файлс (Польша)
  • Правозащитное движение “Бир Дуйно-Кыргызстан”
  • Центр прав человека Азербайджана
  • Фонд «Общественный вердикт» (Россия)
  • Немецко-русский обмен (DRA) (Германия)
  • Центр участия и развития (Грузия)
  • Международный совет по реабилитации жертв пыток (IRCT)
  • Грузинский центр психосоциальной и медицинской реабилитации жертв пыток – GCRT
  • Женщины Дона (Россия)
  • Promo LEX (Молдова)
  • Партнерство за права человека Libereco (Германия)
  • Центр прав человека (Грузия)
  • Международное партнерство за права человека (IPHR) (Бельгия)
  • Ассоциация УМДПЛ (Украина) 
  • Всемирная организация против пыток (OMCT)
  • «Гражданский контроль» (Россия)
  • Казахстанское международное бюро по правам человека и верховенству права
  • ХРФ “Общественная альтернатива” (Украина)
  • Институт мониторинга прав человека (Литва)
  • Шведская сеть ОБСЕ
  • Общественная ассоциация “Достоинство” (Казахстан)
  • Норвежский Хельсинкский комитет
  • Общественный фонд “Нотабене” (Таджикистан)
  • Болгарский Хельсинкский комитет
  • Хельсинкский фонд по правам человека (Польша)
  • Правозащитный центр “Весна” (Беларусь) 
  • Хьюман Константа (Беларусь)
  • Хельсинкская гражданская ассамблея – Ванадзор (Армения)
  • Беларусская ассоциация журналистов
  • Швейцарский Хельсинкский комитет
  • Центр правовой трансформации (Беларусь)
  • Правозащитный центр ЗМИНА (Украина)
  • Беларусский дом прав человека им. Бориса Звозскова (Литва – Беларусь)
  • humanrights.ch (Швейцария)
  • Женская международная лига за мир и свободу /WILPF (Германия)
  • Московская Хельсинкская группа (Россия)
  • Фонд домов прав человека (HRHF) (Норвегия)
  • Правозащитный центр “Мемориал” (Россия)
  • Crude Accountability (США)
  • Беларусский Хельсинкский комитет
  • Freedom Now (США)
  • Ассоциация внутренне перемещенных женщин «Согласие» (Грузия)

Платформа «Гражданская солидарность» – это сеть независимых гражданских объединений из стран региона ОБСЕ, включающая неправительственные организации, активистов и экспертов, работающих с целью улучшения ситуации с правами человека, верховенством права и демократических институтов в Европе, Евразии и Северной Америке. Она служит основой для построения гражданскими активистами коалиций, укрепления их взаимной поддержки и солидарности и повышения их влияния на принятие решений в области прав человека на национальном и международном уровне. Для дополнительной информации, см. https://civicsolidarity.org.

Источник:

http://civicsolidarity.org/ru/article/1701/doklad-v-ramkah-moskovskogo-mehanizma-obse-v-otnoshenii-belarusi-mezhdunarodnoe


Смотрите также