КМБПЧ – Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности

«Январь» был ожидаем

19.10.2022

Эксперты, подготовившие доклад о влиянии трудовых конфликтов в Мангистауской области на январские события, считают, что трудовая дискриминация и отсутствие профсоюзов в том числе привели к хаосу, охватившему государство.

18 октября в Астане состоялась презентация аналитического доклада «Трудовые права, профсоюзы: январские события 2022 года в Казахстане (Мангистауская область)». На мероприятие были приглашены как представители некоммерческого сектора, так и профильных ведомств, в том числе Министерств иностранных дел и труда.

Исследование подготовлено экспертами Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности – директором организации Евгением Жовтисом и директором Восточно-Казахстанского филиала Бюро Куатом Рахимбердиным.

В докладе отмечен ряд проблем национального законодательства и разрешения трудовых споров, причины возникновения трудовых конфликтов в Мангистауском регионе и их влияние на январские события этого года.

По мнению авторов исследования, события января были весьма ожидаемы.

Так, если до пандемии количество трудовых коллективных споров исчислялось десятком, то к концу прошлого года их количество выросло в десятки раз. Так, по заявлению господина Токаева, в 2021 году было порядка 150 трудовых конфликтов, при этом более 130 забастовок пришлось на нефтегазовую отрасль. Абсолютное большинство пришлось на Мангистаускую область. Если бы кто-то вовремя обратил на это внимание, то, возможно, представления о возможных январских событиях было бы иное, – считает Жовтис.

По его мнению, помимо социальных проблем в нефтедобывающих регионах события января должны были обнажить для власти и проблему с правом граждан на свободу ассоциаций. Несмотря на то, что государство целенаправленно уничтожало независимое профсоюзное движение в стране, организуя всяческие законодательные препоны, именно остатки независимых профсоюзов и их лидеры способствовали тому, чтобы в «рабочих областях» протесты прошли мирно и организовано, а не по алматинскому пути.

Основной причиной роста недовольства в регионе явилось неудовлетворенность уровнем заработной платы. Тем не менее, разница оплаты труда иностранных и местных рабочих, падение платежеспособности также сыграли значительную роль.

По мнению исследователей, на сегодняшний день в Казахстане отсутствует система эффективного взаимодействия государственных инспекций труда, медиаторов, профсоюзов по урегулированию и предупреждению коллективных трудовых споров. Таким образом, рабочие фактически остаются один на один со своими проблемами.

Государственные инспекции труда малоэффективны в отношении защиты трудовых прав работников – граждан Казахстана – на предприятиях, принадлежащих иностранному капиталу (прежде всего, это компании, принадлежащие крупному бизнесу из КНР и США). Как показало наше исследование, государственные инспекции труда практически не проявили себя в процессе урегулирования трудовых конфликтов в Жанаозене и других районах Западного Казахстана и не смогли обеспечить соблюдение трудового законодательства Республики Казахстан топ-менеджментом компаний, ставших очагами возникновения коллективных трудовых споров и забастовок, – резюмирует Жовтис.

На взгляд Куата Рахимбердина, сегодня трудовые конфликты стали неотъемлемой чертой реальности экономической модели Казахстана. Нередко, когда они наслаиваются на конфликты политического характера.

Ярким свидетельством этому стали трагические события января 2022 года, когда на фоне социальных протестов трудящихся против несправедливости олигархического капитализма произошли кровопролитные вооруженные столкновения, едва не обрушившие государственность и правовую систему в нашей стране, – утверждает Рахимбердин.

Эксперт отмечает, что трудовое законодательство Республики Казахстан, в целом имплементируя рекомендации международных правовых актов МОТ, применительно к забастовкам в отдельных положениях расходится с ними. Так, установлена ответственность работников за участие в незаконной забастовке. Права на забастовку лишены все государственные служащие, в то время как международные стандарты предусматривают, что такое лишение возможно только в отношении государственных служащих, выполняющих публичные функции представителей власти (например: судей и прокуроров).

Профсоюзы, как институты гражданского общества, выступают активными участниками процесса урегулирования коллективных трудовых споров. Однако, на их возможности эффективно защищать социальные права казахстанских трудящихся негативно влияет избыточный административно-бюрократический контроль. Будучи формально независимым институтами, профсоюзы для осуществления своей деятельности подлежат обязательной государственной регистрации. При этом регистрация профсоюзов, как некоммерческих организаций, намного сложнее, чем регистрация коммерческих бизнес-структур. Если профсоюз не будет зарегистрирован в установленном законодательством порядке, его деятельность сочтут противоправной, а лидеров и активистов станет возможным привлечь к юридической ответственности. Кроме того, профсоюзам запрещено получать зарубежное финансирование, а, значит, их возможности оказывать финансовую поддержку своему активу и трудовому коллективу в период забастовки ограничиваются, – констатировал Рахимбердин нынешнее положение рабочих союзов в Казахстане.

В качестве одного из ключевых факторов, способстовавших возникновению трудовых конфликтов, авторы доклада указывают на дискриминацию работников. «Налицо критический разрыв между топ-менеджментом и работниками, неэффективность коммуникаций между административно-управленческим и производственными составами. Одной из причин, оказывающих влияние на возникновение трудовых конфликтов, также является неравенство в оплате труда местных и иностранных работников. Так Министерством труда и социальной защиты населения РК и Генеральной прокуратурой РК в 2019 году были выявлено 476 фактов создания неравных условий в оплате труда.», – приводятся данные в отчете.

Исходя из выводов и результатов проведенного исследования, спикеры подготовили государству десять общих рекомендаций, в том числе: выполнить рекомендации международных органов; привести национальное законодательство в соответствие с международными стандартами; разработать учебно-методические материалы и различный методический инструментарий для обучения профсоюзных активистов.

Также отдельные рекомендации были даны и по Мангистауской области: в основном социального характера и касающихся профсоюзной деятельности.

При этом, как отметили спикеры, многие из рекомендаций они озвучивают уже не в первый раз, но ситуация с трудовыми правами не меняется десятилетиями, наверное, за исключением ее ухудшения.