Для Алматы и многих промышленных районов Казахстана характерно высокое загрязнение атмосферного воздуха. Эта проблема хоть и признается, но решается слишком медленно и недостаточно эффективно. А вместе с тем, из года в год растет заболеваемость, связанная с загрязнением воздуха.
В судебной практике «Зеленого спасения» есть несколько случаев, когда люди, проживающие в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий, годами добивались права жить в здоровой окружающей среде. Так в ноябре 2014 года в поселке Березовка Западно-Казахстанской области произошло массовое отравление детей. Поселок расположен в санитарно-защитной зоне одного из крупнейших и опасных предприятий Казахстана – «Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.» (КПО). С 2002 года его жители неоднократно обращались к властям, в КПО и в суды, добиваясь переселения из неблагоприятной зоны. Но оно началось только после трагедии (об этом и других случаях подробнее смотрите – Бизнес и права человека (раздел сайта): http://esgrs.org/?page_id=4773).
Согласно международному праву прав человека существует три вида обязательств государств: уважать, защищать и осуществлять права человека. Приветствуя новые тенденции, направленные на мировое признание права на здоровую окружающую среду, мы также считаем, что государства обязаны неукоснительно защищать и осуществлять это право. А люди должны обладать достаточными знаниями о своих правах и активно добиваться их соблюдения.
Для тех, кто хочет лучше разбираться в вопросах экологического права, предлагаем обзор доклада Специального докладчика ООН «Вопрос о правозащитных обязательствах, касающихся пользования безопасной, чистой, здоровой и устойчивой окружающей средой». Его представил Совету по правам человека Дэвид Р. Бойд в 2019 году (https://undocs.org/pdf?symbol=ru/A/HRC/40/55).
В основной части доклада «рассматриваются правозащитные обязательства, касающиеся права дышать чистым воздухом, которое является одним из жизненно важных элементов права на здоровую и устойчивую окружающую среду наряду с доступом к чистой воде и адекватным санитарным услугам, здоровому и устойчивому питанию, безопасному климату, здоровому биоразнообразию и здоровым экосистемам».
Докладчик рассматривает атмосферное и бытовое загрязнение воздуха.
«18. Качество воздуха ухудшается под воздействием как атмосферного, так и бытового загрязнения. Причинами атмосферного загрязнения воздуха являются генерация электроэнергии (сопровождаемая сжиганием ископаемых видов топлива или биомассы), промышленные процессы (например, перегонка нефти, кирпичное и цементное производство), горные разработки, сельскохозяйственные технологии (например, сжигание растительных остатков или очистка земли), нерациональное удаление отходов (например, сжигание мусора на открытом воздухе) и транспорт (наземный, водный и воздушный). … Мелкие предприятия неформального сектора экономики в совокупности способны производить большие объемы загрязнителей воздуха. Способствовать атмосферному загрязнению могут и природные факторы, такие как лесные пожары и пыльные бури. Бытовое загрязнение воздуха домохозяйствами является следствием применения твердых видов топлива (например, древесины, навоза, растительных остатков, угля) для приготовления пищи и отопления домов, а также сжигания керосина для освещения».
«20. Вредное влияние на качество воздуха могут оказывать тысячи химикатов. Веществами, борьба с воздействием которых из-за наносимого ими известного вреда здоровью ведется в первую очередь, являются твердые частицы (ТЧ), диоксид серы, оксиды азота, монооксид углерода, озон и свинец. К числу многих других загрязнителей воздуха, вызывающих озабоченность, относятся бензол, полициклические ароматические углеводороды, диоксины, фураны и ртуть.
Одна из групп загрязнителей, в отношении которых нужно принять незамедлительные меры из-за их существенного вредного воздействия на изменение климата и качество воздуха, включает в себя так называемые кратковременно загрязняющие атмосферу вещества, к которым относятся сажистый углерод, метан и тропосферный озон».
Разные виды загрязнения взаимодействуют и создают общее загрязнение внешнего воздуха. В некоторых государствах часть атмосферного загрязнения воздуха имеет трансграничное происхождение.
«24. Единственной крупнейшей экологической опасностью для здоровья человека во всем мире является загрязнение воздуха тонкодисперсным веществом. Это вещество, состоящее из мельчайших частиц, вдыхается легкими и попадает в кровеносную систему; частицы содержат токсичную смесь из сажи, сажистого углерода, сульфатов, нитратов и тяжелых металлов, состав которой варьируется в разных местах в зависимости от источников.
Более 90% мирового населения проживает в регионах, не соответствующих руководящим принципам ВОЗ в отношении качества атмосферного воздуха».
Это яркий признак того, что, несмотря на признание права на здоровую окружающую среду более чем в 150 странах, осуществление этих прав, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
«26. Сочетание атмосферного и бытового загрязнения воздуха является одним из факторов, ежегодно приводящих к преждевременной смерти 7 млн человек, в том числе примерно 600 000 детей».
Наибольший ущерб причиняется женщинам, детям, пожилым людям, лицам, живущим в нищете. Особенно уязвимы дети в силу их физиологических и поведенческих особенностей. «Согласно сообщениям, в одной из стран более 400 детей в возрасте до 5 лет погибли в результате отравления свинцом, вызванным тем, что старатели размалывали на дому породу, содержащую свинец, в целях извлечения золота и оставляли свинцовую пыль на полу, по которому ползали дети» (https://www.ohchr.org/Documents/HRBodies/HRCouncil/RegularSession/Session21/A-HRC-21-48_ru.pdf).
Из-за приземного озона ежегодно утрачивается 79−121 млн тонн зерновых культур, что влечет за собой потенциальные нарушения права на питание. Различные загрязнители воздуха являются причиной или одним из факторов подкисления озер и бионакопления ртути в водных пищевых цепочках. Страдают от загрязнителей воздуха леса, пастбища и почвы. Например, кислотные дожди наносят ущерб лесам, а воздействие озона замедляет процесс фотосинтеза во многих растениях. Кроме того, загрязнение воздуха наносит ущерб всей дикой природе – от птиц до амфибий.
Взаимосвязь между загрязнением воздуха и изменением климата
«40. Многие из уже упомянутых видов деятельности, ухудшающих качество воздуха, в значительной степени способствуют и изменению климата (A/HRC/32/23, пункт14). К ним относятся процессы сжигания в секторах энергетики, промышленности, транспорта и обработки отходов, животноводства и использования твердых видов топлива для приготовления пищи и отопления.
Сажистый углерод образуется при неполном сгорании твердого топлива, биотоплива и биомассы. Он является мощным источником мелких частиц и также способствует изменению климата. Кроме того, при осаждении на снег и лед (например, на снежники и ледники) сажистый углерод ускоряет их таяние, вызывая стихийные бедствия и нанося удар по водной безопасности. Это – серьезная проблема для горных регионов, таких как Анды и Гималаи».
К сожалению, предпринимаемые государствами усилия далеко не достаточны для предотвращения возможных катастрофических последствий. В ряде стран практическому применению осмысленных решений препятствуют нехватка потенциала, неадекватность людских и финансовых ресурсов, нерациональное управление и недостаточный уровень верховенства права.
Влияние загрязнения воздуха на осуществление прав человека
«44. Плохое качество воздуха влечет последствия для широкого спектра прав человека, в том числе для прав на жизнь, здоровье, воду, питание, жилище и достаточный жизненный уровень. Кроме того, загрязнение воздуха явно приводит к нарушению права на здоровую и устойчивую окружающую среду. … В 2018 году Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по правам человека заявил, что «не может быть никаких сомнений в том, что все люди имеют право дышать чистым воздухом».
Oбязанности, связанные с обеспечением чистого воздуха, имплицитно предусмотрены в ряде международных договоров по правам человека, включая Всеобщую декларацию прав человека (право на достаточный жизненный уровень), Международный пакт о гражданских и политических правах (право на жизнь) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (право на здоровье). Ущерб, причиняемый сельскохозяйственным культурам вследствие загрязнения воздуха, угрожает праву на питание, а попадание переносимых по воздуху загрязнителей (например, ртути) в водные экосистемы создает угрозу как для права на питание, так и для права на воду. …
Применение правозащитного подхода к рассмотрению вопроса о качестве воздуха заставляет обратить особое внимание на принципы универсальности и недискриминации, согласно которым права человека гарантируются всем людям, включая тех, которые
«57. …Государства обязаны обеспечивать защиту прав человека от экологического ущерба (A/HRC/25/53). Предсказуемые неблагоприятные последствия плохого качества воздуха для осуществления прав человека порождают для государств масштабные обязанности по принятию мер для защиты от этих последствий. В совместном заявлении, сделанном в 2017году, группа экспертов Организации Объединенных Наций отметила, что «подобную угрозу больше нельзя игнорировать. Государства обязаны предотвращать и контролировать воздействие токсичного загрязнения воздуха и обеспечивать защиту от его вредных последствий для прав человека». …
К процедурным обязательствам государств в отношении права дышать чистым воздухом относятся обязанности по развитию просвещения и повышению осведомленности населения; предоставлению доступа к информации; обеспечению свободы выражения мнений, свободы ассоциаций и свободы собраний; упрощению массового участия в оценке предлагаемых проектов, стратегий и природоохранных решений; и по своевременному предоставлению экономически доступных средств правовой защиты.
В соответствии со своими материальными обязательствами государства не должны своими действиями нарушать право населения дышать чистым воздухом; они должны защищать это право от нарушения третьими сторонами, в частности предприятиями, и обеспечить введение, реализацию и практическое применение законов, стратегий и программ по осуществлению этого права. Кроме того, государствам нужно избегать дискриминации и регрессивных мер.
Предусмотрено семь видов деятельности, которые должны осуществляться государствами для обеспечения населению права дышать чистым воздухом: вести мониторинг качества воздуха и воздействия на здоровье человека; производить оценку источников загрязнения воздуха; предоставление публичной отчетности, включая предупреждения, касающиеся здоровья населения; разработать законы, регламенты, стандарты и стратегии, касающиеся качества воздуха; составить планы действий по обеспечению качества воздуха на местном, национальном и, если это необходимо, на региональном уровне; заниматься реализацией плана действий по обеспечению качества воздуха и соблюдать стандарты; и оценивать ход выполнения плана и при необходимости ужесточать его положения, чтобы обеспечивать соблюдение стандартов.
На каждом из этих этапов государство должно принимать меры к тому, чтобы общественность была полностью информирована и имела возможность участвовать в процессах принятия решений. Всегда следует прилагать дополнительные усилия для привлечения женщин, детей и других уязвимых лиц, мнения которых слишком часто не учитываются при выработке экологической политики. Государствам нужно обращать особое внимание на защитников окружающей среды, чья деятельность направлена на защиту права на чистый воздух. …
Государства обязаны «разработать содержательные экологические стандарты, имеющие недискриминационный и нерегрессивный характер или иным образом способствующие уважению, защите и осуществлению прав человека» (A/HRC/37/59, приложение, рамочный принцип 11). ВОЗ опубликовала руководящие принципы относительно качества атмосферного воздуха и воздуха в домохозяйствах, которые должны быть приняты государствами в качестве национальных стандартов, имеющих обязательную силу. Учитывая различия в условиях и потенциалах разных стран, ВОЗ подготовила промежуточные руководящие принципы в отношении содержания твердых частиц в атмосферном воздухе. Основное внимание в этих руководящих принципах уделяется переходу на более чистые виды топлива и технологии для приготовления пищи, отопления и освещения. В настоящее время эти руководящие принципы пересматриваются, поскольку, согласно новым свидетельствам, безопасного уровня воздействия по некоторым загрязнителям воздуха, таким как тонкодисперсные частицы, не существует.
… Ни одно государство не инкорпорировало все руководящие принципы ВОЗ в отношении качества воздуха, и лишь семь государств включили в свое законодательство наиболее строгие требования ВОЗ по содержанию тонкодисперсных частиц. Как ни странно, в 80 государствах вообще не предусмотрено каких-либо стандартов или руководящих положений в отношении качества воздуха. Даже в странах Европейского союза стандарты качества воздуха не соответствуют руководящим принципам ВОЗ. Например, годовой показатель содержания тонкодисперсных частиц в 2,5 раза выше значения, рекомендуемого ВОЗ. При отсутствии жестких стандартов вряд ли возможно обеспечивать соблюдение права дышать чистым воздухом. …
… Государства вольны самостоятельно определять, какие стратегии и программы по обеспечению качества воздуха являются наиболее подходящими для их конкретных обстоятельств. Однако они обязаны в максимальных пределах имеющихся ресурсов (а в некоторых случаях – опираясь на дополнительную международную помощь) принимать конкретные и эффективные меры по предотвращению роста уровня загрязнения воздуха, улучшению качества воздуха и обеспечению права дышать чистым воздухом. Отдельные обязательства, такие как недискриминация и нерегрессивность, подлежат немедленному исполнению. Принцип нерегрессивности означает, что государства не должны смягчать регламенты, стандарты или стратегии в отношении качества воздуха. …
… Природоохранные законы, регламенты и стандарты становятся бесполезными, если они не претворяются в жизнь и не соблюдаются. Государственным учреждениям, ответственным за обеспечение их применения, необходимо выделять достаточные людские и финансовые ресурсы.
Государства обязаны обеспечивать гражданам доступ к средствам правовой защиты в рамках судебных или аналогичных процедур в случаях, когда их право дышать чистым воздухом находится под угрозой или нарушается, либо когда не соблюдаются другие юридические обязательства, касающиеся качества воздуха. В некоторых государствах для обеспечения осуществления и соблюдения норм необходимо принимать меры по укреплению верховенства экологического права».
Обязанности предприятий в отношении качества воздуха
«79. Предприятия обязаны уважать права человека во всех аспектах своей деятельности, тем более что они являются одним из крупных источников загрязнения воздуха. С точки зрения своего потенциального воздействия на качество воздуха предприятия должны соблюдать Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека, а также Принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав ребенка».
Выводы и рекомендации
«112. К числу конкретных мер, которые государствам следует рассматривать в качестве части их национального плана действий по улучшению качества воздуха, относятся:
a) запрещение строительства новых электростанций, работающих на ископаемом топливе, и замена действующих электростанций такого типа возобновляемыми источниками энергии (к 2030 году – в странах с высоким доходом и к 2050 году – в остальных странах);
b) отмена всех остающихся субсидий на ископаемое топливо, кроме программ по использованию СНГ для приготовления пищи;
c) содействие росту распределительных систем производства возобновляемой энергии;
d) сокращение, минимизация или недопущение действий со стороны государства, приводящих к загрязнению воздуха;
e) проведение оценок воздействия на окружающую среду, здоровье и права человека новых проектов, стратегий и планов, способных привести к загрязнению воздуха;
f) распространение информации о наилучших имеющихся технологиях;
g) требование от промышленных предприятий снижения и прекращения выбросов вредных загрязнителей воздуха;
h) требование от нефтегазовой промышленности рекуперации и использования метана и других газов, высвобождаемых в ходе разведки, разработки и производства;
i) уделение приоритетного внимания снижению выбросов из сильно загрязняющих промышленных объектов, таких как коксовые печи, металлургические комбинаты, нефтеперегонные установки, цементные и кирпичные заводы;
j) отказ в выдаче разрешений на создание новых загрязняющих объектов или на загрязняющие виды деятельности в районах с наиболее высоким уровнем атмосферного загрязнения, пока качество воздуха в таких районах не будет соответствовать национальным стандартам и не продолжит соответствовать этим стандартам несмотря на дополнительное загрязнение;
k) обеспечение комплексного подхода к проблемам загрязнения воздуха и изменения климата для извлечения максимальных побочных выгод;
l) поощрение планирования компактных и многофункциональных городских районов;
m) защита и расширение зеленых зон в городах;
n) уделение приоритетного внимания инвестициям в безопасную инфраструктуру для пеших и велосипедных прогулок и в скоростной общественный транспорт по сравнению с инфраструктурой для частных автомобилей;
o) переход на более экологичные транспортные средства путем ужесточения стандартов на выбросы и норм топливной эффективности наряду с ускорением перехода на автомобили с нулевыми выбросами;
p) внедрение строительных кодексов, норм и стандартов, обеспечивающих значительное повышение энергоэффективности зданий;
q) совершенствование системы удаления отходов посредством введения запрета на открытое сжигание мусора, недопущения инсинерации и требования в отношении рекуперации метана на территориях мусорных свалок;
r) принятие законов, стратегий и программ для антистимулирования или запрещения сжигания пожнивных остатков или сельскохозяйственных отходов и оказания фермерам содействия в переходе на более экологичные виды практики;
s) снижение выбросов аммиака из навоза скота и при использовании навоза в качестве удобрения, в частности благодаря переходу преимущественно на корма растительного происхождения;
t) просвещение населения о пагубных последствиях загрязнения воздуха для здоровья и о выгодах от принятия соответствующих решений;
u) использование системы государственных закупок для содействия всем вышеупомянутым мерам.
Все новые или исправленные законы, стандарты, стратегии и программы должны предусматривать участие общественности с уделением особого внимания подключению уязвимых групп населения и общин, страдающих от плохого качества воздуха. Открытые, доступные и эффективные судебные или квазисудебные механизмы имеют ключевое значение для обеспечения правоприменения, подотчетности и средств правовой защиты в случаях, когда право на чистый воздух находится под угрозой или нарушается. …
Правительства, предприятия, международные учреждения и благотворительные фонды должны наращивать усилия по обеспечению доступа к экологически чистой энергии. … Международные финансовые институты (например, Всемирный банк, Международный валютный фонд, Азиатский банк развития и Европейский инвестиционный банк) должны избегать финансирования проектов, которые приведут к значительному росту уровней загрязнения воздуха.
Для выполнения своих обязанностей по соблюдению права человека право дышать чистым воздухом предприятиям следует:
a) принимать все возможные меры для снижения выбросов загрязнителей воздуха из их промышленных объектов и производственно-сбытовых цепочек;
b) прекратить отсрочку отхода от ископаемых видов топлива;
c) использовать те уникальные экономические возможности, которые открываются в связи с возобновляемыми источниками энергии, хранением энергии, энергоэффективностью, экологически чистыми кухонными плитами и системами отопления и освещения и автомобилями с нулевым уровнем выбросов;
d) поощрять и поддерживать усилия по достижению поставленной цели–переходу к незагрязняющей экономике замкнутого цикла».
ИСТОЧНИК:
Сайт экологического общества «Зеленое спасение»