Власть получила по шапке

12.08.2020

Сегодня в Алматы судья Медеуского районного суда №2 Алматы Такен Шакиров вынес приговор – полтора года ограничения свободы Асие Тулесовой. Государственный обвинитель днем ранее затребовал года лишения свободы.

Асию Тулесову ожидаемо признали виновной во вменяемой ей применении насилия и оскорблении представителей власти.

С 10 июня известная общественная деятельница содержалась в следственном изоляторе за то, что сбила фуражку с головы алматинского полицейского, паковавшего в автозак гипотетических участников мирной протестной акции 6 июня, а также назвала доблестных полицейских «гадкими ментами».

Пока Асия Тулесова пребывала в заключении к полицейскому, с чьей головы слетела фуражка, присоединилось еще пять, посчитавших, что обращение Асии «мерзкие, мерзкие менты» непосредственно относится к ним.

Правда, полтора года было вынесено исключительно за фуражку. За пятерку оскорбленных общественной деятельнице предстоит выплатить 20 МРП.

Если отбросить в сторону непосредственную политическую составляющую этого дела, а это не менее 90 процентов, то остается детская обида: ведь всегда было заведено, что полицейские могут бить, калечить, оскорблять, иногда насиловать – и чаще всего безнаказанно (а в случае политического преследования – безнаказанность достигала 100 процентов). И тут вдруг в ответ на полицейское беззаконие кто-то посмел ответить. Пусть никто при этом физически не пострадал, но каковы моральные страдания! Тем более что, как говорил бывший президент Назарбаев: «Вы есть власть! Полицейский на улице – это власть, меня представляет». И тут вдруг власть, представляющая Назарбаева, получила в прямом смысле по шапке – и от кого, от девушки.

Однако, на самом деле в данном случае полицейские интересны меньше всего. Да, Асия Тулесова известна, у нее много сторонников и поклонников, ее поддерживают за рубежом, за процессом наблюдали дипломатические миссии, в конце концов она (а не, допустим начальник ДП Алматы) стала лицом международной кампании против политических репрессий «Стань моим свидетелем». А полицейские так и останутся со своей обидой, возможно, искренне не понимая за что к ним такое отношение в обществе.

Если таким образом Департамент полиции пытался поднять репутацию своего ведомства, то вышло, как обычно, еще хуже. Чего, чего, а уважения к полиции, у которой шестерых сотрудников может «уделать» одна девушка – это вряд ли добавит. Если цель – запугать гражданское общество, которое по определению должно терпеть полицейское насилие, то все зависит от самого общества. Могло еще больше обозлиться.

Но что точно заметно в последнее время, что все больше стражей порядка во время неправомерных действий (санкционированных их начальством) не хотят попадать в объективы видеокамер. Причем, не из-за опасения проблем на работе, там-то как раз все будет нормально… Но им тоже приходится жить в социуме и соприкасаться с людьми не только по службе.