12 февраля с 5 часов утра возле офиса компании начали собраться водители и кондукторы. В 6:30 их собралось около 40 человек.
Из-за забастовки водителей 12 февраля семь посёлков близ Актобе и двенадцать городских маршрутов остались без автобусного сообщения, передает с места событий корреспондент Timeskz.kz.
Речь идёт о маршрутах №№: 8, 8а, 9, 10, 32, 40, 45, 46, 48, 51, 52, 56, 23, 41, 44, 47, 49, 49а.
В поселки Кызылжар, Россовхоз, Акшат, Курайли, Рауан сегодня невозможно добраться на автобусах. Из микрорайона Нур Актобе, где проживает уже не одна тысяча жителей, можно уехать только на автобусе №2, который обслуживает ТОО «Автопарк».
Напомним, в Актобе общественные перевозки осуществляют две организации: ТОО «Пассажирское автотранспортное предприятие» (ПАТП), чей собственник акимат города, и ТОО «Автопарк», которое принадлежит частному лицу.
Пять дней назад водители и кондукторы ТОО «ПАТП» подали коллективное заявление руководству с требованиями повысить заработную плату до 200 тысяч тенге, а также бесплатно выдавать запчасти для автобусов, делать пенсионные отчисления, перевести кондукторов на официальное трудоустройство.
11 февраля они получили ответ – «повысить зарплаты и выполнить другие требования возможности нет».
Тогда водители и кондукторы решились на забастовку.
12 февраля с 5 часов утра возле офиса компании начали собраться водители и кондукторы. В 6:30 их собралось около 40 человек.
К 8 утра людей стало ещё больше, около 70 водителей и кондукторов.
Бастующие рассказали журналистам, что если автобус сломается или водитель заболеет, то ни за простой, ни за время больничного в ТОО «ПАТП» ничего не оплачивают. Водители заявили, что они якобы получают примерно по 3 000 тенге за один рабочий день. В месяц максимально тут можно заработать 70 тысяч тенге.
«В какой стране находится ТОО «ПАТП», не понятно, потому что законы Республики Казахстан тут не работают», – возмущались собравшиеся.
Так, водители утверждают, что их рабочий день длится по 14-15 часов. Доплат за ежедневную переработку свыше 8 часов, работу в праздники и выходные – в организации нет. А в случае поломки запчасти для автобусов они покупают за свой счёт.
– Я возвращаюсь с работы около 23.00 часов, а в 5 утра нужно опять быть на работе, – рассказывает один из бастующих водителей Берик. – Моему младшему ребёнку 4 месяца, когда я к нему подхожу, он даже меня не узнаёт и плачет. Мы не видим ни дома, ни детей, каждый день возим людей по всему городу. Почему у нас такие мизерные зарплаты?
Водители рассказали, как они работают и какие затраты несут.
Так, утром водители, у которых есть личное авто, разогревают их и к 5 утра едут на базу, которая расположена по проспекту Санкибая-10. У многих водителей нет личного автотранспорта, поэтому им приходится заказывать и оплачивать такси за свой счёт.
– Кондукторов нам предприятие не выделяет. Мы нанимаем их, опять же – за свои деньги. Каждый день мы должны сдать в кассу ТОО «ПАТП» план по сборам. К примеру, на автобусе №46 план по сборам составляет 70 тысяч тенге. Ежедневно водители приносят в кассу ТОО «ПАТП» по 1,7 млн тенге. Где эти деньги? Почему у нас настолько низкая зарплата, да и ту мы вовремя не получаем? До сих пор есть водители, которые не получили зарплату за декабрь, а на календаре уже февраль! – возмущаются собравшиеся.
Также бастующие заявили, что их пенсионные отчисления начиная с 2015 года оплачивают не стабильно.
– Тем, кто ходит к администрации и добивается пенсионных отчислений, их делают, но с задержками. Мне, к примеру, последний раз делали пенсионные отчисления в августе 2020 года, – рассказывает водитель Берик. – Из-за отсутствия пенсионных отчислений мы даже не можем получить адресную помощь. Например, я обращаюсь за пособиями, а мне отвечают, что сначала нужно трудоустроиться и полгода поработать. В нашей организации есть мужчины, у которых по 9 детей! Мы любим свою работу, но устали так жить, у каждого кредиты.
Около 7:30 к бастующим приехал заместитель руководителя ТОО «ПАТП» Есбол Сатаев.
Он заявил собравшимся, что все надежды руководства – на субсидирование из бюджета, которое они надеются получить в марте. И отметил, что с 2015 года организация не получала никаких субсидий из бюджета.
– Из 19 маршрутов, которые мы обслуживаем, 11 убыточные. Себестоимость проезда 200 тенге, а мы возим население за 80 тенге. У нас только на горючее ежемесячно уходит по 12 млн тенге. В месяц нам нужно субсидирование в размере 40 млн тенге, – констатирует Есбол Сатаев.
Что касается пенсионных отчислений, замруководителя заявил, что платить их также нечем.
Однако водители не поверили заверениям и обещаниям представителя руководства ТОО «ПАТП» и отказались прекратить забастовку.
Отметим, что к моменту публикации статьи собравшиеся у офиса компании водители и кондукторы не разошлись и продолжают бастовать. Они надеются, что к ним приедет аким города Актобе Асхат Шахаров и поможет решить проблему повышения зарплаты в организации.
ИСТОЧНИК:
TimesKZ
https://timeskz.kz/80441-v-aktobe-bastuyut-voditeli-avtobusov.html