Мунайлинский районный суд Мангистауской области признал Улболсын Турдиеву виновной в “клевете, совершённой публично или с использованием СМИ или сетей телекоммуникаций” (статья 73, пункт 2 кодекса об административных правонарушениях). Судья Алмагуль Дуйсимова назначила активистке 20 суток ареста.
1 февраля в Жанаозене Мангистауской области Шолпан Утекеева была признана виновной в том же нарушении и получила 20-суточный арест после того, как сделала репост в Facebook’е. Турдиевой в качестве нарушения вменялось то, что она написала пост в поддержку Утекеевой.
Выступая на суде Турдиева заявила, что не согласна с выдвинутыми против нее обвинениями.
– Суд во второй раз применил статью 73. Таким образом, меня незаконно осуждают за репост. Это правда, что я написала пост о Шолпан Утекеевой. Шолпан была приговорена к 20 суткам ареста за то, что поделилась на своей странице в Facebook’е постом под названием «Карабет Бокен Жумагали». Я спросила, за что сидит Шолпан, и написала, что ее нужно освободить. Теперь они называют мой пост «клеветой» и хотят посадить на 20 суток, – сказала Улболсын Турдиева.
Ранее начальник Бейнеуского районного отдела полиции Мангистауской области Бокен Жумагали подал в суд на четырех местных активистов за публикацию в соцсетях его фотографии с подписью «Карабет Бокен Жумагали» (“карабет” в переводе с казахского означает “позорник”. – Ред.).
Суд назначил Утекеевой 20 суток ареста и оштрафовал другую активистку, Айгуль Акберды, на 520 000 тенге. Активисты отвергли обвинения и заявили, что их «преследуют по политическим мотивам».
Обвинения в «клевете», по мнению правозащитников, являются в Казахстане одним из наиболее часто используемых механизмов для борьбы с неугодными. В июне прошлого года статья «Клевета» была переведена из уголовного кодекса в кодекс об административных правонарушениях — после многочисленных призывов международных правозащитных организаций декриминализовать клевету. Однако правозащитники назвали такую «декриминализацию» неполной, поскольку и в административном производстве, как и в уголовном, участвует государство, идет преследование от его имени, кроме того, в санкции статьи сохранилась мера наказания в виде лишения свободы, пусть и административного ареста. Правозащитники считают, что дела о клевете должны разбираться исключительно в гражданских судах.
ИСТОЧНИК:
Радио «Азаттык»