В заложниках правовой импотенции

30.01.2020

Власти Казахстана целенаправленно подталкивают некоторых граждан на уголовные правонарушения, устраивая нападения и провокации в отношении журналистов и правозащитников. При этом, не остаются без внимания «государственного ока» и неугодные медиа-ресурсы. Правоохранительные органы в этой ситуации стараются сделать все возможное, чтобы выгородить уголовных правонарушителей.

К таким выводам пришли 29 января участники пресс-конференции в Алматы, посвященной ситуации с расследованием нападений в прошлом году на журналистов, а также с рассмотрением правоохранительными органами заявления Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности по ограничению доступа к интернет-ресурсам.

Кто ищет, тот не всегда найдет

Напомним, 9 мая 2019 года, в преддверии анонсированных запрещенной в Казахстане партии «Демократический выбор Казахстана», казахстанцам был ограничен доступ не только к популярным социальным сетям, но и ко всем мессенджерам, а также к ряду сайтов отечественных СМИ. В числе «блокадников» оказался и веб-ресурсы Бюро по правам человека (КМБПЧ).

В попытке выяснить причину блокировки и ответственных за ограничение доступа казахстанцев к всемирной паутине, Бюро по правам человека обратилось в ряд государственных органов.

Однако, ни одно уполномоченное учреждение не взяло на себя ответственности по данному инциденту. Впрочем, Комитет национальной безопасности РК в своем ответе отметил, что усматривает в произошедшем признаки уголовного правонарушения, в связи с чем направил материалы в адрес Генеральной прокуратуры РК для правовой оценки и определения подследственности.

По прошествии почти двух месяцев данное дело было спущено в Министерство внутренних дел РК, откуда перенаправилось в Департамент полиции города Алматы.

По словам адвоката Инары Масановой, которую наняло КМБПЧ для представления своих интересов, в ходе расследований правонарушений в отношении Бюро по правам человека в последующие 4 месяца каких-либо следственных действий полиция не предпринимала.

Следователь неоднократно прекращал дело или вовсе им не занимался, так как он «не видел состава преступления». За это время также прошло два судебных процесса, в которых судьи встали на сторону «следствия». Нарушений в расследовании не смогла увидеть и прокуратура. Получается, что первый заместитель начальника КНБ РК Шаймарданов видит правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 207 УК РК, а другие органы тщательно стараются это дело замять. Все это наводит на определенные выводы, – резюмировала Масанова.

Директор Казахстанского международного бюро по правам человека Евгений Жовтис не исключает, что нежелание правоохранительных органов расследовать факты ограничения доступа к интернету казахстанцев – явный показатель причастности к этому властей.

Факт блокировки сайта Бюро есть. Он подтверждается и скриншотами, и свидетелями, и публикациями в СМИ. Есть ответы от всех госорганов, что они не причастны к данным блокировкам. Есть ответ провайдера, что никаких технических сбоев в их работе не было, кроме того, что сайт был кем-то заблокирован. Мы подаем заявление о возбуждении дела против неустановленных лиц, которые могут нарушать деятельность информационных сетей. Если неизвестно, кто может заблокировать любой сайт в Казахстане, то, получается, что безопасность нашей страны под угрозой? А нам говорят: «Ничего не произошло! Блокируйте, неизвестные люди!». Получается, что полиция ничего не хочет расследовать по этому делу. Из этого мы делаем вывод, что, наверное, у нее для этого есть причины. Значит, нам надо предполагать, что к этому, прямо или косвенно, имела отношение власть, – заключил Жовтис.

В настоящее время по данному вопросу КМБПЧ подготовило обращение на имя первого заместителя начальника Департамента КНБ Шаймарданова, который усмотрел раннее в блокировках казахстанских СМИ признаки уголовного правонарушения. В своем письме организация обращает внимания на все допущенные в ходе «следствия» нарушения и просит посодействовать началу нормального расследования.

Круговая порука мажет как копоть

В ходе пресс-конференции спикерами была озвучена и ситуация по нападениям на сотрудников радио «Азаттык» в ходе ряда митингов в Казахстане, а также журналистов и сотрудников КМБПЧ во время сорванной пресс-конференции 22 июля прошлого года.

Напомним, 22 июля 2019 года в преддверии пресс-конференции в пресс-центре КМБПЧ о преследованиях женщин, имеющих на руках маленьких детей по подозрению в симпатиях к запрещенному движению «Демократический выбор Казахстана», на которой должны были выступить мать Оксаны Шевчук и ее адвокат Галым Нурпеисов, было совершено нападение на журналистов. Около 20 агрессивно настроенных женщин напали на сотрудников СМИ, Бюро по правам человека и гражданского активиста Мурата Прмагамбетова, в результате чего у журналистов и правозащитников было отобрано и сломано оборудование и сотовые телефоны, а последний был вынужден обратиться за медицинской помощью. Прибывшая по вызову полиция не предприняла никаких мер в отношении нарушителей. При этом, на данной провокации присутствовал участковый полицейский, который фиксировал все происходящие и даже не пытался пресечь противоправные действия женщин.

По факту данного нападения сотрудники КМБПЧ, журналисты Радио «Азаттык» и КазТАГ обратились в правоохранительные органы. Однако, полицейские не спешили расследовать данный инцидент.

Помимо единственного вызова потерпевших и нескольких свидетелей из числа сотрудников КМБПЧ для дачи показаний в сентябре прошлого года, ни одно следственное действие до настоящего времени не было проведено, – заявила на пресс-конференции юрист Бюро Гульмира Куатбекова.

Ее поддержала и Инара Масанова, отметив, что несмотря на то, что по факту данных нападений было заведено уголовное дело по статье «Разбой», правоохранительные органы не спешат привлекать к ответственности нападавших.

Представитель пострадавших журналистов Радио «Азаттык», адвокат Айман Умарова в ходе своего выступления на пресс-конференции обратилась к президенту Касым-Жомарт Токаеву с просьбой взять дело о нападении на журналистов в Алматы и столице под свой контроль.

Я обращаюсь к Касым-Жомарту Кемелевичу. Я обращаются к вам как член НСОД, я обращаюсь к вам как к человеку, как к президенту, чтобы вы взяли на контроль все эти уголовные дела. Это уголовные правонарушения против журналистов. Эти дела подрывают имидж Казахстана, эти дела говорят, что у нас нет свободы слова. Здесь все журналисты были представлены, они все официально оформленные работники СМИ и такое отношение, особенно отношение генеральной прокуратуры, недопустимо!, — заявила Айман Умарова.

По ее мнению, целью правоохранительных органов было продемонстрировать безнаказанность «титушек» и беззащитность гражданского общества.

Я считаю, все действия правоохранительных органов и прокуратуры направлены на то, чтобы показать, что за нападения и угрозы журналистам ничего не будет. Как мы узнали, лица, закрывавшие зонтами камеры журналистов на митинге в Нур-Султане – постоянные статисты правоохранительных органов, некоторые женщины, напавшие на журналистов в Бюро по правам человека, работают в акимате, — подчеркнула она.

В конце пресс-конференции спикеры заявили, что несмотря на противодействие властей и правоохранительных органов намерены довести эти дела до конца.

Нашим правоохранительным органам, прокуратуре и судам не стоит надеяться, что мы прекратим в правом поле добиваться правды. Исчерпав все ресурсы внутри страны, мы обратимся в Комитет ООН по правам человека и эти дела будут выиграны нами. Насколько нужны такие имиджевые потери нашим властям, вопрос остается открытым, – закончил пресс-конференцию Жовтис.

Более подробнее с пресс-конференцией вы можете ознакомиться на видео:


Добавить комментарий