«Арселор Миттал Темиртау» подал в суд на тех, кто защищал права шахтеров во время забастовки в декабре 2017 года. По мнению компании, представители общественных объединений являются лидерами шахтеров, а значит, они и должны отвечать за все грехи работодателя.
АМТ требует признать действия либо бездействие председателей общественных объединений «Шахтерская семья» Натальи Томиловой и «Отраслевой профессиональный союз работников топливно-энергетического комплекса Карагандинской области» Дмитрия Синявского незаконными. Также в качестве ответчика по иску проходит и общественное объединение «Профсоюз металлургов «Жактау».
«Забастовка была инициирована работниками шахт с участием и при поддержке ответчиков. На территории шахты «Казахстанская» 13 и 14 декабря 2017 года они вели призывы к продолжению начатых действий по забастовке, настаиванию на своих требованиях до их достижения, тем самым дестабилизировали работу шахты, препятствовали прекращению начатой незаконной забастовки, переговорам между работодателем и работниками о прекращении забастовки, о выводе людей из шахты», – говорится в исковом заявлении.
Наталья Томилова считает данный иск первой ласточкой. Если суд удовлетворит требования АМТ, то на общественников посыпятся новые обвинения. Томилова не исключает, что в последующем их могут привлечь и к уголовной ответственности. Конечной целью всего этого, как считает общественница, является ликвидация неугодных организаций.
– Их задача – стереть с лица земли наши организации, те организации, которые, по сути, и занимаются правами шахтеров. Мы защищаем их интересы в суде, выигрываем у Арселора миллионные иски, выигрываем дела о признании несчастных случаев на производстве. Тем самым мы портим статистику АМТ. Ведь вся политика компании направлена на то, чтобы скрывать от общественности и от органов несчастные случаи, чтобы у них статистика понижалась с каждым годом. А мы являемся теми организациями, которые все-таки вскрывают эти факты и не дают им этой красочной картины, – считает Томилова.
Также она удивлена тем, что АМТ пытается в исковом заявлении представить ее и Синявского лидерами шахтеров.
– В этом иске нас называют лидерами шахтеров. При том, что у них официальный лидер – профсоюз Миргоязова. Он и сам неоднократно публично заявлял, что он представляет интересы и поддерживает позицию шахтеров в этом споре. Публично признавал себя лидером. А, получается, что по иску лидерами шахтеров оказались мы, – недоумевает Томилова.
Также общественники не понимают, как к ним могут предъявляться какие-то обвинения, если прошедшая забастовка все-таки не была признана незаконной. Тем не менее, они готовятся к предстоящему процессу и считают, что он будет серьезным и громким.
– Сейчас мы готовы принять любую юридическую помощь. Были ведь случаи, когда правозащитников сажали без доказательной базы. Но проблема в том, что в карагандинском регионе мало кто из адвокатов хочет связываться с «АрселорМиттал Темиртау». Поэтому мы надеемся на поддержку и со стороны общественности, – заключила Наталья Томилова.
Первое досудебное заседание по иску АМТ назначено на 13 февраля на 11:40.
Напомним, это не первое заявление, которое было подано против общественных объединений «Шахтерская семья» и «Отраслевой профессиональный союз работников топливно-энергетического комплекса Карагандинской области».
В конце прошлого года, в разгар трудового противостояния председатель профсоюза угольщиков «Коргау» Марат Миргоязов написал кляузу на имя прокурора города Шахтинска Сарсенбая Жаппарова, в которой просил привлечь к административной и уголовной ответственности Наталью Томилову и Дмитрия Синявского. Однако после того как шахтеры пригрозили профбоссу массовым выходом из его организации, он был вынужден пойти на попятную и забрать заявление.
Следом в ОВД Шахтинска поступило другое заявление от охранников одной из шахт АМТ. В нем бодигарды обвиняли Томилову в мелком хулиганстве. Однако полиция, видимо, из-за отсутствия доказательной базы не стала предпринимать никаких действий в отношении общественницы.
Также в «Шахтерской семье» сообщили, что к ним уже обратились четыре горняка, которые остались без работы сразу после забастовки.
Все эти действия явно расходятся с заявлениями прокурора города Шахтинска Карагандинской области о том, что никто из участников забастовки не будет преследоваться.