Освобождение Джакишева и годовщина президентства Токаева

20.03.2020

Постановление городского суда Семея о применении к Мухтару Джакишеву, отбывавшему свой 14-летний срок в местной исправительной колонии, было вынесено 2 марта. По закону такие судебные решения вступают в силу не сразу, а через 14 дней после вынесения, на протяжении которых прокуратура может опротестовать освободительное постановление в вышестоящем суде. Поскольку в данном случае такого протеста не последовало до конца дня 16.03, он должен был выйти на свободу утром 17.03, однако ещё накануне из Семейского горсуда последовало разъяснение о том, что Джакишева выпустят 19-го, что в конце концов и было исполнено.

Понятно, что два лишних дня после без малого 11-ти лет, проведенных Мухтаром Джакишевым в заточении, едва ли имеют для него большое значение. Некоторое значение эти два лишних дня могли иметь, как нам представляется, в плане личного пиара действующего президента РК Касым-Жомарта Токаева и прежнего президента Нурсултана Назарбаева. Если исходить из предположения о том, что решение выпустить Джакишева на УДО принималось отнюдь не на уровне городского или областного суда, а никак не ниже Ак-орды и так называемой библиотеки, то есть это было совместное решение двух прездиентов-дуумвиров.

Напомним, что формальная передача власти Токаеву от Назарбаева, сохранившего при этом председательство в максимально усиленном Совете безопасности РК и в правящей партии «Нур Отан», произошла в прошлом году именно 19 марта. Преследование же и длительное удерживание Мухтара Джакишева в заточении с неоднократными отказами ему в выходе на УДО или по болезни многие считали проявлением личной мести со стороны Назарбаева. В этом плане совмещение выхода Джакишева с первой годовщиной передачи власти от Назарбаева к Токаеву выглядит весьма креативно со стороны обоих дуумвиров.

Такое решение можно лишь приветствовать – и конечно же, не только и даже не столько его «датский» аспект, сколько само по себе, ибо свобода всяко лучше несвободы, особенно если человек был лишён свободы не за реальное преступление, а по политическим мотивам и с бесчисленными нарушениями законности. В идеале таких посадок вообще не должно быть, а если такое всё-таки было, то выходить на свободу жертвы политических репрессий должны после справедливого пересмотра приговора и с полной реабилитацией. Однако в наших условиях мы всегда приветствуем выход политзэка хотя бы даже и на УДО.

В этом плане следует напомнить о том, что в списке казахстанских политзэков, освобождения которых годами добиваются казахстанские и международные правозащитники, Мухтар Джакишев был вторым по стажу пребывания за решёткой. Арестованный весной 2009 года и осуждённый на 14 лет, он вышел на свободу весной 2020-го. Первым же по такому стажу в вышеназванном списке является поэт и публицист Арон Атабек, арестованный летом 2006-го и осуждённый на 16 лет тюрьмы. Было бы очень неплохо, если бы 2020 год принёс бы свободу и ему, благо для применения к нему УДО оснований более чем достаточно, была бы на то политическая воля.

А если для освобождения Атабека нужна красивая символическая дата, не уступающая по красоте и символичности дате освобождения Джакишева в день первой годовщины президентского транзита, то вот вам такая дата. С 2006 года в Казахстане официально празднуют день рождения первого президента РК Нурсултана Назарбаева как День столицы, называемой в те годы  Астаной, а на следующий день после прошлогоднего транзита получившей имя Нур-Султан. А те столкновения жителей алматинского окраинного микрорайона «Шанырак» с полицией, за участие в которых Арон Атабек получил свои 16 лет, произошли 14 июля того самого 2006 года.

По-моему, совмещение двух июльских дат напрашивается само. Но это по-моему, а как оно по по-ихнему, если говорить о тех, кто принимает политические решения по таким делам?


Добавить комментарий