Служители Фемиды посчитали, что вина подсудимых не была доказана в полной мере и освободили их в зале суда.
Напомним, приговор четырем сотрудникам отдела полиции – Руслану Есанову, Марату Темиргалиеву, Дастану Ходжибаеву и Асылбеку Таласбаеву был вынесен 6 сентября этого года. Их обвинили в совершении уголовного преступления, предусмотренного статьей 146 УК РК – «Умышленное причинение физических и психических страданий, совершенное следователем в группе лиц по предварительному сговору, с целью получить от пытаемого признания».
Первая судебная инстанция установила, что капитан полиции Руслан Есанов, будучи заместителем начальника отдела полиции № 4 Алматинского района УП города Актобе, 25 января с 18.40 до 22.40 в группе лиц по предварительному сговору с оперуполномоченными, капитаном полиции Маратом Темиргалиевым, старшим лейтенантом полиции Дастаном Ходжибаевым, лейтенантом полиции Асылбеком Таласбаевым совершил уголовное преступление против конституционных прав и свобод человека. Полицейские хотели, чтобы признанный виновным в неповиновении сотрудникам полиции и мелком хулиганстве Руслан Кульмухамбетов признался в других эпизодах краж, которые он, по версии обвинения, не совершал.
Задержанный мужчина отказался признавать вину, в ответ полицейские стали избивать его, надевая пакет на голову и оказывали на него психологическое давление.
В свою очередь и обвиняемые в пятках не признали своей вины, однако суд приговорил Руслана Есанова и Марата Темиргалиева к пяти годам колонии, а Асылбека Таласбаева и Дастана Ходжибаева к четырем. Также бывших полицейских лишили званий, наград, запретили занимать должности в правоохранительных органах сроком на три года и обязали возместить потерпевшему моральный вред в размере 500 000 тенге.
Посадка стражей порядка произошла благодаря тому, что пострадавший обратился в Актюбинский филиал Бюро по правам человека. В свою очередь Коалиция НПО Казахстана против пыток наняла Руслану Кульмуханбетову адвоката.
Однако, служители правопорядка, проведя около двух месяцев в следственном изоляторе, смогли обжаловать решение. 28 октября апелляционной коллегией Актюбинского областного суда под председательством Кайырбека Елемесова они были освобождены из-под стражи сразу же после оглашения решения.
Согласно постановлению суда, вновь проведенные через полгода экспертизы не обнаружили следов побоев на Кульмухамбетове и явились полностью реабилитирующими основаниями для полицейских.
— Эксперты, проверившие обстоятельства дела, считают, что телесные повреждения потерпевший Руслан Кульмухамбетов мог получить в другое время. Потерпевший в своих показаниях указал части тела, куда якобы били его полицейские, однако следов побоев на указанной части тела не было. Потерпевший Кульмухамбетов находился в изоляторе временного содержания в связи с административным правонарушением с 18 по 25 января 2019 года. Перед освобождением из изолятора он проходил медицинское обследование. Он не жаловался на состояние здоровья, — заявила защитник осужденных.
Иного мнения придерживается сам потерпевший. По словам адвоката мужчины Станислава Никифорова, Кульмухамбетов воспринял оправдательный приговор с недоумением.
Со слов самого Кульмуханбетова, освобождение сотрудников полиции из-под стражи поставило под угрозу его личную жизнь, поскольку он является «подучетником» и, возможно, теперь оперативные сотрудники будут выслеживать его из-за мести. Кульмухамбетов уверяет, что ему нечего терять и он готов пойти на крайние меры, вплоть до публичного акта самоубийства.
В настоящее время потерпевшая сторона намерена обжаловать решение апелляционной коллегией Актюбинского областного суда в кассационном порядке судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РК.
На этом фоне показательно смотрится завершившийся суд над актюбинской гражданской активисткой Карлыгаш Асановой. Как раз в этом случае якобы полученный укол в мягкое место стал основанием для полутора лет ограничения свободы. И здесь все понятно: страдания чувствительного майора полиции Бакытбека Сыдыкбаева несоизмеримы со страданиями гражданского лица, а укол в «пятую точку» (подтвержденный исключительно словами «пострадавшего») – это, конечно, не кулаки…