Атеист Харламов давно на свободе, но дело в отношении него живет своей жизнью

02.02.2015


Освобожденный в сентябре 2013 года из заключения риддерский журналист и правозащитник Александр Харламов, обвиненный в разжигании религиозной розни, пребывает на свободе. Однако дело его не закрыто, сам он находится под подпиской о невыезде, а следствие за весь этот период так и не смогло подыскать ему новую статью обвинения.

 

Дело Александра Харламова вызвало недоумение и возмущение не только внутри страны, но и за рубежом. В течение всего этого времени ряд международных правозащитных организаций и власти США неоднократно требовали от Казахстана прекратить преследования А.Харламова, также его дело поднималось на уровне Комитета ООН по правам человека. Даже религиозные ассоциации выступали в защиту своего идейного оппонента.

 

По версии следствия, руководитель правозащитной организации «Секрет-Сервис» Александр Харламов распространял в интернете написанные им религиозные материалы. В материалах следствия говорится, что «Александр Харламов был изобличен в совершении своих преступных действий, путем обнаружения и изъятия с его блога в интернете текстов на религиозные темы».

 

В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого говорится, что «в неустановленный следствием период Харламов А.М., изучив мировые религии, такие как христианство, ислам, иудаизм и буддизм, дал свое толкование религиозной системе… Харламов А.М. понимая, что его мнение является кардинально противоположным с мнением и верой большинства религиозных людей и его действия могут привлечь возникновение отрицательных последствий в виде религиозной вражды и розни, а также приведет к формированию отрицательного отношения к религиям у людей, что будет способствовать конфликту между людьми, решил опубликовать свои «труды». Александр Харламов разместил свои публикации в СМИ, что, по мнению следователя, могло «изменить мышление и поведение у определенной категории населения».

 

По делу Харламова было проведено целых три экспертизы: первая и вторая (государственные) признали, что отдельные публикации Харламова имеют негативные сведения, направленные на возбуждение религиозной розни. Однако же обе не нашли призывов к насильственным действиям в отношении других лиц или религиозных общин. Проведенная независимая экспертиза не обнаружила в текстах А.Харламова вообще каких-либо признаков возбуждения религиозной вражды и розни, однако суд не принял ее во внимание.

 

Последний суд 13 августа 2013, прошедший в Риддере, вынес промежуточное решение: удовлетворить ходатайство прокуратуры – о возвращении уголовного дела на дополнительное расследование по мотивам необходимости изменения обвинения по вновь открывшимся обстоятельствам и предъявлении нового обвинения. После чего прокуратура ушла в спячку.

 

Чем сейчас живет Александр Харламов рассказал он сам во время небольшого брифинга для журналистов в Алматы в пресс-центре Бюро по правам человека:

 

 – Я нахожусь в статусе вечного обвиняемого, подсудимого вот уже около полутора лет. Не знаю, что они там надоследовали и нарасследовали, поскольку я неоднократно подавал ходатайства своему следователю, чтобы меня ознакомили с материалами дела, однако они ссылаются «где-то у них ремонт», то нет доступа к ним, – рассказывает правозащитник. – Потом в начале 2014, и потом осенью, я подавал ходатайство о назначении еще одной  – независимой комплексной судебной филологической экспертизы. Но однако никто ничего не направлял, все это так и лежит под сукном.

 

 

 

О нелепости и незаконности ситуации высказался и казахстанский правозащитник Евгений Жовтис:

 

«С моей точки зрения данная ситуация с Харламовым не соответствует ряду положений действующего уголовно-процессуального законодательства. Во-первых, все дела должны расследоваться в разумные сроки. Во-вторых, согласно статье 192 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан срок досудебного расследования составляет два месяца. Срок может быть продлен прокурором на разумный срок, но не более чем до трех месяцев, а при особой сложности дела или при решении вопроса о направлении материалов уголовного дела в иностранное государство для продолжения уголовного преследования – прокурором области и приравненным к нему прокурором и их заместителями на разумный срок, но не более чем до двенадцати месяцев. А дальше только в исключительных случаях Генеральным прокурором или его заместителями и тоже не бесконечно. Я не вижу в этом деле никакой сложности и никакой необходимости продления сроков досудебного расследования. Человек не может вечно находиться в положении подозреваемого или обвиняемого и быть ограничен в свободе передвижения».

 

Александр Харламов вспомнил, что когда он задавал вопросы первым экспертам, нашедшим у него «негативные сведения», что такое религия, что такое атеизм – «они не могли дать объективный ответ».

 

Даже находясь в таком непонятном статусе, Александр Харламов не теряет присутствия духа: он продолжает оказывать правовую помощь горожанам, продолжает публиковаться в региональной прессе и даже презентовал свою небольшую книгу. Надо сказать, что и местные органы теперь не препятствуют его деятельности, разве что для выезда за пределы области нужно получать разрешение в полиции. Но, возможно, таким образом новый следователь и надеется накопать что-нибудь, для предъявления новых обвинений? Что же касается старых обидчиков – прокурора и следователя, заваривших всю эту некрасивую кашу, – то их разбросали по разным районам.

 

 – Я утверждаю, что только атеизм, научное мировоззрение должно объединять всех людей, все человечество, весь мир. Мировоззрение, основанное не на мифах, а на научном миропонимании, – повторил перед журналистами Александр Харламов свои «крамольные мысли», за которые его ранее и привлекла к ответственности «новая инквизиция». И вновь он назвал Иисуса «реальной персоной» и «гениальным иудейским философом», за которого вступился прежний прокурор.

 

И хотя сам Александр Харламов с глубочайшим пиететом относится к заповедям Иисуса, своих обидчиков он прощать не намерен, и считает, что подобно «первому правозащитнику» – Христу – сперва он сам должен отстоять свои права, а затем уже привлечь к ответственности тех, кто создал для Казахстана очередной дичайший прецедент, выставивший на посмешище всю страну вместе с ее правовой системой.

Андрей ГРИШИН, журналист КМБПЧиСЗ (фото автора)


Добавить комментарий