КМБПЧ – Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности
  • Главная
  • >
  • Ведутся «профилактические работы»: дюжину сотрудников колонии судят за пытки

Ведутся «профилактические работы»: дюжину сотрудников колонии судят за пытки

08.08.2024

В Кокшетау началось судебное разбирательство в отношении сотрудников колонии, пытавших новоприбывших по этапу, в том числе узника совести Тимура Данебаева.

6 августа в Специализированном межрайонном суде по уголовным делам Акмолинской области (г.Кокшетау) в онлайн режиме началось судебное разбирательство по существу в отношении двенадцати бывших сотрудников колонии Атбасара.

Их обвиняют в применении пыток к заключенным, в том числе к политзеку Тимуру Данебаеву. И очевидно, как зачастую происходит, истязания остались бы без наказания, если бы не видеозаписи, зафиксировавшие бесчеловечные методы работников КУИС, и каким-то чудом попавшие в сеть. Только после этого прокуратура прозрела и начала раскачивать маховик следствия, приведшее на скамью подсудимых дюжину спецсотрудников.

Потерпевшими по делу, возбужденному по статье «пытки», проходит сорок один человек.

Судебный процесс проходит с участием присяжных заседателей под председательствованием судьи Галыма Кайшибекова. В качестве наблюдателя на процессе находится правозащитник Александр Данчев.

Начало слушания задержалось на полчаса в связи с процедурой устанавливания личностей потерпевших, раскиданных по пяти разным учреждениям пенитенциарной системы (только трое из них изъявили желание лично присутствовать на судебных заседаниях). Однако и здесь техника дала сбой: к судебному заседания могли подключиться три колонии из пяти, при том что одно из подключенных не смогло обеспечить присутствие потерпевших. Даже присутствовавший онлайн представитель колонии не смог объяснить причину неявки. На что судья посулил ему жалобу о воспрепятствовании суду в адрес начальника учреждения. И пусть дальше с ним разбирается прокуратура.

Хотя и судебный орган не мог похвастать качеством связи: периодически пропадал звук, и о чем вещал судья можно было только догадываться.

Представитель прокуратуры зачитал обвинительный акт, откуда следует:

«В ночь с 21 на 22 августа 2023 года в колонию прибыл этап с 44 осужденными. Сотрудники учреждения задались умыслом по запугиванию и в дальнейшем применили пытки. 24 августа сотрудник учреждения Саутбеков собрал осужденных и сообщил о необходимости проведения профилактической работы…». В дальнейшей своей речи надзорник поведал о том, что пытки стали ответом на отказ осужденных мыть унитазы в санузле. К отказникам применяли спецсредства – а именно избивали резиновой дубинкой.

Отдельно в обвинительном акте вспомнили про политосужденного Тимура Данебаева.

«Осужденный Данебаев так же после отказа мытья унитазов был подвергнут дважды применению спецсредств. Сотрудники учреждения повалили его на пол, держали за руки и ноги. Палкой резиновой в первый раз ему было нанесено 5 ударов в область ягодиц. После повторного отказа от мытья унитазов, его снова повалили на пол и нанесли 4 удара в область ягодиц. После этого, Данебаев, находясь в состоянии страха начал мыть унитаз. Сотрудники учреждения, достигнув своей цели, прекратили избиения» – следует из обвинительного акта.

По процедуре судья обратился к подсудимым с вопросом о признании вины и выдвинутым гражданским искам. Ни один вины за собой не признал.

Позже, не предоставив адвокатам возможности подготовки к допросу свидетелей, суд решил перейти к допросу первого пострадавшего. И тут выяснилось, что у того нет перед собой клятвы говорить только правду и он не давал расписку об ответственности о ложном свидетельствовании. Так что пришлось отложить слушание до 20 августа. Помимо этого, судья предложил другим потерпевшим, кто хочет присутствовать в зале суда, подать ходатайства об этапировании.

Пытки в казахстанских колониях и следственных изоляторах – более чем распространенные явление. И лишь немногие из преступников оказываются на скамье подсудимых. Как правило, дела по применению пыток возбуждаются лишь в случае наличия видеодоказательств (как это было в колонии Атбасара), либо пытки должны привести к летальному исходу или тяжелым последствиям для пострадавшим.