Права человека и гражданские свободы как первые жертвы возможной горячей войны и давно идущей войны с несогласными внутри страны.
В соседней с нами России сегодняшний день уже назвали последним довоенным и первым предвоенным (см. утренний эфир Александра Плющева и Татьяны Фельгенгауэр на «Эхе Москвы» от 21.04). Предвоенным сегодняшний день выглядит по двум причинам, одна из которых связана с назначенным на 12:00 оглашением ежегодного послания Путина, а другая – с назначенными на 19:00 митингами в защиту политзаключённого Алексея Навального, вот уже более двадцати дней держащего голодовку в колонии и в тюремном госпитале.
Российский публицист Игорь Яковенко обозначил сегодняшний день как момент столкновения двух посланий – путинского послания из бункера и общественного послания на площадях российских городов.
Послание народу из бункера и послание народа с площадей
При этом две посылающие друг друга стороны находятся отнюдь не в равном положении: протестующие никак не могут помешать обитателю бункера огласить своё послание, в то время как путинские силовики наверняка постараются с самого утра перекрыть протестующим любую возможность выйти на площадь. Наверняка весь световой день до начала митингов будут производиться превентивные задержания гражданских активистов, а район Манежной площади в Москве и Дворцовой площади в Петербурге будет загодя оцеплен полицией, ОПОНом и Росгвардией, чтобы никто не мог попасть на площадь. В Москве могут перекрыть весь центр внутри Бульварного или Садового колец, а в Питере могут внепланово развести мосты над Невой и всеми её рукавами.
А чтобы пришедшие на митинги, но физически отсечённые от назначенных мест их проведения люди не митинговали с внешней стороны оцепления, их будут массово задерживать прямо там и паковать в автозаки. У нас в Алматы, Астане и других городах такое было без одного месяца пять лет назад в ходе срыва земельных протестов 21 мая 2016 года.
Но если до начала митингов ещё остаётся несколько часов и мы пока можем только гадать о том, как именно власти будут им препятствовать, то другие карательные меры против сторонников Навального уже приняты. Прокуратура Москвы обратилась в Мосгорсуд с иском о признании Фонда борьбы с коррупцией (ФБК), более года назад уже признанного иностранным агентом, теперь уже экстремистской организацией. И в Мосгорсуде назначена дата начала судебного заседания – понедельник 26 апреля, при этом материалы дела заранее объявлены секретными.
Что ж, и это нам тоже знакомо: три года и один месяц назад, 13 марта 2018 года Есильский районный суд Астаны рассмотрел иск Генпрокуратуры РК о признании экстремистским общественного объединения “Демократический выбор Казахстана”, причём рассмотрел его без участия обвиняемой стороны – и вынес решение о фактическом запрете “Демвыбора”. И на этом основании людей уже три года массово сажают по 405-й статье за реальную или воображаемую принадлежность к ДВК, а нередко и за простое высказывание в его поддержку. То же самое теперь ждёт и россиян, поддерживающих Алексея Навального.
Полтораста тысяч военных собраны на границе:
будет ли отдан приказ наступать?
При отсутствии каких-либо сведений о содержании уже написанного, но ещё не зачитанного послания российские эксперты высказывают предположения о том, что оно может оказаться бюрократически рутинным, а может и напротив – запредельно сенсационным. Имеется в виду такой вариант, что в сегодняшнем послании Путин заявит о признании Россией государственной независимости пока ещё непризнанных территориальных образований ДНР и ЛНР. Или ещё круче: о немедленном проведении в этих анклавах референдумов о вхождении в РФ с последующим принятием их в состав России.
Вслед за этим может последовать прямая агрессия российских войск против независимой Украины. Не зря же последние две недели к границе Украины массово стягивали войска из всех военных округов – сначала 40 тысяч, затем 80 тысяч, а недавно стало 150 тысяч. Трудно поверить, что это простая демонстрация силы, а не подготовка к прямой агрессии.
На эту страшную мысль наводит, кроме всего прочего, ещё и такая информация: на 22 апреля назначено пленарное заседание Государственной думы, а на 23 апреля – Совета федерации. Повестка дня заседаний обеих палат Федерального собрания не оглашается, известно лишь проговорка главы Совфеда мадам Матвиенко о том, что возглавляемый ею орган соберётся для выполнения поручений главы государства.
Всё это наводит российских экспертов на мысль о том, что на предстоящих заседаниях обеих палат депутаты предоставят Путину чрезвычайные полномочия по использованию вооружённых сил за пределами России. Где именно и против кого – достаточно очевидно на фоне недавних передвижений российских войск.
Дай бог, чтобы эти прогнозы не сбылись, однако пока мы не знаем того, что узнаем к концу дня или через несколько дней, обсуждать их можно и нужно, в том числе и с литературными цитатами.
Не дай вам бог дожить до этого
Очень давно, в конце 80-х годов прошлого века, в Новосибирском академгородке существовала вокальная группа «Амиго» (между прочим, именно в ней начинали знаменитые впоследствии Янка Дягилева и Татьяна Лазарева). В её репертуаре которой была песня «Ведьмино отродье», текст которой я хочу воспроизвести – и прошу читателя обратить особое внимание на то, как первая и последняя строчки припева варьируются после каждого из куплетов.
«Ведьмино отродье поселилось в них, –
Пастырь нам сказал, – да ну, да эй!»
Сколько мы проклятий слышали таких –
Бей!
Не дай нам бог сомненьем мучиться,
Когда пойдём на НИХ войной…
«Ведьмино отродье поселилось в вас, –
Пастырь нам сказал, – да ну, да эй!»
Что ж, идти на братьев нам не в первый раз –
Бей!
Не дай нам бог глазами встретиться,
Когда пойдём на ВАС войной!
«Ведьмино отродье поселилось в нас, –
Пастырь нам сказал, – да ну, да эй!»
Сам себе верёвку каждый про запас
Свей!
Не дай нам бог дожить до этого,
Когда пойдём на НАС войной!
Сегодня в России актуальны все три варианта: на них, на вас и на нас. Причём война имеется в виду как внешняя агрессия против независимой Украины, так и внутри страны война против собственного народа. Права человека и гражданские свободы становятся, уже стали и ещё не раз станут жертвами этой войны.