Пикет у здания посольства Казахстана в Берлине в поддержку арестованных в этой центральноазиатской стране уроженцев Чечни и Ингушетии прошел 6 июля, передает Северо-Кавказская редакция Азаттыка.
Среди участников акции были родственники 51-летнего гражданина Казахстана, этнического чеченца Расула Джамалдиева. Ранее его жена, а также источник в спецслужбах Казахстана сообщили Северо-Кавказской редакции Азаттыка, что Джамалдиев столкнулся с пытками в СИЗО департамента комитета национальной безопасности.
Собравшиеся держали в руках плакаты с фотографиями Джамалдиева и фамилиями других задержанных. Они потребовали от властей Казахстана прекратить пытки в отношении уроженцев Чечни и Ингушетии.
«Акция призвана обратить внимание на бесчеловечные пытки, применяемые к чеченцам в Казахстане, и нарушения прав человека», — заявил Северо-Кавказской редакции Азаттыка организатор пикета и руководитель «Немецко-кавказского общества» Экехард Маас.
Маас говорит, что отправил письмо на имя президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, призвав Токаева «взять под личный контроль ситуацию с Джамалдиевым и другими задержанными».
«Подобное обращение с человеком, даже виновным в совершении каких-либо преступлений, является средневековым варварством, которое дискредитирует не только конкретную спецслужбу, чьи сотрудники занимаются этим, но также бросает тень на любое цивилизованное государство», — говорится в письме на имя Токаева, копия которого есть в распоряжении Северо-Кавказской редакции Азаттыка.
По словам собеседника, участники акции пытались вручить письмо сотрудникам посольства Казахстана в Берлине, но к ним так никто и не вышел.
Ранее Северо-Кавказская редакция Азаттыка сообщила, что сотрудники департамента комитета национальной безопасности Казахстана по Алматы задержали шестерых уроженцев Чечни и двух уроженцев Ингушетии. Их родственники утверждают, что им подбросили оружие, а теперь пытаются под пытками добиться признания в несовершённых преступлениях. Жена Джамалдиева Наталья Вытнова рассказала редакции, что во время встречи с находящимся под арестом мужем видела следы пыток на его теле. Информацию о задержании Джамалдиева также подтвердила юрист Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Анна Смирнова.
Корреспондент Северо-Кавказской редакции Азаттыка связался с пресс-службой комитета национальной безопасности Казахстана. В ведомстве заявили, что не могут ответить на вопросы по телефону, и предложили прислать официальный запрос. Редакция направила запрос в КНБ 1 июля, на момент публикации ответ на запрос не получен.
В то же время два независимых друг от друга источника, непосредственно связанных с делом Джамалдиева, подтвердили, что после проведённой после жалоб проверки в Казахстане возбуждено уголовное дело по статье «Пытки».
Международные правозащитные организации отмечают, что пытки в местах заключения в Казахстане — распространенная и в основном безнаказанная практика. Amnesty International заявила в отчете за 2020 года, что «пытки и другие виды жестокого обращения по-прежнему повсеместно применялись в пенитенциарных учреждениях» Казахстана и «за редкими исключениями власти не проводили беспристрастных, независимых и эффективных расследований таких инцидентов». В ежегодном отчете Государственного департамента США о ситуации с правами человека в Казахстане за 2020 год говорится, что «случаи привлечения к ответственности сотрудников колоний за пытки были редки и к ним часто применялись мягкие наказания», а «определение пыток в национальном законодательстве не соответствует определению пыток в Конвенции ООН против пыток».
ИСТОЧНИК:
Радио «Азаттык»