Старейший казахстанский политузник умер после пятнадцати лет заключения и полутора месяцев на свободе.
24 ноября в Алматы на 69-м году жизни скончался поэт и диссидент Арон Атабек, полтора месяца назад освобожденный из тюрьмы по болезни после 15 лет заключения. Тяжёлая болезнь, а точнее целый букет заболеваний, приобретённых в долгом заточении, догнали его уже на свободе. Большую часть оставшихся ему после выхода на свободу 55-ти дней жизни Атабек провёл на больничной койке, в связи с чем многие из сочувствовавших ему и приветствовавших его освобождение высказывали мнение о том, что правящий режим пошёл на облегчение участи старейшего из своих узников только тогда, когда уверился в его обречённости. Иначе говоря, Арона выпустили умирать, что вскоре и произошло.
Арон Едигеев, в ранней юности взявший литературный псевдоним Атабек, вступил на путь политической борьбы на рубеже 80-х и 90-х годов прошлого века. В конце 1989 года он основал неформальное объединение «Жеруйык», а в мае 1990-го объявил о создании партии национальной независимости «Алаш», которая позиционировала себя как продолжатель исторической партии «Алаш», созданной в начале ХХ века выдающимися казахскими интеллектуалами и разгромленной советской властью после завершения Гражданской войны. Практически все лидеры и активисты того первого «Алаша» были физически уничтожены в ходе Большого террора, полвека спустя реабилитированы в годы горбачёвской перестройки, а после обретения Казахстаном государственной независимости официально канонизированы.
Парадоксальным образом в первый же месяц независимости Казахстана автор современного ремейка партии «Алаш» оказался под угрозой ареста и в эмиграции. В середине 90-х годов Арон Атабек вернулся на родину, где прожил около десяти лет вне политической деятельности. В таком состоянии он мог бы прожить ещё многие годы и спокойно встретить старость, если бы не одно событие лета 2006 года, прогремевшее на всю страны и переломившее жизнь многих людей, включая и Арона Атабека.
В июле 2006 года алматинские власти одномоментно снесли несколько сотен домов жителей поселкового микрорайона «Бакай» на северо-восточной окраине Алматы и приготовились сделать то же самое в таком же, но более крупном микрорайоне «Шанырак» на северо-западной окраине мегаполиса. Жители «Шанырака» встали на защиту своих домов и оказали сопротивление силовикам. Накануне силового противостояния Арон Атабек приехал в «Шанырак», чтобы оказать моральную поддержку его жителям и удержать их от крайностей, что и пытался делать даже в тот момент, когда обезумевшая толпа захватила в заложники одного из полицейских и облила его бензином. Пытаясь спасти этого человека, Атабек сбивал с него пламя, но было уже поздно.
Подавив сопротивление жителей «Шанырака» и подвергнув репрессиям большое число участников столкновения, власти всё же отказались от планов сноса домов и узаконили проживание людей в этой местной. В отношении же Арона Атабека правящий режим воспользовался случаем расправиться с ним, в том числе и припомнив ему конфликт с системой начал 90-х. На следующий день после шаныракских событий Атабек был задержан, затем арестован и после полутора лет следствия и судебного процесса был осуждён на 18 лет лишения свободы за якобы организацию убийства полицейского, которого на самом деле пытался спасти. В общей сложности он провёл в следственной изоляторе, колониях и тюрьмах 15 лет и два с половиной месяца, потеряв за эти годы здоровье и став инвалидом. Как уже говорилось выше, 1 октября этого года Атабек был неожиданно освобождён по статье «замена неотбытой части срока более мягким видом наказания».
Практически сразу после осуждения Арона Атабека казахстанские и международные правозащитные организации признали его политическим заключённым и призвали к справедливому пересмотру его дела. Все последующие годы это требование неоднократно включали во все правозащитные обращения, но возымели действие эти призывы лишь теперь. Мы же вместе со всеми, кто все эти годы сочувствовал репрессированному поэту и гражданину и добивался его освобождения, скорбим о смерти Арона Атабека и выражаем соболезнование родным и близким покойного.
Скорбим и будем помнить.