Обещанного 33 года ждут

01.07.2020

В этой истории нет ничего нового и в нашем городе произошло уже множество: работники акимата г. Уральска незаконно исключают граждан, относящихся к социально уязвимым слоям населения, из очереди на получение жилища. Как правило, это граждане, которые отстояли в очереди не один десяток лет и вдруг были исключены из списков очередников под различными предлогами, которые придумывают акиматчики.

С такой проблемой обратилась в филиал Бюро по правам человека жительница города по имени Галина по вопросу нарушения ее права на получение жилища из государственного жилищного фонда.

Женщину поставили на учет в льготную очередь (неполные семьи) на улучшение жилищных условий в начале 1987 года на основании решения исполкома Уральского городского Совета народных депутатов, что подтверждается официальным письменным уведомлением за подписью заместителя председателя исполкома Уральского городского Совета народных депутатов.

На момент постановки на ее очередь была установлена под номером «139». Далее она ежегодно отмечалась и обновляла сведения. И в таком режиме она находится вот уже 32 года. В декабре 2018 года Галину вдруг уведомили в отделе ЖКХ, что из очереди ее исключили на основании постановления акимата на основании п.п.4 п.1 ст. 73 закона РК «О жилищных отношениях», т.е. якобы в связи с получением земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.

Между тем, данные утверждения действительности не соответствовали, а попросту говоря –  были заведомо ложными, т.к. никакого земельного участка заявительница не получала. Более того, фактически она была взята на учет нуждающихся в жилье в марте 1987 года, причем вместе с составом семьи, а в соответствии с нормами п.1 ст. 117 закона «О жилищных отношениях» граждане, состоявшие на учете нуждающихся в жилище к моменту введения в действие настоящего Закона, сохраняют право на получение жилища из государственного жилищного фонда в прежнем порядке. 

То есть, все говорит за то, что женщину выкинули из очереди незаконно.

По ее жалобе в филиале Бюро по правам человека подготовили обращение на имя прокурора г. Однако же «законники» не стали себя утруждать, а просто перенаправили обращение акиму города Уральска – по сути должностному лицу и государственному органу, которым было совершено нарушение конституционных прав Галины. Понятно, что городской акимат вновь ответил женщине отказом и предложил обращаться в суд.

Решением суда № 2 г. Уральска в начале 2019 года исковое заявление Галины было удовлетворено в полном объеме. Действия акима г. Уральска и постановление (частично) акимата г. Уральска по исключению из списка очередников были признаны незаконными. Суд также обязал акима Уральска и отдел ЖКХ устранить допущенные нарушения в полном объеме и восстановить нарушенные права, свободы и законные интересы Галины. Решение суда вступило в законную силу.

И на самом деле, женщина была восстановлена в очереди под номером «10». В жилищном отделе ей пообещали, что квартиру она получит уже в сентябре 2019 года. И, конечно же, обманули. Хотя к тому времени она уже была третьей, однако жилье получали те, кто был за ней.

В ноябре 2019 года Галина вновь обратилась в акимат, однако там с ней уже стали говорить по-другому: «Вы подавали в суд? Вот и ждите».

Мы проанализировали ситуацию и снова направили обращение в прокуратуру ЗКО для принятия мер прокурорского реагирования в связи теперь уже злостным уклонением от исполнения судебного акта, вступившего в законную силу.

И вот какой ответ нам прислала прокуратура ЗКО:

В соответствии с п.6 ст.7 Закона Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» для рассмотрения направляется обращение Кочеткова П.М. О результатах рассмотрения обращения прошу сообщить заявителю в установленный законом срок.

 Второму адресату сообщается для сведения и одновременно разъясняется, что согласно ст. 6, 7 и 21 Закона Республики Казахстан «О прокуратуре» прокуратура рассматривает обращения о нарушениях законности либо угрозы их наступления в отношении трех категорий лиц, а именно: 1) лиц, которые в силу физических, психических и иных обстоятельств не могут самостоятельно осуществлять защиту; 2) неограниченного круга лиц; 3) лиц, общества и государства, если это необходимо для предотвращения необратимых последствий для жизни, здоровья людей либо безопасности Республики Казахстан.

Кроме того, в соответствии со ст. 20-1 Закона Республики Казахстан «Об административных процедурах» рассмотрение жалобы на действия (бездействие) должностных лиц, а также на акты (решения) государственных органов производится вышестоящим государственным органом (вышестоящим должностным лицом). Подача жалобы в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностному лицу) не препятствует обращению в суд за защитой оспариваемых прав, свобод и (или) законных интересов».

Приложение: обращение на « » листах.

Заместитель прокурора области М. Сарпеков

В общем, государство «услышало»… и направило разобраться прямо туда, где вот уже почти как два года издеваются над Галиной. Оттуда ее наверняка опять пошлют… в суд. Таким образом, в «слышащем», да к тому же в «правовом» государстве действовать только по принципу: спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

У нас же создается впечатление, что эти, так называемые «слуги народа», только тем и занимаются, что ищут хоть какое-то основание для того, чтобы людям не дать полагающуюся по закону квартиру. Примеров тому немало, когда люди по судебным решениям восстанавливаются в очереди, при этом, мне никогда не приходилось слышать, чтобы лица из состава жилищной комиссии и акимата Уральска, голосовавшие за принятие незаконных постановлений, понесли хоть какую-то маломальскую ответственность. Если раньше прокуратура строго следила за соблюдением очередности предоставления жилья и даже инициировала иски в защиту очередников, то сегодня это осталось в прошлом. И когда мы отправляем обращения в прокуратуру по заявлениям незаконно исключенных граждан, то прокуратура отправляет такие обращения в «уполномоченный орган» –  т.е. тому самому должностному лицу и в ту же самую организацию, действия которой заявитель и обжалует.  Мотивом таких действий, точнее бездействий, указывается всегда п.6 ст. 7 Закона «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц». И, вроде, видимость законности соблюдена, но вот на что органы прокуратуры внимания не обращают, что этим же законом запрещено отправлять обращения тем должностным лицам и тем организациям, действия которых обжалуются…

Видимо, все эти обстоятельства позволяет акиматовским работникам продолжать заниматься десятилетиями тем же самым как на конвейере.