• Главная
  • >
  • Марафонец не оторвался от преследователей

Марафонец не оторвался от преследователей

25.05.2023

Вместо регистрации партии в Астане был задержан лидер оппозиционной инициативы. Новое задержание лидера партии «Алға Қазақстан!» Марата Жыланбаева с плавным переводом административного ареста в следственный было произведено за день до 15-й по счёту подачи документов на регистрацию этой партии.

24 мая члены организационного комитета по созданию оппозиционной партии «Алға Қазақстан!» в 15-й раз за один год, начиная с мая 2022-го, подали в Министерство юстиции документы на регистрацию партии. Ранее чиновники Минюста им 14 раз отклоняли такие заявки под самыми разными предлогами: чаще всего они указывали на наличие в списке подписантов «мёртвых душ», однако ни разу не указали конкретных фамилий тех, кому отказывают в праве на жизнь. В ответ на это активисты создаваемой партии заявляют, что в подаваемых ими списках все подписанты живы-здоровы и готовы в любой момент подтвердить свои подписи.

Однако на сей раз власти, наверняка зная заранее о намерении «алговцев» подать юбилейную 15-ю заявку именно 24 мая, решили утяжелить поднадоевший даже им самим бюрократический футбол мощным силовым приёмом, отправив в нокаут председателя оргкомитета «Алги», известного казахстанского легкоатлета Марата Жыланбаева аккурат за сутки до подачи вышеупомянутой заявки.

23 мая в семь часов утра его должны были выпустить из астанинского спецприёмника для административно арестованных в связи с окончанием срока 20-дневного ареста, назначенного ему 3 мая межрайонным административным судом Астаны за участие в мирной акции у посольства Евросоюза 17 марта (полтора месяца разрыва между проведением акции и привлечением за неё – сущий миг не только для истории, но и для казахстанской административной юстиции). Однако на свободу Жыланбаев в то утро так и не вышел: за 15 минут до положенного времени специально приехавшие за ним полицейские забрали его из спецприёмника и перевезли в СИЗО. В эти же минуты другая опергруппа явилась на квартиру Жыланбаева с обыском.

Всё это происходило в рамках возбужденного против Жыланбаева уголовного дела по 405-й статье УК РК (руководство экстремистской организацией или участие в её деятельности), при том что партию «Алға Қазақстан!» никакой суд пока что не признавал экстремистской. Отметив это вопиющее несоответствие, сопоставим некоторые даты.

Как уже говорилось выше, пикет у посольства Евросоюза прошёл 17 марта, а привлекают к административной ответственности за участие в нём 3 мая: почему такой долгий промежуток между «преступлением» (да даже если без кавычек) и наказанием за него? Вопрос этот выглядит совершенно риторическим и звучит печально-саркастически, если вспомнить два аналогичных случая первой декады этого месяца:

– 10 мая журналисту нашего Бюро по правам человека и активисту Демократической партии Инге Иманбай полицейские принесли ранним утром на дом постановление о наложении не неё денежного штрафа за участие в организационном собрании «Народного парламента» через 40 дней после него;

– 7 мая межрайонный административный суд Алматы выдал по 15 суток ареста активистам движения «Оян Қазақстан!» Владе Ермольчевой и Дархану Шарипову за одиночные пикеты против мартовских парламентских (Влада) и ноябрьских президентских (Дархан) выборов.

Что же касается такого милого (конечно же в больших кавычках милого) приёмчика, как арест по уголовному делу за несколько минут до выхода из-под административного ареста, то и это отнюдь не ново: именно так было в начале марта 2022 года с лидером казахстанской Демпартии Жанболатом Мамаем. А если заглянуть в соседнюю с нами Россию, то там такое проделали с оппозиционером и публицистом Владимиром Кара-Мурзой. В первом случае 15 суток адм. ареста плавно перетекли в 6,5 лет лишения свободы условно, во втором случае они столь же плавно перетекли в 23 года реального лишения свободы. Есть опасение, что то же самое могут проделать с алматинским журналистом Думаном Мухаметкаримом. Завтра он должен выйти из спецприемника для административно осужденных, где отбывал 25-суточное наказание за свое намерение выйти на пикет. И пока он сидел в адмприемнике, как сообщал его адвокат Галым Нурпеисов, его могли перевести в подозреваемые по 405-ой статье предположительно за интервью с казахстанским оппозиционным политиком Мухтаром Аблязовым.

Надо сказать, что российско-украинская) и внутриказахстанская темы тесно переплетались в списке тем для митингов, о намерении провести которые Марат Жыланбаев подавал уведомления в акимат Астаны на протяжении девяти месяцев с середины июля прошлого года по середину апреля нынешнего года. Во всех без исключения случаях чиновники столичного акимата отказывали согласовать митинг точно так же, как чиновники республиканского Минюста отказывали оргкомитету по созданию партии «Алға Қазақстан!» в приёме документов на регистрацию партии.

Согласно ФБ-посту Марата Жыланбаева от 17 апреля, за предшествовавшие 9 месяцев он лично подал в акимат Астаны 19 уведомлений о проведении митингов, но не разу не получил разрешения. Вот список главных тем (некоторые заявлял по два-три раза):

1. Солидарность с народом Украины, остановить войну в Украине.

2. День памяти жертв Кровавого января.

3. Требуем отменить результаты президентских выборов.

4. Требуем отменить результаты парламентских выборов.

5. Требуем зарегистрировать все политические партии.

6. Требуем Зарегистрировать партию «Алға Қазақстан!»

7. Требуем освободить всех политических заключённых.

Стандартным основанием для отказа в согласовании митингов было указание на то, что указанное подателем уведомления место уже занято другим митингом или культурно-массовым мероприятием. Однако во всех случаях эта информация оказывалась ложной: как пишет Жыланбаев, он всякий раз лично ездил посмотреть, что происходит в указанные им часы на указанной им площадке – и всякий раз там было совершенно пусто, если не считать усиленных нарядов полиции, ОМОНа и СОБРа и большого количество припаркованных всуе автозаков. Такой вот, понимаете ли, уведомительный порядок проведения мирных собраний в новом Казахстане.

Теперь же к нарушению прав на свободу мирные собраний и на свободу объединений в отношении Марата Жыланбаева прибавилось нарушение его права на свободу от произвольных задержаний, второе из которых грозит перерасти в длительный тюремный срок.

В начале этой статьи я назвал Марата Жыланбаева не только политическим лидером, но также и легкоатлетом. Дополню это титулование констатацией того факта, что Марат – известный в мире марафонец, семикратный победитель забегов, обладатель достижений, вошедших в Книгу рекордов Гиннеса. Ступив год назад на тропу гражданского активизма, он подал нашему гражданскому обществу яркий пример мощного старта забега через практически непроходимую полосу препятствий. В этом плане можно сказать, что он бежит свою 42-километровую дистанцию не от правды (помните апрельскую-2019 историю с транспарантом «От правды не убежишь!» в ходе Алматинского марафона?), а за правдой и за правду.

А вот власти якобы нового Казахстана, грубо попирающие фундаментальные гражданские права казахстанцев на свободу объединений и собраний, бросающие оппозиционеров и активистов в камеры спецприёмников и следственных изоляторов, отвешивающие им денежные штрафы и лагерные сроки, бегут и тянут за собою страну отнюдь не к вершинам, а к весьма неприглядному финишу.