• Главная
  • >
  • Календарная зима ушла, политическая зима продолжается

Календарная зима ушла, политическая зима продолжается

01.03.2021

Прошедшее воскресенье 28 февраля было последним днём последней февральской недели и последнего месяца зимы 2020-21 годов, наступивший же понедельник 1 марта будет первым днём весны-2021. Однако эта смена времён года – сугубо календарная, тогда как об уходе политической зимы и наступлении политической весны говорить не приходится.

Главным правозащитным событием минувшей зимы было принятие 11 февраля Европейским парламентом большой и развёрнутой резолюции по Казахстану, в которой нашли отражение практически все проблемы с соблюдением прав человека и гражданских свобод в нашей стране. Уже на следующий день после принятия резолюции казахстанский МИД выступил с заявлением, в котором обвинил европейских парламентариев в искажении фактов и пристрастности оценок, в том числе и в области свободы мирных собраний. Дескать, нет у нас никакого зажима свободы собраний, а если нечто подобное и было прежде, то после принятия летом 2020-го нового закона о митингах ничего такого нет и быть не может. Примерно то же самое заявил на днях и действующий президент РК Касым-Жомарт Токаев, заявивший о том, что разрешительная система проведения мирных собраний теперь окончательно заменена уведомительной.

Нам же было весьма странно слышать всё это после двух других событий уходящей зимы, а именно протестных митингов в праздничный День независимости 16.12.2020 и в день парламентских выборов 10.01.2021. Тогда полицейский спецназ опробовал на митингующих новый для Казахстана приём кетлинга, то есть взятия людей в плотное кольцо и насильственное удержание в нём по 5-10 часов, и это не говоря уже об обычных задержаниях.

И вот в конце последней февральской недели активисты оргкомитета по созданию Демократической партии объявляют о проведении в воскресенье 28.02 нового митинга, на этот раз в память о погибшем ровно год назад в СИЗО города Нур-Султана гражданского активиста Дулата Агадила и с призывом к правительству выполнить правозащитные требования резолюции Европарламента. В связи с этим у нас возникла робкая надежда на то, что власти хотя бы сейчас воздержатся от новомодного кетлинга и старомодных задержаний – не потому даже, что и впрямь решили начать выполнять рекомендации Европарламента, а просто для того, чтобы лишний раз не подтверждать правоту своих критиков из Брюсселя. Однако не тут-то было.

Ровно в полдень 28.02 около ста активистов Демпартии собрались в Алматы на площадке сбоку от Дворца спорта имени Балуана Шолака и объявили о своём намерении двинуться шествием в направлении к площади Республики. Тут же выбежавшие из какой-то боковой дверцы спортсооружения бойцы СОБРа окружили демпартийцев тем самым кетлингом, в котором затем продержали их десять с половиной часов.

Параллельно этим событиям сторонники официально запрещённых в Казахстане движений ДВК и «Коше партиясы», запрет которых и преследование их членов резко осуждался в резолюции Европарламента, назначили на 13:00 собственный митинг на площадке у главного входа в алматинский Центральный парк. К назначенному времени на подступах к назначенному месту пришли около шестидесяти человек, которых тут же похватали и погрузили в автозаки.

Аналогичные события произошли в этот день и в столице Казахстана, и в крупнейшем городе западного региона Актобе. С другой стороны, в этот же день в другом западноказахстанском городе Уральске протестный митинг был согласован с властями и прошёл без каких-либо помех с их стороны. Наверное, этим фактом казахстанские власти и их представители в Европе будут побивать информацию о сегодняшних событиях в Алматы, Нур-Султане и Актобе, а также критические оценки действий силовиков в этих городах.

Однако если мы ещё можем как-то сконструировать такой пропагандистский или контрпропагандистский ход наших властей и их агитпропа, как противопоставление одного события в области свободы мирных собраний трём другим, то сконструировать нечто подобное для атырауского сюжета с Максом Бокаевым у нас не хватило фантазии.

Этот гражданский активист и блогер был осуждён в 2016 году за проведение совершенно мирного митинга сначала по административной статье на 15 суток ареста, а затем по трём разным уголовным статьям на 5 лет лишения свободы. При освобождении же из колонии 4 февраля этого года на Бокаева было наложено новое, не предусмотренное прежним приговором, наказание в виде трёхлетнего запрета на любую общественную деятельность и публикации в Интернете. Одним из главных принципов уголовного и административного права является недопустимость двойного наказания одного лица за одно деяние, а что уж тут говорить про тройное наказание?

В февральской-2021 резолюции Европарламента дело атырауских активистов и блогеров Макса Бокаева и Талгата Аяна упоминалось отдельной строкой, а 26 февраля в Атырау с ними специально встречались главы дипломатических представительств Евросоюза и США. Речь на той встрече шла в том числе и о предусмотренном в той резолюции введении персональных санкций против казахстанских должностных лиц, виновных в нарушении прав человека. Надо полагать, что все три кетлинга – декабрьский, январский и особенно февральский, случившийся уже после появления резолюции Европарламента, добавит аргументов в пользу санкционной новеллы.