Инспекционный паралич

07.09.2022

Выполнимо ли послание Токаева народу с учетом парализованной работы государственной инспекции труда в Новом Казахстане? Судя по настрою инспекции – нет.

1 сентября 2022 года президент РК Касым-Жомарт Токаев в ходе своего послания народу на совместном заседании палат парламента, заявил: «Мы кардинально изменим отношения «Гражданин – Бизнес – Государство», добавив при этом что государство: «Предоставляет всем равные возможности и устанавливает справедливость».

Думается, нелишним будет рассмотреть слова главы государства сквозь призму трудовых отношений, в которых, разумеется, задействованы и граждане – наемные работники; бизнес, который является работодателем этих граждан; и, разумеется, государство, которое призвано защищать права и интересы обоих. От государства ближайшим защитником рабочего является государственная инспекция труда, которая, к сожалению, как раз-таки оказывается зачастую не в силах защитить рабочих.

Во-первых, государственные инспекции труда в Казахстане, по сути, подчинены местным исполнительным органам – акиматам, что расходится с позицией Международной Организации Труда (МОТ), устанавливающей, что государственные инспекции труда должны находиться в ведении центральных органов власти (министерств). Казалось бы, это может быть только административной проблемой, но на практике возникают подозрения о беспристрастности подведомственных акимату контролирующих органов в ходе проверок отдельных компаний, которые важны для региона.

Стоит заметить, что инспекторов труда очень стране не хватает. Соотношения количества государственных инспекторов труда (ГИТов) к рабочей силе также сильно не соответствует рекомендациям МОТ. К примеру, в Алматы на миллион рабочей силы приходятся лишь 17 ГИТов, в то время как по рекомендация МОТ, для эффективности работы инспекции, количество ГИТов должно быть равным как минимум 53 штатным единицам.

Несмотря на это, увеличение штата ГИТов и даже передача инспекций в полное ведение Министерства не кажется столь важной на фоне действия моратория на проверки субъектов малого и микропредпринимательства, в результате которого государственные инспекции труда по факту стали бесполезными для большинства граждан страны.

С 1 января 2020 года Указом президента РК был введен мораторий на проверки государственными органами субъектов малого и микропредпринимательства сроком до 1 января 2023 года. После чего многие работники перестали получать какую-либо защиту со стороны ГИТов, поскольку последние просто отказывали в проведении проверок, ссылаясь на мораторий. Большинство людей, которые жаловались в этот период в государственную инспекцию труда на ставшие типичными для нашей страны невыплаты заработной платы или незаконные увольнения, получали лишь ответы о том, что инспекция не может привлечь работодателя к ответственности из-за действия моратория. В отдельных случаях инспекция просто писала работодателю письмо о том, что трудовое законодательство нужно соблюдать. Юридическое значение таких писем остается неясным.

Почти три года периода «отписок» обернулись разгулом нарушения трудовых прав со стороны работодателей, так как граждане зачастую не имеют достаточных знаний и возможностей, в том числе финансовых, для защиты своих прав в суде. Отметим, что далеко не все граждане имеют возможность оплатить услуги юриста для защиты своих прав в суде с учетом того, что по итогам 2021 года медианная заработная плата в Казахстане была равна 158 тысячам тенге.

Таким образом, за время действия моратория, который, вероятнее всего, будет продлен еще на один год, государственные инспекции труда выработали политику «отписок» в защите работников субъектов малого и микропредпринимательства.

Показательным примером этой политики служит тот факт, что Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности направило в адрес Управления по инспекции труда Алматинской области письмо-приглашение на организуемый нами бесплатный тренинг для государственных инспекторов труда на тему «Международные трудовые стандарты и международная практика работы инспекций труда». В ответ на указанное приглашение Управление дало официальный ответ, где сказано: «Рассмотрение вопросов, указанных в Вашем заявлении в компетенцию Управления не входит. Если у Вас имеются конкретные факты нарушения трудового законодательства со стороны работодателя, Вы имеете право повторно обратиться в адрес Управления».

Очевидно, что какие-либо комментарии к данному ответу Управления будут излишними.

Также примечательной выглядит и работа инспекции труда в части искоренения наихудших форм детского труда. Общеизвестно, что множество несовершеннолетних в Казахстане подрабатывают официантами в ресторанах и ночных заведениях, а также трудятся на автомойках и стройках. Между тем, несовершеннолетним законодательно запрещено трудиться на работах, которые могут нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей. Приказом министра здравоохранения и социального развития от 08.12.2015 года № 944 утвержден список работ, на которых запрещается применение труда работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста, среди них 103 профессии и видов работ, в числе которых работы:

– в ночных клубах, кабаре, ресторанах;

– на строительных, монтажных и ремонтно-строительных работах;

– у горячей плиты, кондитерских печей и электрожарочных шкафов;

– по обслуживанию бани (сауны).

Согласно сообщениям в СМИ и официального ответа Департамента полиции Акмолинской области, с 27 по 29 июня 2022 года в период проведения Республиканского профилактического мероприятия «Дети в ночном городе» сотрудниками полиции было выявлено 20 случаев использования детского труда, в том числе в ночных заведениях, ресторанах, в тире и на строительной площадке. При этом, инспекция труда, несмотря на поступившие от полиции сообщения об использовании детского труда, не приняла никаких мер в отношении тех работодателей, сославшись опять же на невозможность проведения проверки.

Примечательно, что национальное законодательство до сих пор не включило работу на автомойках в категорию запрещенных для несовершеннолетних, хотя на таких работах используются инструменты высокого давления и химические вещества, способные нанести ребенку вред, не говоря уже о чрезмерно высокой влажности воздуха и сырости в помещениях автомоек.

Другой случай был выявлен в столице, когда один из СПА-салонов, предоставляющих услуги массажа и хамама (Прим.: вид бани) разместил на интернет ресурсе объявление о найме девушек-администраторов от 17 до 25 лет. Юристы столичного филиала Бюро по правам человека, обнаружив данное объявление, незамедлительно направили запрос в адрес государственной инспекции труда о том, что в данном СПА-салоне потенциально могут работать несовершеннолетние, что прямо запрещено законом, а также там могут возникать криминогенные ситуации.

В ответ на запрос столичная инспекция сообщила, что не может провести проверку данного СПА-салона в виду того, что в объявлении не указано полное юридическое наименование данного салона, хотя указано краткое наименование, позволяющее понять что это за заведение, а также указан его адрес. Не взирая на достаточно обширное объяснение того, почему инспекция не будет проводить проверку, в конце письма-ответа все же было указано: «…государственным инспектором труда проведена беседа с руководителем СПА-салона «И», где им даны разъяснения по соблюдению норм трудового законодательства». Таким образом, проводить проверку возможности нет, поскольку инспекция якобы не может определить какое юридическое лицо дало объявление, однако, провести беседу оказалось возможным в условиях анонимности спа-салона.

В сухом остатке мы имеем парализованную государственную инспекцию труда, которая не может справляться с задачами установления справедливости и создания равных возможностей в социальной цепочке «Гражданин – Бизнес – Государство», поскольку большинство рабочих, будучи уже априори уязвимыми в системе трудовых отношений, оказались и будут далее лишены возможности защиты своих прав через государственные инспекции труда.