• Главная
  • >
  • Генеральный прокурор не признаёт презумпцию невиновности

Генеральный прокурор не признаёт презумпцию невиновности

10.04.2023

Если руководитель главного надзорного ведомства страны открыто нарушает принцип презумпции невиновности, изучаемый на первом курсе юрфака, то его надо либо отправить учиться на первый курс, либо запустить в отношении него имеющийся механизм снятия с должности.

10 апреля в пресс-центре Бюро по правам человека прошла пресс-конференция, в связи с очередным нарушением с точки зрения права и закона одним из главных правоохранителей страны одного из главных правовых принципов, а именно презумпции невиновности. Речь шла о том, как генеральный прокурор РК Берик Асылов публично назвал экстремистами и террористками двух казахстанцев, в отношении которых ещё не вынесено приговора суда о признании их таковыми.

Адвокат Айдана Айдарханова и правозащитник Амангельды Шорманбаев задают вполне резонный (хотя и довольно риторический в условиях нашей правовой системы) вопрос: «Привлекут ли к ответственности генерального прокурора, нарушившего презумпцию невиновности?»

Дело началось 5 января этого года – в день первой годовщины трагических январских событий 2022 года. Выступая на заседании Мажилиса, генеральный прокурор Берик Асылов упомянул имена двух подозреваемых в происшедшей ровно за год до того попытке захвата Международного аэропорта Алматы – журналиста и общественного деятеля Айгерим Тлеужанову и оппозиционного активиста, бывшего учителя Каласа Нурпеисова. Генпрокурор указал на их принадлежность к некоей «религиозной» (!) экстремистской и террористической группировке (какой именно – генпрокурор не назвал).

На момент произнесения с высокой парламентской трибуны этой речи не только не было вынесено обвинительного приговора суда по какой-либо из экстремистских или террористических статей Уголовного кодекса в отношении Тлеужановой и Нурпеисова, но и сам судебный процесс только начался (первое заседание состоится 31 марта).

11 января правозащитник Амангельды Шорманбаев и адвокат Айдана Айдарханова провели пресс-конференцию в Астане, на которой указали на грубое нарушение закона главой ведомства, признанного стоять на страже законности. Тогда же они сделали запросы в ту же Генпрокуратуру, а также в МВД и КНБ на предмет выяснения – не были ли Тлеужанова и Нурпеисов когда-либо ранее осуждены по соответствующим статьям УК и внесены в соответствующий реестр. Из полученных ответов следовало: нет, не были. Тогда она обратились в вышеназванные органы, а также в администрацию президента РК на предмет привлечения Асылова к ответственности за нарушение закона, но на это ответов не получили.

Параллельно этой переписке её инициаторы поставили вопрос о проведении лингвистической экспертизы соответствующего фрагмента из речи генпрокурора. На днях были получены материалы данной экспертизы на 20 страницах. Вывод экспертов недвусмыслен: в выступлении Асылова содержится в утвердительной форме заявление о виновности Тлеужановой и Нурпеисова в радикальном экстремизме и терроризме при полном отсутствии вступившего в силу приговора суда по данному делу.

– После получения результатов экспертизы мы обратились в Сенат, поскольку назначение и снятие генерального прокурора является прерогативой верхней палаты казахстанского парламента. Сенат перенаправил наше обращение в Генеральную прокуратуру, – рассказывает Айдана Айдарханова. Будучи категорически не согласна с таким хождением по кругу, она попыталась обжаловать действия канцелярии Сената в Специализированном межрайоном суде города Астаны по административным процедурам, но там отказались принять дело к рассмотрению, сославшись на то, что оспариваемое решение не является административной процедурой. Этот отказ адвокат намерена обжаловать в Верховном суде.

Тем временем в переписке с Сенатом впервые промелькнул некоторый элемент поддержки – впрочем, сразу же перекрывающий сам себя.

Вчера ночью был получен ответ от депутата верхней палаты Макежанова, который отчасти поддержал нашу оценку пассажа из январского выступления генпрокурора как нарушающего закон. Макежанов признаёт, что основания для привлечения Асылова к дисциплинарной ответственности имеются, но тут же пишет, что это возможно только при получении Сенатом соответствующего представления от первого заместителя генпрокурора, – рассказывает Айдарханова.

– Если в Генеральной прокуратуре не захотят, а в Сенате и в Администрации президента не могут как-либо повлиять на генерального прокурора Асылова, то пусть теперь он сам подаст в суд на Айгерим Тлеужанова или на меня как её адвоката на процессе о захвате аэропорта, – говорит Айдана Айдархаенова. 

Правозащитник Амангельды Шорманбаев, эксперт организации «Международная правовая инициатива», констатировал большое количество нарушений в деятельности органов прокуратуры по расследованию январских событий. Среди этих нарушений история с «экстремистским» пассажем в юбилейном выступлении генпрокурора перед мажилисменами далеко не самое крупное, но, пожалуй, самое наглядное.

Если генеральный прокурор нарушает основной принцип презумпции невиновности, который изучают на первом курсе юрфака, что называется, по незнанию, то его надо отправить учиться по новой на этот самый первый курс. Если же он делает это сознательно, игнорируя презумпцию невиновности принцпиально, то государство должно запустить в отношении него имеющийся межанизм снятия с должности, – говорит Амангельды Шорманбаев.   

Он также указал на нарушение казахстанским генпрокурором не только казахстанского законодательства, но и как минимум двух статей Международного пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного Казахстаном. Что же касается прямых последствий оспариваемого пассажа из выступления генпрокурора, то здесь правозащитник опасается влияния, которое оно уже оказало и может оказать на ход только что начавшегося судебного процесса Тлеужановой и Нурпеисова в Специализированном межрайонном суде по уголовным делам города Алматы.

– Обвинительный уклон в работе прокуратуры и особенно суда категорически недопустим, потому что он подрывает саму основу правосудия, – говорит правозащитник. Таковую констатацию наверняка не стал бы оспаривать (во всяком случае на словах и сколько-нибудь публично) ни один казахстанский прокурор, хотя бы даже и генеральный.   

Для генпрокурора Берика Асылова ставить клейма на людей без судебных решений не впервой. В декабре прошлого года адвокаты Армана Джумагельдиева, ставшего одним из главных фигурантов событий января 2022 выступили с критикой слов генпрокурора о том, что «К примеру, Джумагельдиев, так называемый Дикий Арман и 14 лиц его группировки, таким людям было терять нечего и они легко шли на различные преступления, громили магазины, занимались мародерством, нападали на административные здания». В то же время следствие по его делу не завершено.

В последнем случае адвокат Айгерим Тлеужановой считает, что таким образом главный надзиратель за законностью подготовил почву перед вынесением приговора, так что суду ничего не останется, как последовать его указаниям в форме публичного шельмования.