25 ноября правозащитная организация «Кадiр-касиет» провела онлайн-брифинг по вопросам (1) гармонизации уголовного законодательства Республики Казахстан со Вторым факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах в плане отмены смертной казни и (2) разработки антидискриминационного законодательства и создания антидискриминационных структур и институтов. По обеим темам выступил международный эксперт по правам человека, директор КМБПЧ Евгений Жовтис, который представил наработки казахстанских правозащитников по этим вопросам. Воспроизводим некоторые моменты из двух его презентаций.
Казахстан на пути к полной отмене смертной казни
На протяжении всего периода государственной независимости Казахстан пытался следовать общемировой цивилизационно-правовой тенденции, продвигался (хотя бы и очень медленно, но всё же) по пути ограничения и отмены смертной казни.
На первом этапе правовой реформы в результате принятия в 1997 году нового Уголовного кодекса в законодательстве было вдвое сокращено количество преступлений, за которые предусматривалась смертная казнь. Спустя шесть лет президентским указом от 17.12.2003 был введён мораторий на применение смертной казни. В мае 2007 года в результате внесения поправок в статью 15 Конституции РК, была существенно ограничена сфера возможного применения смертной казни. Это положение было закреплено в Концепции правовой политики РК на период 2010-2020 годов.
В рамках такого подхода Республика Казахстан присоединилась к заявлению Европейского союза об отмене смертной казни, сделанному на 61-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в декабре 2006 года. Год спустя на 62-й сессии Казахстан поддержал резолюцию о моратории на смертную казнь с дальнейшим рассмотрением возможности её полной отмены. В 2010 году наша страна присоединилась к 13-ти странам, образовавшим Международную комиссию по отмене смертной казни. Наконец уже в конце октября этого года Мажилис принял в первом чтении закон о присоединении Казахстана ко Второму факультативному протоколу МПГПП, что подразумевает в том числе и полное исключение смертной казни из уголовного законодательства. Отметим, что из постсоветских государств этого до сих пор не сделали только Россия, Беларусь и Таджикистан.
Долгое время одним из ключевых аргументов, препятствующих ратификации Второго факультативного протокола, были ссылки на пункт 2 статьи 15 Конституции РК, и лишь в конце прошлого года этот аргумент был снят в связи с принятием Нормативного постановления Конституционного совета РК от 15.12.2020 об официальном толковании названного пункта.
Проведенные международные исследования, а также информация, представленная ранее Верховным судом и Генеральной прокуратурой РК при обсуждении вопроса о присоединении Казахстана ко Второму факультативному протоколу, убедительно показали, что смертная казнь не является сдерживающим фактором в предупреждении особо тяжких преступлений. Это стало особенно очевидно в связи с террористическими преступлениями, совершаемыми смертниками, которым угрожать наказанием в виде смертной казни просто не имеет смысла. Таким образом, главная задача уголовного правосудия в этих условиях есть борьба с безнаказанностью, изобличение виновных, привлечение их к уголовной ответственности и изоляция от общества, в том числе пожизненно.
В этой связи нам, правозащитникам, представляется вполне логичным полное исключение смертной казни из казахстанского законодательства в ходе принятия закона о присоединении Казахстана ко Второму факультативному протоколу Международного пакта о гражданских и политических правах.
Антидискриминационное законодательство, институты и процедуры
Запрещение дискриминации и различные аспекты понятия равенства всех людей перед законом и судом закреплены в правовых документах, принятых на международном или региональном уровне. Они являются обязательными для исполнения на территории всех стран-участниц. В международном праве запрещение дискриминации является широко признанной императивной нормой. Большинство соглашений, касающихся дискриминации и её запрещения, предотвращения и защиты от неё, а также большинство антидискриминационных положений в соглашениях по защите прав человека запрещают дискриминацию по различным признакам, включая расу, цвет кожи, пол, язык, религию, политические взгляды, этническое или социальное происхождение, имущественное положение, инвалидность и многие другие признаки.
Право на защиту от дискриминации является одним из основополагающих элементов международного права. В качестве основного принципа статья 7 Всеобщей декларации прав человека провозглашает: «Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации». Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Конвенция ООН о правах ребенка отражают принципы защиты от дискриминации, закрепленные во Всеобщей декларации, а также затрагивают другие аспекты, связанные с равенством и недискриминацией.
Согласно международному праву, государства-участники должны принимать, когда этого требуют обстоятельства, особые и конкретные меры в социальной, экономической и культурной областях с целью защиты и развития тех групп, которые ранее подвергались дискриминации. К сожалению, реализация этого принципа, особенно в форме так называемой позитивной дискриминации, порождает целый ряд новых проблем, решать которые государства и гражданское общество пока ещё только учатся.
Отдельной строкой нужно отметить имеющие важное политическое и моральное значение обязательства, взятые на себя государствами – членами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, одним из которых является Казахстан. По результатам представления докладов Республики Казахстан о выполнении своих международных обязательств в рамках ратифицированных ею международных договоров по правам человека, Универсального периодического обзора и визитов спецдокладчиков ООН казахстанским властям были даны рекомендации по вопросу об обеспечении права граждан на защиту от дискриминации, в том числе прямой и косвенной. Наибольшее количество рекомендаций наша страна получила в сфере обеспечения и защиты прав этнических и религиозных меньшинств, свободы от пыток, свободы от рабства, принудительного труда и торговли людьми, а также обеспечении и защите прав женщин и детей.
Главным направлением борьбы с дискриминацией является создание и функционирование антидискриминационных институтов и процедур, прежде всего в юридической и судебной сферах. Предусмотренные этими законами санкции за дискриминацию и подстрекательство к ней должны быть эффективными и соразмерными, оказывать сдерживающее воздействие и обеспечивать наличие судебных процедур для защиты лиц, подвергшихся дискриминации. Однако судебная защита от дискриминации не может считаться единственным и наиболее эффективным средством, поэтому во многих странах создаются и наделяются полномочиями специализированные государственные органы и негосударственные организации для предупреждения дискриминации по различным основаниям и рассмотрения жалоб.
Суммируя всё сказанное выше, можно сформулировать необходимость рассмотрения правозащитным сообществом, а в идеале неплохо бы и госорганами вопроса о разработке и принятии следующих законодательных актов:
– рамочного закона о равенстве и недискриминации, который соответствовал бы основным положениям ратифицированных Казахстаном международных договоров, закона о правах национальных меньшинств и закона о независимом органе по предупреждению дискриминации и защите от неё. Необходимо также создание такого органа с наделением его соответствующими полномочиями, материальными и человеческими ресурсами;
– изменений и дополнений в действующее законодательство о государственных гарантиях равных прав и возможностей для мужчин и женщин с целью уточнения понятийного аппарата и обеспечения эффективных и доступных процедур рассмотрения жалоб на дискриминацию по гендерному признаку;
– изменений и дополнений в действующее в законодательство об обеспечении прав лиц с ограниченными возможностями с целью уточнения понятийного аппарата и обеспечения эффективных и доступных процедур рассмотрения жалоб на дискриминацию по признаку инвалидности.
Вот лишь некоторая часть того, о чём говорилось на прошедшем вчера онлайн-брифинге.