Еще он кушать не хотел

03.06.2022

Политзаключенному Шухрату Кибирову в колонии создают все условия, чтобы у него не было шансов выйти на волю раньше срока. Между тем в ООН по его поводу еще пытаются достучаться в закрытые двери Казахстана. 

Алматинца Шухрата Кибирова в конце ноября 2017 года приговорили к шести годам и восьми месяцам лишения свободы за «возбуждение религиозной розни». Повод был, конечно, веский – Шухрат разместил на своей странице вконтакте несколько религиозных песен-нашидов на арабском языке. При этом предоставленный перевод песен показал, что в них не содержится абсолютно ничего такого. Однако, как и в сотнях подобных случаев, когда Комитет национальной безопасности фабрикует дела в отношении верующих или политических активистов, суд полностью поддержал обвинение (см. «Музыкальная пауза на семь лет»).

В колонии ЛА-155/14 (пос.Заречный Алматинской области) к Кибирову сложилось особое отношение, выраженное в том, чтобы сделать для него все возможное для ухудшения участи. Кроме того, «куратор» из КНБ предупредил, чтобы парень даже не пытался подавать прошение на условно-досрочное освобождение. Наконец, вопреки законодательству его в 2020 году этапировали в колонию на север Казахстана (см. «Мертвой хваткой»). В конце апреля этого года Кибирова все же вернули в прежнюю колонию и, сделав нарушителем, тогда как в СКО у него все было в порядке – только поощрения.

Его отец Адильжан Кибиров говорит, что сын позвонил через два месяца после перемещения на новое место и сообщил, что в отношении него могут быть провокации – «контора вновь докапывается, ищет причину, чтобы найти нарушение», передает Адильжан Кибиров слова Шухрата. Кто ищет – тот найдет: и несмотря на все предосторожности у Шухрата Кибирова в конце мая вдруг «нашли» сим-карту от мобильного телефона. Тут же последовали взыскание и перемещение на строгие условия содержания. То есть история перед его депортацией из этой колонии в Петропавловск повторяется один в один.

– Хоть и прокурору показывал видео, где видно, как ему подложили эту карточку телефонную, все равно, – вздыхает Адильжан.

В ответе после долгих раздумий колонии ЛА-155/14 на запрос Бюро по правам человека говорится следующее.

И все это, заметьте, осужденный успел натворить за два дня, таким образом убив всю свою прежнюю добросовестную репутацию. Думается, все понятно.

Соответственно, как и обещали комитетчики, у него почти не остается шансов выйти раньше срока на законных основаниях.

В Организации Объединенных Наций профильные правозащитные структуры со своей стороны пытались получить от официального Казахстана внятные объяснения, за что все-таки посадили Шухрата Кибирова? Цивилизованным людям даже в голову не могло прийти, чтобы семь лет давали за размещение песен.

И, кажется, впервые в адрес официального Казахстана обратились за разъяснениями четыре специальных докладчика и одна Рабочая группа. Свою обеспокоенность судьбой Кибирова высказали Специальные докладчики ООН по вопросу о свободе религии или убеждений; по вопросу свободы мнения и выражения; по делам национальных меньшинств; по вопросу поощрения и защиты прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом и Рабочая группа ООН по произвольным задержаниям. Каждый из них посчитал, что дело Шухрата так или иначе связано с нарушением определенного блока его прав. (Приложение 1).

«Очевидно, что осуждение господина Кибирова и его длительный тюремный срок основаны на единственной экспертизе и на расплывчатом экспертном заключении, обнаружившем «признаки возбуждения религиозной розни», – говорится в обращении. В сообщении приводится, что Казахстан в этой связи нарушил статьи 2, 9, 10, 14, 18, 19, 26 и 27 Международного Пакта о гражданских и политических правах, чье исполнение обязательно. Кроме того, их обеспокоенность вызвали наложенные на него взыскания и незаконное этапирование Шухрата из колонии Алматинской области в Северо-Казахстанскую.

В завершении эксперты ООН напомнили Казахстану о ряде существующих международных обязательств, под которыми РК подписалась, на тот случай если вдруг у нас забыли, или потеряли, или пропустили. Все же страна находится довольно далеко от штаб-квартир ООН и почта не всегда может работать исправно.

В своем ответе постоянная миссия РК при ООН от имени министра иностранных дел Мухтара Тлеуберди не очень убедительно цитирует предположения (Приложение 2).

Пишут, что поскольку изучал арабский язык, стало быть, знал, о чем поется в песнях. А далее приводятся логические цепочки, почему тексты песнопений могут нести экстремистскую направленность. Например, фраза «слово праведности – слово строгости», по мнению отвечающей стороны, прямо указывает на «освободительную войну мусульман от неверующих»; фраза в тексте песни «пылающие битвы и сражения» означает «вооруженный джихад», а метафора «небесные воины» несет «пропагандистскую функцию» – домысливают дипломаты. И так далее.

Что же касается взысканий – то все они наложены за дело. Почему его перевели в СКО, объяснить даже не посчитали нужным, написав, что «приняли такое решение» и там «он содержится в нормальных условиях и к нему не применяли мер поощрения и взысканий».

Насколько в ООН остались удовлетворены такими объяснениями, сказать трудно. Но, к сожалению, в любом случае решения и рекомендации ООН, чьим замгенсекретаря некогда был нынешний президент Токаев, для Акорды абсолютно пустой звук.

Шухрат Кибиров был признан политическим заключенным экспертным советом казахстанских правозащитников. Его дело, как показательное в отношении того, каким образом на самом деле в РК выполняется план по посадке экстремистов и террористов, вошло в доклады Государственного департамента США по правам человека и по свободе религии.