КМБПЧ – Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности
  • Главная
  • >
  • Экибастузу требуются стрелочники

Экибастузу требуются стрелочники

08.12.2022

После крупной аварии на экибастузской ТЭЦ, оставившей без отопления сто тридцатитысячный город, власти Казахстана стараются перевести стрелки на обычных работников. Мол, их халатность и непрофессионализм привели к данному ЧП. Но так ли это на самом деле или в сложившейся ситуации виновато государство?

27 ноября 2022 года почти весь город Экибастуз, Павлодарской области остался без отопления из-за коммунальной аварии на ТЭЦ. По данным пресс-службы «Экибастузэнерго», 27.11.2022г. в 01:20 часов остановился один из котлоагрегатов. Через несколько минут из-за большого расхода сетевой воды вышли из строя еще три.

2 ноября 2022 г. на брифинге первый заместитель премьер-министра Роман Скляр назвал предварительную причину масштабной коммунальной аварии в Экибастузе. “По предварительным итогам проводимого расследования Комитета госэнергонадзора, причиной повреждения тепловых сетей являются ошибочные действия персонала станции, приведшие к одномоментному резкому повышению давления в сети, что привело к многочисленным порывам на тепловых сетях. 27 ноября было одномоментно 43 случая порывов, и 28 ноября было выявлено еще 30 случаев. Авария такого типа в Экибастузе произошла впервые», – сказал Скляр на брифинге в Экибастузе. Он добавил, что правоохранительные органы продолжают расследование.

«Авария была не на ТЭЦ, ТЭЦ работала. Аварии произошли на сетях. Многочисленные порывы и большая потеря воды из системы повлекли уже автоматическое отключение котлов на ТЭЦ», – заключил первый вице-премьер.

Хотелось бы отметить, что сразу после сложившейся ситуации на ТЭЦ по 28 ноября в АО «Центрально-Азиатская электроэнергетическая корпорация» (ЦАЭК) прокомментировали аварию. По словам Багдата Орала, председателя правления ЦАЭК, «главная проблема в Экибастузе заключается в том, что в городе высокий износ тепловых сетей (92%). И с каждым годом этот показатель только растет».

Фактически, в Экибастузе катастрофически мало ремонтируют теплосети. И, получается, что виноваты в этом сами жители, которые, по мнению руководства ЦАЭК, недостаточно платят компании в виде платежей за комуслуги!?

Так, в ЦАЭК считают, что в Экибастузе ремонтировать необходимо минимум по 25 километров теплосетей каждый год. Только тогда со временем общая изношенность сетей начнет снижаться. Для примера, «за последние 15 лет в городе отремонтировали около 45 километров теплосетей. Это менее 10% от общей протяженности сетей. Более того, в 2022 году вовсе было отремонтировано только 600 метров, что в 40 раз меньше заявленной минимальной нормы».

О том, что проблема является давней можно ознакомиться с информацией от апреля 2016 г, где была представлена комплексная программа модернизации тепловых сетей Экибастуза, которая позволит частично отрегулировать работу тепловых сетей и повысить качество теплоснабжения потребителей города горняков.

В соответствии с технико-экономическим обоснованием разработана инвестиционная программа «Павлодарских тепловых сетей» по передаче и распределению тепловой энергии в Экибастузе на 2016-2020 годы. За пять лет в рамках инвестиционной программы в Экибастузе планируется провести масштабную реконструкцию тепловых сетей:

– строительство тепломагистрали ТМ-XIV от ТК-9И до ТК-21К протяженностью 710 м;

– строительство тепломагистрали ТМ- VI по ул. Пшембаева от ТК-4А до ТК-36Л протяженностью 900 м;

– строительство тепломагистрали ТМ-IX по ул. Пшембаева от ТК-25Э до ТК-4А протяженностью 2 160 м;

– вынос 13 683 метров квартальных теплосетей с частных территорий и строительство в связи с этим блочных тепловых пунктов.

Таким образом, можно отметить, что программа модернизации тепловых сетей была выполнена частично.

Исходя из полученной информации, можно сделать вывод, что проблема, которая была выявлена давно (и даже была спрогнозирована возможная авария в ближайшем будущем) привела к тому, что ответственность за ЧП ляжет на персонал ТЭЦ, который увеличил давление в тепломагистрали.