• Главная
  • >
  • Два митинга одного алматинского уик-энда

Два митинга одного алматинского уик-энда

24.04.2022

На протяжении двух выходных дней подряд на двух площадках, специально закреплённых постановлением маслихата Алматы в качестве места проведения публичных мероприятий (всего в городе три таких места) прошли две митинговых акции. Первая из них была посвящена защите свободного доступа к Интернету, вторая – защите политических заключённых, так что оба митинга можно безусловно назвать правозащитными.

Действуя в полном соответствии с принятым в 2020 году законом об уведомительном порядке проведения мирных собраний, организаторы обоих митингов заблаговременно подали в акимат Алматы уведомление о времени и месте проведения, однако судьба этих уведомлений оказалась разной:

● первую заявку власти южной столицы согласовали, в результате чего митинг в парке имени Махатмы Ганди прошёл в субботу 23 апреля без каких-либо препятствий со стороны наблюдавших за ним представителей акимата и полицейских;

● инициаторы митинга в воскресенье 24 апреля на площади Валиханова, так и не дождавшись от акимата какого-либо ответа на своё уведомление, вышли на площадь явочным порядком и были встречены полицейским оцеплением. Лишённые возможности провести свой митинг у памятника Чокану Валиханову, участники акции попытались пройти шествием по улице Шевченко до проспекта Достык, в ходе которого подверглись задержаниям.

На планы затыкания Казнета пусть президент страны наложит вето!

Митингу в защиту свободного доступа к Интернету предшествовали следующие события. 9 апреля депутаты Мажилиса проголосовали за принятие скандально известного законопроекта о борьбе с кибербулингом детей, предложенного осенью прошлого года депутатами Айдосом Сарымом и Динарой Закиевой. Под предлогом защиты детей от травли этот проект узаконивал и без того активно используемые нашими властями формы ограничения доступа к социальным сетям вплоть до полного отключения Интернета. 14 апреля депутаты Сената вернули в Мажилис уже принятый мажилисменами законопроект с указанием на необходимость внесения ряда правок. А уже 20 апреля депутаты нижней палаты проголосовали за предложенные коллегами из верхней палаты поправки, после чего закон ушёл на подпись к главе государства.

Однако независимые эксперты и общественники считают внесённые правки несущественными; по их мнению, принятый парламентом закон остался таким же репрессивным, каким и был на стадии выдвижения. Об этом говорили ораторы на митинге 23 апреля, указывая на то, этот закон ухудшит и без того нерадостную ситуацию со свободой слова в Казахстане.

Так, правозащитник Татьяна Чернобиль заявила на митинге, что защита детей от кибербулинга – всего лишь повод для цензуры и контроля информации в Интернете. «Решать проблему кибербулинга можно по-разному, но нельзя ограничивать права всех пользователей Интернета. Мы предлагаем прекратить контролировать и цензурировать Интернет. Методы борьбы с кибербулингом должны быть соразмерными, а не безграничными», – сказала Татьяна Чернобиль.

А главный редактор сайта Factcheck.kz Думан Смаков в своём выступлении констатировал, что несмотря на некоторые смягчения в ходе перекочёвок из Мажилиса в Сенат и обратно закон Сарыма-Закиевой как предоставлял ранее, так и теперь предоставляет власть предержащим ряд возможностей блокировать социальные сети и мессенджеры. Думан Смаков призвал президента РК Касым-Жомарта Токаева воспользоваться правом вето и не подписывать принятый парламентом репрессивный закон.

Участники митинга демонстрировали плакаты с призывами  «Свобода слова заканчивается там, где парламент принимает такие законопроекты», «Не заставляйте людей пользоваться ВПН – займитесь увеличением ВВП!», «Хотите как в России?» В последнем случае имелась в виду блокировка российскими властями доступа к Фейсбуку и Инстаграмму в ходе военного вторжения в Украину, от которого Казахстан вроде бы дистанцировался.

Поверх основной темы митинга пытались высказаться также и родственники людей, задержанных во время и после январских событий и до сих пор находящихся под следствием в СИЗО. Они говорили о пытках, которым подвергались их близкие, о безнаказанности силовиков, которые пытали задержанных. Впрочем, эта повестка больше соответствовала митингу в защиту политзаключённых, который проходил на следующий день после митинга в защиту свободного доступа к Интернету.  

В Новом Казахстане преследуют за политику так же, как и в старом

Участники митинга в защиту политзаключённых требовали освободить арестованных  во время и после январских событий, а также оппозиционного политика Жанболата Мамая, арестованного уже в конце февраля после митинга на площади Республики, посвящённого  памяти жертв Кровавого января. Организатор новой акции протеста Айгерим Тлеужан заявила, что будет проводить каждую неделю одиночные пикеты с требованием освободить всех политзэков «до тех пор, пока не будут освобождены все политические заключенные».

Представители акиматали через мегафон устное предупреждение о «незаконности мероприятия», а полицейские начали разгонять протестующих. Когда же некоторые из них попытались пройти шествием по улице Шевченко в сторону проспекта Достык, полиция начала задержания. По имеющимся предварительным данным, были задержаны 12 человек. Среди задержанных оказались организатор акции протеста Айгерим Тлеужан и журналист портала Vlast.kz Данияр Молдабеков.

Помимо оцепления и задержаний власти применили против участников несогласованного митинга ещё и такой приём, который можно назвать перехватом назначенного места проведения акции протеста. В указанном месте и в указанное время неизвестными молодыми людьми было организовано нечто вроде ярмарки для молодёжи, которая «просто решила весело провести время и потанцевать», как сказал корреспонденту портала Vlast.kz один из устроителей провластного контрмероприятия.

См. «Старые» политзеки переходят в «Новый Казахстан» (фото, видео)»

Фото Дмитрия Тихонова


Смотрите также