Дурная история

22.11.2024

В Таразе начался процесс по делу полицейских Бекзата Акмаганбетова и Галымжана Мамбетова, которые шили дела по наркотикам молодым парням. Пожалуй, это первый случай, когда адвокаты добились не только отмены наказания и возмещения ущерба, но и привлечения к ответственности провокаторов, в данном случае полицейских.

Пока в суд поступило только одно дело, где потерпевшим является оправданный Константин Горбунов (см. “Он же Ерик, он же Бекзат…”, “Время” от 20.4.2023 г.). По сообщению прокуратуры Жамбылской области, “в ходе расследования доказано, что действия сотрудников полиции были направлены не на пресечение преступления, а на соз­дание условий для преступной деятельности Горбунова К., связанной с незаконным оборотом наркотических средств, то есть являются провокацией преступления. По результатам расследования добыты неопровержимые доказательства, на основании которых подозреваемым предъявлено обвинение по статьям за превышение власти или должностных полномочий, а также за фальсификацию доказательств и оперативно-­ра­зыс­к­­ных материалов”.

Сам факт прокурорского реагирования на историю с провокацией наркопреступлений беспрецедентный. Изначально дело рассматривалось, точнее сказать, волокитилось, управлением собственной безопасности, а потом и местным ­антикором около года. Дважды его необоснованно прекращали за отсутствием состава преступления. Поэтому спецпрокуроры забрали это дело, и наконец оно сдвинулось с места. Они же сейчас ведут следствие по злоупотреблениям в отношении Андрея Устиновщикова и Андрея Черепанова, которые, как и Горбунов, стали жертвами произвола полицейских и были оправданы судом.

Интересы потерпевших представляют адвокаты Габит и Аскар Прмагамбетовы. Габит Прмагамбетов, защитник Горбунова, считает, что для подсудимых полицейских избрана слишком мягкая мера пресечения, и подал ходатайство о ее изменении с домашнего ареста на содержание под стражей. Но суд №2 Тараза в удовлетворении отказал.

– С данным судебным актом мы не согласны. В заявленном ходатайстве в ходе предварительного слушания по данному делу были приведены достаточные обстоятельства, указывающие на наличие тяжких последствий инкриминируемых подсудимому Акмаганбетову преступлений и на возможность влияния подсудимого на ход судебного следствия, – объясняет Габит Прмагамбетов. – Содержание под стражей в качестве меры пресечения применяется за преступления, по которым предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет. Бывший опер­уполномоченный Акмаганбетов предан суду по статье 362 Уголовного кодекса (“превышение власти или должностных полномочий”), наказание по которой предусмотрено в виде лишения свободы на сроки от 5 до 10 лет. Поэтому постановление суда №2 было решено обжаловать в коллегии по уголовным делам Жамбылской области.

Пока судебная коллегия рассматривает частную жалобу, расскажем о делах, по которым Верховный суд уже отменил приговоры. Например, на Андрея Устиновщикова Акмаганбетов состряпал дело по той же схеме, что и на Горбунова: склонял к совместному употреблению наркотиков, а потом на него же донес. Андрея осудили на 11 лет, из которых он уже отсидел четыре. Адвокат Аскар Прмагамбетов обращает внимание на то, что в делах, которые вел Акмаганбетов, фигурируют одни и те же свидетели и понятые, кочуют из одного дела в другое в разных ипостасях.

– Например, при проведении следственного действия присутствовали понятые Абдумажитов и Токберген. Как следует из ответа ДУИС по Жамбылской области, понятой Абдумажитов на тот период являлся лицом, условно-досрочно освобожденным от отбывания наказания. А это служит основанием для признания протокола следственного действия недопустимым в качестве доказательства, – объясняет адвокат.

Еще одной оправданной жертвой Акмаганбетова и Мамбетова является Андрей Черепанов, который был осужден на 10 лет в прошлом году. Согласно материалам уголовного дела, его провоцировали на преступление некие свидетели Коля и Дилик, которые давали ему деньги и просили приобрести дурь через телеграм-боты.

Когда полиция пришла с обыском к нему домой, то якобы нашла сверток с наркотиками под навесом. Однако соответствующих экспертиз и дактилоскопических исследований следствие так и не провело. Да и какой был смысл Черепанову при­обретать наркотики через Телеграм, если у него дома был целый пакет дури? Похоже, у оперов, задумавших этот сценарий, с логикой были проблемы. В итоге Черепанов также оправдан.

В производстве Габита Прмагамбетова также находятся дела в отношении Искандара Азимова, Сергея Горбачева, Виктора Дмитриева, Андрея Трофименко и Анатолия Кириленко. Каждый из них уже получил срок от 10 лет и отбывает наказание. У всех схожие истории, во всех делах оперуполномоченными также являются Акмаганбетов и Мамбетов. И во всех этих делах, по словам адвокатов, понятыми и свидетелями проходят лица, зависимые от органов уголовного преследования.

Прокуроры отмечают, что сейчас за незаконное вовлечение семи человек в орбиту уголовного преследования в отношении сотрудников полиции проводятся досудебные расследования по фактам провокации преступлений и превышения должностных полномочий.

ИСТОЧНИК:

Сайт газеты «Время»

https://time.kz/articles/risk/2024/11/20/durnaya-istoriya

ФОТО: Айжан Ауелбекова (газета «Время»)